ТРИ ДНЯ КОНДОРА (США, 1975 год)

5 835

По прошествии времени, к «Кондору» начинаешь относиться как к классике по несколько иным причинам. В этой камерной остросюжетной истории меня лично привлекает та авторская искренность (плюс талантливый профессионализм), с которой создатели отстаивают моральные (пусть даже элементарные) ценности, без которых человечество давно бы захлебнулось во лжи, клевете и неистовой жажде саморазрушения. 

Самый популярный (и лучший) фильм творческого союза Роберта Редфорда и режиссёра Сиднея Поллака, имевший большой зрительский резонанс в советском прокате (вышел у нас в конце 1981, начале 1982 года). В то время этот шпионо-политический триллер был настоящим подарком для наших любителей остросюжетного кино. И хотя темпо-ритм сей 2-часовой картины нельзя было назвать стремительным (в нём не было нескончаемых перестрелок и погонь), фильм, тем не менее, «цеплял за живое» и заствавлял пересматривать увиденное по нескольку раз.

Конечно, в советские времена «Три дня „Кондора“ интриговал с первых кадров технической мощью постановки: широкоформатный экран, мощный звук, показ фантастической шпионской аппаратуры, пистолеты и автоматы с глушителями, белокурый янки-красавец Роберт Редфорд (это был его первый и последний суперзвёздный фильм на больших союзных экранах). Причины, по которым данный фильм Поллака был приобретён „Совэкспортфильмом“ тоже были понятны каждому, — критический взгляд на американскую действительность изнутри (к тому же Поллак тогда котировался в СССР наряду со Стэнли Крамером, как «прогрессивный режиссёр», чей фильм «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» неоднократно показывали при Брежневе по 1-му каналу «Останкино»).

Однако, по прошествии времени, к «Кондору» начинаешь относиться как к классике по несколько иным причинам. В этой камерной остросюжетной истории меня лично привлекает та авторская искренность (плюс талантливый профессионализм), с которой создатели отстаивают моральные (пусть даже элементарные) ценности, без которых человечество давно бы захлебнулось во лжи, клевете и неистовой жажде саморазрушения. Герой Редфорда ('Кондор» его кодовая кличка), являясь рядовым «маленьким человеком» и попав в самый эпицентр внутренних шпионских разборок, решается на заведомо «мёртвое» противостояние своим вчерашним боссам, сначала исходя из инстинкта самосохранения, но потом. .. из чувства совести.

Режиссёр и сам Редфорд, в процессе раскручивания сюжета развивают характер Тэрнера, давая понять о НРАВСВЕННЫХ мотивациях невольной войны «Кондора» против всемогущественной разведывательной конторы.

 «Я занимался тем, что читал разные книги — детективы, комиксы, беллетристику. Находил в них разные уловки, описание всевозможных операций и убийств… Этим я постоянно пичкал компьютер. А машина уже сверяла эти «находки» с реальными планами ЦРУ. Вообще, КТО ПРИДУМАЛ ЭТУ РАБОТУ?»

 — в порыве прозрения говорит герой своей невольной пленнице Кэтти (Фэй Данауэй). Послав запрос в штаб-квартиру в Лэнгли по поводу одной из своих «ближневосточных» находок Тэрнер, сам того не ведая, подписал себе смертный приговор. Но получилось так, что это стоило жизни нескольким его коллегам, которые были уничтожены во время «обеденного» отсутствия героя (он выбежал из конторы через «чёрный ход» за пять минут до смертельного рейда трёх киллеров).

В фильме есть немало достойных актёрских работ. Они не бьют на бенефисный эффект (это поприще занято Редфордом и Данауэй, хотя они тоже играют вкрадчиво), но тем не менее ОБРАЩАЮТ на себя внимание. Например, престарелый Джон Хаусмен в роли авторитетного в Лэнгли Мистера Уобаша. И, разумеется, немногословно-харизматичный швед Макс Фон Сюдов, блеснувший ролью наёмного убийцы Жубера. Его долговязая фигура в сером плаще, очках и шляпе стала одним из визуальных символов фильма на главном рекламном плакате. Одна фраза Жубера даже стала расхожей в народе: 

«Меня никогда не интересует ЗА ЧТО? ('заказчик» хочет устранить «объект»). Меня интересует — КОГДА? Иногда — ГДЕ? И всегда — СКОЛЬКО?»

 Хотя надо признать, что популярность этой довольно сомнительной реплики во многом была обусловлена безукоризненным качеством старого дубляжа.

Уже не помню кто так отменно дублировал Фон Сюдова, но Редфорда-Кондора прекрасно «прочувствовал» Алексей Золотницкий (этот дубляжист часто гордится «своим советским Редфордом» в профессиональной тусовке. И даже сочинил историю про то, как сам голливудский небожитель, посмотрев русскую прокатную копию «Трёх дней «Кондора» лично прислал ему поздравительную телеграмму!). Также помнится и «стандартный» высокий профессионализм покойного Феликса Яворского, дублировавшего Клиффа Робертсона (высокий чин ЦРУ Хиггинс, руководивший операцией по поимке «Кондора»). Трогала в фильме и «тема осеннего одиночества», пронизывающая обречённый любовный роман между Тэрнером и согласившейся ему помочь Кэтти. И финальный редфордовский портретный стоп-кадр, застывший на эхообразной фразе уличных певцов: «ДА ПОМОЖЕТ ВАМ БОГ!».

Любопытно, что фильм оказался единственной продюсерской работой (набиравшего в те годы авторитет) независимого киноменеджера Стэнли Шнайдера, пробившего этот проект в фирме Дино Де Лаурентиса и в «Парамаунте». Но его внезапная смерть в том же 1975 году (по неизвестным причинам) заставила многих думать о «длинной руке» ЦРУ. Как бы то ни было, но наряду с «Принципом Домино»(1976), французской «Смертью негодяя»(1977), итальянским детективом «Я боюсь»(1977) — «Три дня „Кондора“ является одним из наиболее смелых, профессионально снятых и актуальных политических детективов 70-х годов (а может быть и мирового кино, как такового).

Источник

ПОСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ МОЖНО ПО ССВОКЕ: https://vk.com/video-374920...

«У МЕНЯ ПАПА ПРОКУРОР. Я ВСЕХ ОТМАЖУ». Кто и зачем напал на контуженного бойца СВО и его супругу?

Эта история из Ростова-на-Дону получила большой резонанс. Там участник СВО, который брал Бахмут, получил за службу награды, ранение и контузию, подвергся жесткому избиению толпой. По ту строну России ...

Активизация вымирания

Во время войны работают механизмы не только прямого, но и косвенного воздействия на противника. Прямые — потери на поле боя и сопутствующие, среди гражданских, а также разрушение эконом...

Сотрудники ФСБ задержали подозреваемых в поджоге вертолёта Ка-32 на аэродроме в Остафьево
  • Topwar
  • Вчера 14:00
  • В топе

Сотрудники ФСБ раскрыли поджог вертолета Ка-32 на московском аэродроме в Остафьево, совершенный неизвестными лицами в ночь с 25 на 26 апреля. Все поджигатели задержаны, сообщает ЦОС ФСБ. Согласно с...

Обсудить
  • :thumbsup: :clap:
  • :thumbsup: :clap: :sparkles:
  • Смотрел его ещё ребёнком в советском кинотеатре. Надо пересмотреть!
  • Фильм отличный, хоть режиссёр и урезал от названия книги-оригинала ровно половину: "Шесть дней кондора".