• РЕГИСТРАЦИЯ

Древнерусское искусство во многом сформировалось на базе византийского культурного наследия...

4 861

Византия — государство, которое сформировалось после смерти императора Феодосия I (346–395) в результате раздела Римской империи на две части— восточную и западную. Собственно, Восточная Римская империя и есть Византия. История ее растянулась более чем на тысячу лет (395–1453). Византийцы гордо называли себя «ромеями», единственными наследниками Древнего Рима, и по сути имели на это полное право.

Столетиями Византия определяла политику во всем цивилизованном мире. Многие историки утверждают, что именно отсюда на Русь пришло христианство (988). И древнерусское искусство во многом сформировалось на базе византийского культурного наследия.

Византия подарила миру одну из самых совершенных систем права, множество памятников мировой архитектуры, шедевры пластического и поэтического искусства, богатейшее богословское и философское наследие. Трагическое падение Константинополя под натиском турков-османов (1453) ознаменовало собой не только гибель Византийской империи, но и символический закат эпохи — Средних веков...

17 января 2020 года в Москве на 82-м году жизни скончалась искусствовед, византинист, заслуженный профессор МГУ Ольга Сигизмундовна Попова. Мы выражаем свои соболезнования родным Ольги Сигизмундовны и вспоминает наш с ней разговор.

«В византийском искусстве мы никогда не встретим размышлений над негативными сторонами жизни. Византия создала искусство торжества, праздника, радости. В нем нет трагического, нет темы страха, ужаса, отчаяния. Византийские художники практически никогда не изображали черта. Даже на иконах “Страшный суд” или “Лествица”, где без нечистой силы не обойтись, бесы совсем не страшные. И это, если вдуматься, существенная сторона византийского миросозерцания», — рассказывает Ольга Попова, доктор искусствоведения, один из крупнейших специалистов по Византии. А что еще интересного было в том, как византийские художники видели и чувствовали мир? Об этом наш  разговор с Ольгой Сигизмундовной.

Чего не найти в византийском искусстве?

— Византийское искусство: прорыв к свету, а не занудство— Ольга Сигизмундовна, но ведь на средневековых западно-европейских иконах и картинах мы постоянно встречаем изображения нечистой силы…

— Конечно, и в этом смысле средневековое искусство Западной Европы разительно отличается от византийского: здесь черти и вообще демоническая сила играют огромную роль в художественном сценарии и построении композиции. Человек, подходящий к романскому собору, должен увидеть такое, от чего он точно придет в трепет. И этот страх должен натолкнуть его на какие-то очень важные размышления. Перед ним разворачивается сцена Страшного суда, где дьявольские силы изображены предельно натуралистично и производят неизгладимое впечатление: у бесов огромные пасти, клыки — сожрут не задумываясь!

Ничего подобного в Византии нет. Здесь в сюжете Страшного суда доминирующую роль играет райская композиция, а адские мучения — вторичны и не оказывают такого устрашающего воздействия на человека.

— Помимо темы страха и отчаяния, чего еще мы никогда не встретим в византийском искусстве?

— Реализма. Натуральным, природным, естественным здесь никогда не интересовались. Все свои образы византийские художники создавали над натурой, как бы минуя материальное и прорываясь к вечному. Можно сказать, что они изображали не сами материальные предметы, а божественные «идеи» о них. Нет в византийском искусстве и резкости движений, динамики — здесь все упорядоченно, гармонизированно, созерцательно.

— С чем связаны такие различия искусства западно-европейского и восточного, византийского? Ведь это же одна и та же эпоха…

— Чтобы ответить на этот вопрос понадобится не одна и даже не две лекции — настолько это огромная тема. Поэтому ограничусь лишь несколькими замечаниями. Во-первых, в западном и восточном христианстве сложились свои специфические мировоззренческие оттенки. В том числе и из-за этого постепенно наметились и различия в искусстве.

