Достоинства: Дань уважения классику (снято по мотивам рассказов Кира Булычева). Современная обработка. Подбор актеров. Работа костюмеров и декораторов. Интересные сюжеты. Заставляет задуматься.
Недостатки: Для меня их нет. Мне все очень понравилось!
Категорически не согласна с тем, что нынче в кинотеатрах смотреть нечего. Не знаю, у меня таких проблем не возникает. Хожу в кино чаще, чем в последние 3-4 года. Импонирует, что в прокате стало больше отечественных продуктов. Конечно, и ерунды хватает, но среди прочего много достойных картин. Сегодня хочу рассказать об одной из них.
Люблю фантастику, поэтому сразу отметила для себя этот фильм. Да и творчество Кира Булычёва мне импонирует. Советские кинопродукты по его произведениям: сериал «Гостья из будущего» и мультфильм «Тайна третьей планеты» про приключения Алисы Селезневой до сих пор остаются у меня в числе нежно-любимых. «Тайну третьей планеты» к моему неописуемому восторгу в этом году и вовсе удалось посмотреть на большом экране. Благо, что кинотеатры нынче показывают не только новинки, но и немеркнущие классические хиты. С каким удовольствием смотрела сие в кинотеатре, словами не передать!
Фильм «Хронос» также имеет непосредственное отношение к творчеству именитого советско-российского писателя-фантаста Кира Булычёва. Так что пройти мимо этой работы решительно не могла и вдвоем с мамой отправилась на просмотр. Спешу поделиться впечатлениями от увиденного. Темой рецензии, мои дорогие читатели, станет Фильм «Хронос» (2022).
{!} ЧТО Я ОТМЕТИЛА для себя во время просмотра фильма:
ФОРМА ПОВЕСТВОВАНИЯ: рассказы или новеллы, как вам больше нравится. Нашим глазам предстает 3 истории. Две коротких и одна подлиннее. Картина рассуждает о вопросах времени, прошлом и будущем, их взаимосвязи и последствиях попыток изменить события минувших дней.
Сюжеты всех из них так или иначе связаны со временем, с различными эпохами, поэтому их логично объединили под общим названием «ХРОНОС».
Меня здесь ничего не смущает. Все кажется обоснованным. Некоторых раздражает неправомерность выбора названия для объединения, поскольку у Булычёва тоже есть цикл про Хронос, но рассказы, взятые киноделами за основу, к ним отношения не имеют. Действительно все рассказы – внесерийные произведения. Но давайте будем честны: временной цикл у Булычёва называется «РЕКА хронос», а не просто «ХРОНОС». Так что какие могут быть претензии к создателям картины?! У меня, по крайней мере, их нет.
НОВЕЛЛА №1: «ПОЛОМКА НА ЛИНИИ – снята по одноименному рассказу.
Повествует о современном пареньке, который неожиданно для себя обнаружил за стеной своей квартиры межвременной портал. В нем передаются различные артефакты (древние монеты, части экипировки и прочее) из 17 века в год 2197-й. Но неожиданная поломка на линии привела к тому, что вся эта древняя атрибутика стала складироваться в квартире нашего современника.
Но все это лирика, так сказать, антураж. Главной здесь, конечно, идет история писателя Александра Черняева, который не смог закончить свой роман «Проксима Альфа», потому что умер в блокадном Ленинграде в 1942 году. Оказалось, что писатель этот был любимым у главного героя, и он очень переживал, что тот не смог закончить произведение, хоть и писал до последнего, пока хватало сил. А тут такое подспорье! С порталом! Как не воспользоваться неожиданно открывшимися возможностями?!
Меня потрясло, к чему все привело в итоге. Так и стоит в ушах фраза: «А вы бы, как поступили?». Так задумаешься и придешь к выводу, что человек высокоморальный по-другому поступить просто не мог. Радует, что и в наше время такие люди по-прежнему встречаются. Хотя, может, и не так часто, как раньше.
За исключением мелких деталей новелла снята близко к тексту. Разве что, главный герой – паренек – не из мира советского, а мира нашего, современного. Ясное дело, что никакая ипотека и тому подобные радости жизни героев Булычёва не волновали. В 1968 году, когда был написан рассказ, и понятия такого в нашей стране-то не было. И все же осовременивание выглядит уместно. Не раздражает. Не режет глаз. Зато становится более наглядным для современного зрителя.
НОВЕЛЛА №2: «ВРЕМЕННАЯ СВЯЗЬ» - снята по рассказу, который у Кира Булычёва называется «Можно попросить Нину?».
Основу истории составляет разговор мужчины и девочки. Когда понимаешь, что именно это за девочка и где, точнее «когда» она живет, пробирает до глубины души. Пронзительно до мурашек!
Это история о добрых делах, приоритетах, нравственном выборе. Начиная с того, что у Вадима Николаевича в начале истории нет времени на собственного отца, а потом оно появляется. Просто приоритеты он начинает расставлять иначе. И, конечно, порадовал финал необычных телефонных взаимоотношений девочки Нины и Вадима Николаевича. Мне кажется, этот невероятный телефонный разговор навсегда изменил жизнь обоих. Если для девочки он был важен в большей степени с точки зрения выживания, то для второго для переоценки ценностей и расставления правильных приоритетов.
