"Путешествующий, в какую сторону захочет пойти, идет, и в какую не захочет, нейдет, и когда находится в гостиннице, знает когда пришел в оную, и когда имеет отойти: вечером пришел, в утро отойдет; а если бы захотел, может замедлить или ускорит отшествием. А мы, хочем или не хочем, должны неотложно изъити от миpa сего, и нам неведомо, когда изъидем; и не в нашей состоит то воле, чтобы остаться здесь на нисколько времени, хотя бы мы и желали, но внезапно находит на нас воистину страшное таинство смерти: душа с трудом отходит от тела, разрывая, по изволению Божию, и расторгая составы и нити, скреплявшия их естественный союз. И что сотворим тогда, если заранее не подумали об этом часе, если не приготовлялись к нему и обрящемся неготовыми? О, тогда уразумеем, в коликом подвиге находится душа, при разлучении с телом! Колико сокрушается, скорбит ища помощи; и нет, кто бы ей помог: возводит она очи свои к Ангелам, и молит их, но безуспешно; простирает руки свои к человекам, и нет ей помощи ни от кого, — ни от кого, разве от Бога и добрых дел".
"Разумея, говорит он, краткую нашу жизнь, попечемся о смертном часе, не вдаваясь в молвы миpa сего и в попечения неполезныя. Всуе бо мятется всяк человек, говорит св. Писание. Хотя бы мы и весь мир прибрели себе, но в гроб вселимся, ничего не взяв туда из миpa сего, ни красоты, ни славы, ни власти, ни чести, ни другаго какого-либо здешняго блага. Вот мы смотрим в гробы, — что же видим? созданную нашу красоту безобразну, безславну, не имеющую доброты. Видя напр. обнаженныя кости, узнаем ли из них: кто царь, кто нищий, кто славный, кто неславный? где красота и велелепие миpa сего? Не все ли обратилось в смрад и приняло вид отвратительный? И вот все, что мир имеет прекраснаго и вожделеннаго, изменилось в непотребство и ничтожество: как увядший цвет отпадает, как тень мимоходит, так преходит все человеческое. Почудимся такой превратности и воззовем в душе своей: о чудесе! что сие, еже о нас бысть таинство? како предахомся тлению? како припрягохомся (подверглись) смерти? Воистинну Божиим повелением, якоже есть писано. (*) За преступление заповеди Адам подпал болезни (всякому бедствию); и за вкушение от древа в Едеме, когда змий изблевал яд свой, всеродная (для всего рода человеческаго) вошла смерть, поражающая нас. Но Владыка, который, глубиною неизреченной Своей мудрости, полагает пределы жизни нашей, и во власти Своей имеет державу смерти, снисшедши, низложил змия и, даровав нам Воскресение (заслужив нам то благодеяние, чтобы в определенное время воскреснули), преселяет рабов своих к иной жизни".
Нил Сорский О памятовании часа смертного и Страшного суда, Словое седьмое
Оценили 10 человек
24 кармы