Византийское искусство насквозь пропитано классическими, античными образами. Для Византии античность была родным домом, который она никогда не покидала. Здесь не случилось той катастрофы, которая произошла на Западе: древние традиции не пресекались, ремесло развивалось, города продолжали расцветать. Европа же пошла иным путем. После завоевания ее территории варварами она утратила свое средиземноморское культурное наследие и потом столетиями напряженно пыталась его себе вернуть. И этот поиск классических форм в конце концов увенчался блестящей эпохой итальянского Ренессанса.

Для православного мира самый главный, центральный праздник — это Пасха. Она — вершина церковной жизни, пик человеческого бытия. На Западе же Пасха играет более скромную роль. Там центральным торжеством является Рождество. Даже сегодня, если вы в святочные дни попадете в любую европейскую страну, то увидите, с каким размахом отмечается этот праздник: сказочно украшенные улицы, ломящиеся от подарков магазины, праздничная суета, гуляния. Конечно, и у православных Рождество — очень важный и любимый праздник, но все же наивысшее, предельное торжество — это Пасха.

Кроме того, на Западе был сделан акцент на человеческой судьбе Спасителя. Внешний, человеческий образ Христа, перипетии Его жизни здесь, на земле — вот что интересовало каждого западноевропейского художника. Выделяется даже особый иконописный (а позднее и художественный) цикл — страстной, сфокусированный на событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа. Нельзя сказать, что подобного цикла нет в православной культуре, тем более, что в Византии он также был очень важен, но все-таки главное в византийском искусстве — это Сам образ, лик Христа, Его внутренняя глубина.

— Разве латинское искусство лишено глубины?

— Нет. Я вовсе не хочу, чтобы ваши читатели воспринимали меня как противницу латинского искусства. Это совсем не так. Я лишь пытаюсь передать различие оттенков, не более. Моя французская коллега, профессор Сюзи Дюфрен однажды сказала: «Для вас, православных, самое главное — образ. А у нас главное — это слово, текст. Поэтому у нас не получается так вникать в византийское искусство, как это делаете вы».

Христианская античность: возможно ли?

— Что было для византийцев источником вдохновения?

— В Византии было и светское искусство. И, по-видимому, чрезвычайно развитое и богатое. Но, увы, от него до нас практически ничего не дошло. Если же говорить о религиозном искусстве, то оно выстраивалось вокруг догмата о Боговоплощении: Бог стал человеком, Он стал видим и, следовательно, может быть изображен.

Когда отцы Церкви сформулировали догмат о Боговоплощении, антропоморфное искусство (ориентированное на изображение человека. — Прим. ред.), на котором стояла античность, стало допустимым и в христианском мире. И произошел удивительный сплав, в котором античная форма наполнилась абсолютно новым, христианским содержанием.

Но самое удивительное в другом. История Византии полна убийствами, переворотами, подлостями. В этом смысле она ничем не отличается от западной средневековой истории. Это был период, отмеченный приматом силы, и идея, что власть может быть получена любой ценой, была одной из главных. И вот в таком византийском обществе, мягко говоря, не отличающемся высокой нравственностью, создается искусство, которое способно размышлять о Божественном на такой головокружительной высоте.

— А Вы считаете, что такие размышления — удел аскетов?

— Нет, мне важно показать, что даже несмотря на мрачность и жестокости той эпохи, у византийских художников сохранялась великая устремленность к святости. Они выработали поразительный стилистический язык, с помощью которого создавали глубочайшие образы.

Язык, на котором говорит византийское искусство, безусловно наполнен символами, которые нужно уметь расшифровывать. Но иначе нельзя было решить такую грандиозную задачу: изобразить то, во что человек верит, то есть нечто принципиально невидимое, нематериальное.

Фрагмент византийской иконы, на котором видны высветленные элементы. Снятие со креста; XIV в.; Византия

— То, что Спаситель или святые на иконах и фресках изображались на золотом фоне — одно из проявлений подобного символизма?