Новелла также снята близко тексту, но, как и в первом случае, есть легкие расхождения. Если сюжетная канва, связанная с Ниной, остается без изменения, то Вадим Николаевич оказывается также нашим современником. Думаю, это также пошло на пользу сюжету. Ведь разрыв между временем «тем» и «нашим» получается более разительным. Мне такие сюжетные «вольности» показались уместными.
НОВЕЛЛА №3 – «Шум за стеной» - снята по одноименному рассказу.
Эта история происходит в послевоенные годы. В некой коммунальной квартире живут мама с сыном и таинственный сосед. Здесь тоже есть место порталу в другой мир. Портальная подоплека, самоизменяющаяся комната напомнила мне дилогию «Черновик - Чистовик» Лукьяненко. Очень в его стиле. Но, если вспомнить, что «Шум за спиной» Кира Булычёва впервые был опубликован в 1977, а первая часть дилогии Лукьяненко «Черновик» увидела свет в 2005 году, вопросы о том, что появилось раньше, отпадают. Допускаю, что Сергей Васильевич в своих произведениях просто отдал дань уважения признанному мастеру. И, уж, если на то пошло, для меня «Черновик - Чистовик» - одна из самых шикарных серий у Лукьяненко, а вот рассказ Булычёва показался мне сыроватым и каким-то не оконченным. Более того, главная героиня просто вывела из себя в финале повествования. В фильме-то общая канва хоть и похожа, но воспринимается совершенно иначе.
Киноновелла понравилась мне гораздо больше первоисточника. Киноверсия сильно отличается от литературного образца, но сюжетные правки пошли на пользу истории. Мне здесь понравилось все: персонажи, их облик, возраст, взаимоотношения. Развитие истории. С чего она началась и чем закончилась. За героев хотелось переживать, чего не могу сказать о персонажах рассказа.
Еще здесь понравилось то, как была воссоздана атмосфера советского периода. Антураж, одежда, прически. Эпоха воссоздана тщательно. Все выглядит аутентично.
{!} ПОДВОДЯ ИТОГИ, можно отметить следующее:
ПЛЮСЫ:
+ До похода в кино не была знакома с РАССКАЗАМИ, по которым БЫЛ СНЯТ «Хронос». Фильм пробудил любопытство. Стало интересно ознакомиться с ПЕРВОИСТОЧНИКОМ и сравнить впечатления. Прочла все три рассказа. Два из них называются также, как и в фильме: «Шум за стеной» и «Поломка на линии». Третий у писателя озаглавлен, как «Можно попросить Нину?». «Поломка» и «Нина» поставлены близко к тексту, разве что слегка осовременены, а вот «Шум» подвергся значительным доработкам и видоизменениям. Считаю, что они пошли сюжету на пользу. Киноновелла понравилась мне значительно больше литературного первоисточника.
+ Картину поставила СТУДИЯ КИРА БУЛЫЧЁВА. Это означает, что к литературному источнику здесь по определению относятся с уважением. Полученный результат меня порадовал. Картина получилась во всех отношениях достойной.
+ В первой новелле заметила ПАСХАЛКУ к творчеству создателя литературных первоисточников. Если присмотреться к книжной полке главного героя, то на ней можно увидеть собрание сочинений Кира Булычёва. =)
+ В картине отдана дань уважения классику. В тоже же время налицо уместная современная обработка. События двух из трех новелл частично происходят в наши дни, но повествование это нисколько не портит.
+ Музыкальное сопровождение как-то особенно не выделялось, но ухо не резало, происходящее на экране дополняло уместно.
+ Отличные сюжеты взяты за основу. Хочется продолжения! Считаю, что по каждой из трех новелл можно снять крепкий фантастический полнометражный фильм. Было бы интересно на это посмотреть.
+ Увиденное поднимает нравственные вопросы, заставляет задуматься. Фильм эмоционально цепляет, заставляет сопереживать героям.
+ Отлично подобраны актеры. Больше всего запомнились работы Ивана Жидкова, Сергея Пускепалиса, Анастасии Балякиной, Михаила Горевого, Юрия Назарова и Дмитрия Ендальцева.
МИНУСЫ:
- Для меня их нет. Мне все очень понравилось!
МОЕ РЕЗЮМЕ: Фильм «Хронос» (2022) – отличный сборник новелл, снятых по мотивам рассказов известного советско-российского писателя Кира Булычёва. И мне, и маме, «Хронос» очень понравился. Истории получились яркими. За героев хотелось переживать. С удовольствием пересмотрю фильм снова. Рада, что удалось увидеть его на большом экране. Я ставлю ему заслуженную 5-ку и рекомендую к просмотру. Но, как сказала, моя мама: это кино не для всех. Кто гонится за экшеном, слишком критично относится к отечественным картинам или просто не любит думать во время просмотра, останется к картине равнодушен.
P.S. Это был "краткий" =)) обзор фильма Хронос, до встречи в следующих кинообзорах; надеюсь, что статья оказалась познавательной и доставила несколько приятных минут от прочтения. =)
Общее впечатление
Очень достойный сборник новелл по произведениям Кира Булычёва!
Оценили 14 человек
26 кармы