Один человек сшил платье, другой – его продал, третий – его купил. И вот человек надел его на себя и сам себе нравится, хотя его участие – самое элементарное: подумаешь, натянул на себя тряпку! Или ученик в школе: «А мне пять поставили!» А если у него спросить, а что ты и как отвечал, за что тебе поставили пятерку – он даже может и не вспомнить. Главное – что получил пять. Ему важна оценка. Поэтому задача педагога, воспитателя, священника – научить человека тому, чтобы он стремился к изменению качества своего ума и сердца...
Тщеславие – это свойство каждой души в силу грехопадения человека и пораженности его души, ума, сердца. Это наблюдается еще в детях: ребенок ищет не собственного качества, а ищет похвалы даже и ни за что.
Один человек сшил платье, другой – его продал, третий – его купил. И вот человек надел его на себя и сам себе нравится, хотя его участие – самое элементарное: подумаешь, натянул на себя тряпку! Или ученик в школе: «А мне пять поставили!» А если у него спросить, а что ты и как отвечал, за что тебе поставили пятерку – он даже может и не вспомнить. Главное – что получил пять. Ему важна оценка. Поэтому задача педагога, воспитателя, священника – научить человека тому, чтобы он стремился к изменению качества своего ума и сердца.
И вот для такого тщеславия, которым поражены абсолютно все люди, лишь с разной степенью поражения, существуют два метода, указанные нам святыми отцами. Причем, надо обязательно поставить себе задачу избавления от тщеславия, и постановка такой задачи и есть начало покаяния.
Первое, что совершенно необходимо: молчать, когда тебя не спрашивают. Не отвечать больше, чем содержит сам вопрос. Никогда ни в каком случае не высказывать собственное мнение. А если всё же просят его высказать, то надо убедиться в том, что человеку это действительно надо, и он очень настойчив. Тогда можно высказаться, но очень кратко и так, чтобы в этом мнении не было превозношения или осуждения кого-то. Но лучше всего – молчание. Безмолвие способствует избавлению. Это первое.
И второй способ, который является радикальным. За год можно избавиться от тщеславия. Это – полюбить поношение. Для человека очень болезненно, когда его ударяют в правую щеку. Когда его, как мы говорим, оскорбляют. Надо это полюбить и кушать оскорбления, как эклеры. Если день прошел без эклера – считайте день потерянным. Пренебрежения, забвения, когда «вытирают о тебя ноги» – нужно не только этому не сопротивляться, а нужно это полюбить! И вот в таком огне тщеславие совершенно умирает. Человек становится спокойным. Тщеславие умирает само, поэтому многие Христа ради юродивые избирали такой путь с целью борьбы с гордостью и тщеславием.
Они сами вызывали эти поношения. И в течение года или двух избавлялись от этого недуга. Это радикальный, хирургический, способ. Не все могут это понести, но надо знать, что такой способ есть. То есть когда кто-то о нас «вытрет ноги» – надо не обижаться, не плакать, не жаловаться, а вспомнить об этом. Если удастся хотя бы изредка потерпеть, то всё это будет способствовать победе над тщеславием.
А желание нравиться? Ведь люди украшают себя с тем, чтобы понравиться другим. Это относится к внешнему, хотя такое стремление к украшениям прямо противоречит совету апостола Петра дамам: украшаться лучше внутренним, то есть добродетелями.
Русский народ говорит: «С лица воду не пить». И вообще некрасивых лиц нет. Если мы посмотрим в комплексе всю историю изобразительных искусств, то мы увидим самые разные лица, и записных красавцев и красавиц там встречается гораздо меньше, чем в жизни. А художники – это люди, которые в красоте смыслят. И уж если они находят в своих персонажах красоту, достойную изображения – значит, она действительно есть.
Поэтому нужно стремиться к внутренней духовной христианской красоте. А внешнее – это привлечь внимание. Но к чему в таком случае человек привлекает внимание? Только к своей одежде, потому что все мы в основном закрыты одеждой – остаются только руки и лицо. И какой в этом смысл? Опять же: кто-то разработал дизайн, кто-то раскроил, кто-то сшил, кто-то продал, кто-то купил. А ты, что – с этого славу какую-то имеешь? Это тоже смешно…
Это похоже на тех школьников, которые работают за отметку. Но опять же: с какой целью привлекает? Если твой избранник восхитился твоими кудрями или твоим макияжем, то что он скажет на следующее утро после свадьбы? Поэтому всё это – очень зыбко.
Многие говорят: «А мне хочется нравиться себе! Вот мне приятно на себя посмотреть в зеркало! Я – не для других, я – для себя!»
Некоторые так говорят, но ведь все прекрасно знают, для чего это делается! Причем, это делается не только для противоположного пола, а в основном – друг перед другом, чтобы вызвать в другом человеке зависть или опять же оценку, похвалу. Опять трата времени на нечто абсолютно пустое...
Протоиерей Дмитрий Смирнов (выдержки из интервью)
Оценили 14 человек
31 кармы