— Конечно. Дело в том, что в сознании византийцев золото символизировало Божественный свет. Вообще-то природа света передавалась не только золотом, но и белилами. К примеру, на фресках Феофана Грека на ликах и одежде святых большие белые «движки» света. И фигуры людей расчерчены световыми линиями. Это так называемые пробела (высветление одежд, зданий, горок и пр.)— свет, который насыщает всякую художественную форму. А золотой цвет всегда символизировал присутствие Божественного света.

Можно вспомнить икону Богородицы, которая называется «Ярославская Оранта» («оранта» переводится как «молящаяся». — Прим. ред.). Она хранится в Третьяковской галерее. На этой иконе вся одежда Богородицы расчерчена массивными золотыми штрихами — так называемыми ассистами, — которые наполняют ее фигуру Божественным светом.

Скучное искусство?

— Художественное наследие Византии представлено главным образом иконописью. Но икона консервативна, подчиняется строгим канонам. Значит ли это, что византийское искусство просто застыло?

— То, что византийское искусство застывшее и занудное — миф.  Оно не знало стагнации. У него тысячелетняя биография (с IV по XV век. — Прим. ред.), со своими взлетами и падениями. И иконописные образы не всегда были одинаковыми: они перерабатывались, дополнялись новыми деталями, реагируя на те или иные исторические события. Икона впитывала в себя и постоянно шедшие в империи богословские споры.

Сретение Господне; Византия.; XIV в.

— А как же канон?

— Конечно, иконографическая «догма» всегда была устойчивой и неизменной. Но к XIV веку, в период поздней Византии, иконография становится чрезвычайно разветвленной — умножается количество сюжетных деталей — и все более «разговорчивой», литературной, повествовательной. Но парадокс в том, что вместе с приобретением этого творческого многообразия она утрачивает свою целостность, свой внутренний духовный стержень: он как бы заслоняется этой внешней детальной пестротой.

А вот классический византийский образ не обладает такой «литературностью», и в этом его величайшее значение: в своей предельной простоте византийская икона достигала глубочайшей степени выразительности.

— И как удавалось сохранять такое единообразие на территории огромной империи?

— А в разных регионах империи иконописные школы двигались своими путями, вырабатывая собственную стилистику. Вот например: после IX века, когда с ересью иконоборчества было покончено, византийское искусство пережило взлет. В Константинополе для Софийского собора создается образ Богородицы с Младенцем, сидящей на троне, а по бокам два архангела — Михаил и Гавриил. Это утонченный образ, с прекрасными, аристократическими ликами. Он буквально пронизан тончайшей внутренней поэтичностью. Такой мог появиться только в столице и, видимо, создавался какими-то высокородными, знатными художниками.

Примерно в это же время в Салониках (территория современной Греции. — Прим. ред.) существует другой художественный центр, создавший мозаики местного Софийского собора. В куполе этого храма — композиция «Вознесение Христово»: Господь в окружении ангелов поднимается на небо. Христос находится в круге — это сияние Божественной славы, а вокруг расположены фигуры Его учеников и Богородица. В этом образе нет константинопольской утончённости, он выполнен мощно, ударно, экспрессивно.

Византия знала разных мастеров, разные художественные школы, подходы, стили. Поэтому искусство здесь постоянно находилось в развитии.

— А храм для византийцев был только центром религиозной жизни?

— Нет, это был еще и своеобразный информационный центр, настоящая энциклопедия. Попадая в него, человек оказывался в пространстве, наполненном различными изображениями. Здесь были и образы святых, и некоторые моменты их жития, и сюжеты библейской истории, и порой важнейшие события истории государственной —все это формировало специфику мировоззрения, фундаментальный набор представлений о мире и о человеке.

Кроме того, священник почти за каждым богослужением читал проповедь, которая нередко касалась каких-то злободневных проблем в империи. В некоторых храмах имелась своя библиотека. Одна из самых крупных находилась в Софийском соборе в Константинополе.

Вообще, о соборе Святой Софии стоит сказать отдельно, потому что он стал своеобразным символом византийского искусства. В нем представлены все наивысшие творческие достижения империи. Это был самый большой собор в Византии. Внутри него — колоссальное пространство, с огромным количеством окон, от чего весь храм буквально залит потоками света. И эти потоки в определенное время дня имеют определенное направление — так искусно они спланированы.

Безусловно, Софийский собор — пример инженерного гения. Взять хотя бы знаменитый купол, который считается самым большим в мире. Он очень тяжелый. И во время строительства, чтобы нейтрализовать распор (ту силу, которая стремится обвалить купол. — Прим. ред.), пришлось по бокам главного купола достроить еще два полукупола, а к ним с каждой стороны — еще по три. Только так удалось нейтрализовать нагрузку на центральный купол.


ФОМА (фрагмент беседы)

Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με

    Что это за генерал Чайко, который прибыл спасать Асада
    • Hook
    • Сегодня 10:54
    • Промо

    Битва за Алеппо, за экономическую столицу Сирии, длилась более четырёх лет. В ней гибли русские и сирийцы. Потеряли Алеппо сейчас за три дня. Наш лучший эксперт по Ближнему Востоку Семен Багдасаро...

    "Умная энергия матерящегося человека перемещена в телесный низ... Это ужасно."

    Почему мат стал нормой для многих? По мнению отца Андрея Ткачёва, мат стал нормой для многих, потому что в последние десятилетия он легализован в медийном пространстве. Например, нецензурная лекс...

    Они ТАМ есть: «кому нужнее»

    Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      То, что сказал депутат Фёдоров, — это гимн потребителя. То есть в тылу живут потребители, которые умрут от голода без доставки колбасы и за её доставку готовы будут заплатить больше, чем эта колбаса стоит, лишь бы не выходить из дома. (с)

      Большой резонанс на этой неделе вызвали слова депутата ГД Евгения Фёдорова, выступившего в защиту мигрантов. «Борьба с мигрантами — это борьба за подрыв тыла», — сказал он. Ещё из его заявлений:  «Курьеры будут всегда, потому что жрать люди хотят — зовут курьера. Просто курьер уйдёт с военного завода, потому что в курьере ему платит рынок. На военно...
      535

      ВОСТОК — ДЕЛО ТОНКОЕ

      Кризис в Сирии (провинция Алеппо): засады курдов на протурецких боевиков. Обстановка по состоянию на 16.00 4 декабря 2024 года.Несмотря на эвакуацию большей части подразделений «Сирийских демократических сил» (СДС) в Менбидж и провинцию Ракка, в Алеппо и сельской местности еще остаются курдские ополченцы, совершающие вылазки. В ходе одной из таких они ли...
      150

      Хорошо бы отправить всех топ-менеджеров из нашего шоу-бизнеса рыть блиндажи, думаю, тогда бы через месяц-другой всё бы наладилось, а пока голубые огоньки будут сверкать своей голубизной с придворными артистами ©

      Даже страус не засовывает голову в песок, он прикладывается головой к земле и прислушивается не приближается ли противник, это вам не «наш» шоубизнес, который прячется глубоко в тылу и продолжает одурманивать и наживаться на слушателях. Самые популярные российские радиостанции ставят мои песни двадцатилетней давности, не замечая новинок о нашей военной ...
      705

      К исходу 2024 стало заметно резкое падение прибыли по всему материальному производству на фоне роста доходов банковского сектора (с)

      Путин выступит сегодня на форуме ВТБ «Россия зовет» в рамках обсуждения макроэкономических проблем. Содержание его выступления, очевидно, затронет и крайне напряженную ситуацию, которая сложилась в реальном секторе экономики к исходу года вследствие сверхжесткой ДКП Центробанка. Основным ее итогом к исходу 2024 стало резкое падение прибыли по всему мате...
      1063

      Как быть с душой и совестью? (с)

      На фронте без перемен. Точнее, перемены есть и моментами они не очень хорошие.  Запрет передвигаться нашим военнослужащем на личном транспорте и на переданном в рамках гуманитарки - вредный, несмотря на то, какие причины приводятся в распоряжении. Не нужно мешать всё в одной кастрюле. Нарушения дисциплины и конкретных солдат и офицеров - это ответст...
      560

      Вменяемым людям не нужно объяснять, что все происходящее сегодня на постсоветском пространстве, как и во многих других странах мира, насилуемых США, результат геополитической катастрофы 1991 года ©

      Черный день нашей истории. А это тоже надо фиксировать. Чтобы помнили. 3 декабря 1989 в ходе Мальтийского саммита - переговоров президента США Буша-старшего и Горбачева была окончательно сдана Германия, вся Восточная Европа, будущее СССР, будущее многих других стран, но главное - сотен миллионов людей по всему миру. Думаю, всем вменяемым людям не нужно о...
      556

      Сегодня судья Челябинского облсуда Елена Антонова, смягчившая приговор мигранту, подала в отставку (с)

      12 сентября 2024 года Челябинский областной суд значительно смягчил приговор мигранту из Таджикистана Назарали Сайакбарову, осужденному на восемь лет за изнасилование 16-летней девушки в Магнитогорске, отец которой в это время находился в зоне СВО. Изнасилование несовершеннолетней п. „а“ ч.3 ст. 131 УК РФ превратилось ...
      1798

      НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ

      Борьба с мигрантами - это подрыв тыла, так как если мигранты не будут работать курьерами, то в курьеры пойдут рабочие с военных заводов, ведь курьер получает больше (с) - депутат Госдумы Евгений Федоров Вот это я понимаю, с козырей зашел. То есть, если у нас толпы необразованных мигрантов не будут занимать сотни тысяч высокооплачиваемых вакансий, то высо...
      635

      «Послезавтра уже никто не выйдет. Мы должны что-то сделать. Нам нужно что-то серьёзное. Если не будет трупа, люди уже не придут». (с) — азы демократии

      «Нужен труп». Пятые сутки беспорядков в Тбилиси. В сети появился ролик, на котором участники протестов обсуждают сценарий дальнейших акций. Для масштаба и «серьезности» нужна жертва, отмечают они:«Послезавтра уже никто не выйдет. Мы должны что-то  сделать. Нам нужно что-то серьёзное. Если не будет трупа, люди уже не придут».Беспорядки устраивают, на...
      1073

      «Хуже вражды с англосаксом может быть только дружба с ним» (с)

      Учиться нам у Сталина, еще многому учиться... По мере успешного решения задач СВО и демонстрации силы России из недружественных стран будут все чаще поступать примирительные сигналы, звучать приятные для Кремля слова ученых, журналистов и политиков. В такой ситуации нельзя расслабиться и в очередной раз поверить словесной шелухе. Нужно всегда помнить, что во...
      294

      Вывод капитала из страны приобрёл неприличные масштабы, и, безусловно, Мишустину это понравится не могло (с)

      Конфликт между финансовой частью правительства и премьер-министром Мишустиным я описывал уже много раз. И много раз объяснял, что это вопрос политический и на уровне премьера решён быть не может.  И вот, появляется, что называется, новая вводная: «Ужесточен контроль за деятельностью министра финансов Силуанова. Минфин РФ должен будет согласовыв...
      1904

      ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

      Русский интеллектуал геройски погиб на СВО. 20 сентября 2024 года при выполнении боевого задания в зоне специальной военной операции погиб студент исторического факультета МГУ Иван Дмитриевич Харламычев.Будучи студентом II курса бакалавриата Исторического факультета МГУ Иван Харламычев взял в ноябре 2023 года академический отпуск, чтобы добровольцем отпр...
      223

      Так и хочется спросить - это уже Еуропа или еще нет? — до фронта доезжают "не только лишь все" (с)

      Общение в ТЦК: "Я тебя сейчас оправлю в "гондурас" (учебку) и тебя там в палатке прирежут..." "Я тебя завтра в "гондурас" (учебка) отправлю. Там тебя в палатке в "гондурасе" прирежут, с@@а, понял. Там 30% небоевых потерь, на@@й. Только в учебке...""...У меня зрение -6, я негоден. Слышь ты, я тебе сейчас глаз выколю и тогда у тебя вообще глаза не будет.....
      185

      Проблемы дезертирства не свидетельствуют об исчерпании мобилизационного потенциала ВСУ и тем более тотального дефицита живой силы (с)

      В западной прессе продолжают мусолить тему проблем т.н. Украины с живой силой. На этот раз в Financial Times рассказывают о том, что за год прокуратура киевского режима возбудила 60 тысяч уголовных дел за дезертирство в ВСУ — больше, чем за два предыдущих года вместе взятых. Авторы материала ссылаются на представителей 123 омбр: по их словам, в ходе октя...
      443

      Если Асад хочет уцелеть, чистить придется не только армию, но и полит-администраторов. Включая друзей, родственников и родственников друзей. (с)

      Очень коротко, прямо совсем «в легкую» выскажусь к сумеркам по ситуации в Сирии, которая начинает обретать некую упорядоченность, как упорядоченность начинает обретать конфигурация сторон, но еще не их цели и интересы. Для начала несколько констатаций для основного канала: - Попытка переворота в Дамаске и захвата Латакии была. Ее неудача – и здесь, конеч...
      1473

      Стратегическая линия воздействия на Россию выстроена вполне по-американски: лишить её свободы манёвра по главным направлениям, истощив за счёт конфликтов на периферийных направлениях.©

      Можно считать обострение конфликтов в различных регионах мира случайностью. Но размах событий — от Косово до Абхазии, от Грузии до Сирии, — а особенно то, что произошло это как бы «в развитие» явно носящего стратегический характер решения Белого дома о новом цикле эскалации конфликта с Россией, делает такое предположение наивным. Эскалация, к слову, выра...
      458

      В государствах Средней Азии с исламистами борются безжалостно. Вы не увидите в Узбекистане мрачных бородачей на улицах. Они все оттуда уезжают. В Сирию, например. Или не в Сирию. ©

      Военблогер из Хайят Тахрир Аш-Шам это конечно новый уровень инфовойны у исламистов. Прежде, репортажи "с колес" были у боевиков на втором месте (ролики в ТикТок и YouTube, вроде знаменитого штурма тюрьмы, не в счёт), а на первом документальный фильмы. Вспомним классический пропагандистский "Звон Мечей" от игиловской студии Аль Фуркан. А теперь вот так, р...
      451

      Как только немногочисленные передовые отряды бандитов встретили серьезное сопротивление, и они увидели, что при их появлении никто не бежит, они сами быстро дали деру ©

      Сирия — надеюсь время «перегруппировок» кончилось... Как и время неэффективных командиров, которых из уже непонятно каких соображений, вместо того, чтобы выгнать хотя бы в отставку, пытаются пристроить то на одно, то на другое «тепленькое место», где они своей некомпетентностью неизменно наносят вред российской государственности. Надеюсь, снятие с должно...
      1959

      Русский рок был протестным на исходе советского периода, и сейчас он вновь протестный, он против либеральной мерзости, западного глобализма, против поругания человечности ©

       На концерте Чичериной в Зеленограде Настоящий русский духоподъемный рок. Невероятный талант, горячая любовь к родине, мастерство, честность, фонтанирующая жизненность, устремленность к правде – все в одном лице. Русский рок был протестным на исходе советского периода, и сейчас он вновь протестный, он против либеральной мерзости, западного глоб...
      455

      Запад наращивает военное производство в Европе и США, готовясь к прямому военному противостоянию с Россией и толкает Зеленского на снижение мобилизационного возраста ©

      ▪️ На прошедшей неделе Верховный второй раз подчеркнул решимость России отвечать ударами «Орешника» на эскалацию конфликта Киевом, который применяет американские ракеты по территориям «старых» регионов России. Вновь прозвучали слова про центры принятия решений во вражеской столице. Но противник показательными ударами ATACMS по пустующему аэродрому в Курской области, н...
      399
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика