Фильм Карена Шахназарова "Яды, или всемирная история отравлений" снят, имхо, во вполне типичной для автора манере. Навевает воспоминания о "Городе Зеро" - своей адской смесью "бытовухи" и фантасмагории.
Герои довольно резко перемещаются во времени и пространстве. Из реальности то и дело ныряют в небытие. С жанровой принадлежностью фильма - тоже определенные неясности.
В общем, гремучая смесь еще та.
В начале эта экранная история производит впечатление самой банальной житейской драмы. Живет себе в самом центре Москвы молодой актер Олег Волков. Живет не один, а с толстой и хабалистой женой Катериной. Живет скучно, и это видно по всему. Но все меняет один звонок в дверь.
Далее экранные события резко сворачивают с рельс бытовой драмы и начинают напоминать комедию абсурда. На пороге квартиры Волковых появляется некий Арнольд, слесарь мясокомбината, с авоськой фарша наготове. Типа познакомимся поближе, да посидим по-соседски. После первой рюмки ушлый слесарь ведет толстую Катю в ванную - и там "употребляет" ее по полной. Интеллигент же Волков остается в дикой растерянности - что делать теперь?
И ведь находится человек, который подскажет ему ЧТО!
Ну а дальше начинается сплошной арт-хаус!
... Уже первое появление в кадре Олега Басилашвили, (в роли, казалось бы, самого обыкновенного пенсионера Прохорова) навевает стойкое ощущение "бесовщины". Ну и, разумеется, воландовских мотивов - хотя роли Воланда Басилашвили "ждать" еще пять лет ( "Яды..." - точно своеобразная генеральная репетиция этого).
Да и прочих отсылок к Булгакову - тут немеряно. Прежде всего, пресловутый "квартирный вопрос, который испортил москвичей". Ревность-то ревностью, любовь-любовью, но квартирные метры в фильме тоже играют не последнюю роль.
Далее. Герои беседуют на лавочке ИМЕННО у Патриарших.
Ну а потом зритель станет свидетелем чуть ли не бала Сатаны, правда с несколько иными персонажами, чем в "Мастере и Маргарите". Здесь окажутся в наличии едва ли не все величайшие отравители всех времен и народов: Нерон на пару с наперсником Локустой, император Калигула, царица Парисатида, Папа римский Александр Шестой со своей развратной дочерью Лукрецией.
Ну и, конечно, же Чезаре Борджиа, что венчает этот черный список.
По ходу дела мы будем посвящены в кучу исторических подробностей: кто, где когда и как - травил своих родных и близких. Тут и история с перчатками Жанны д’Альбре, и отравленным ножом царицы Парисаты, семейные разборки клана Борджиа: кто и когда спал с Лукрецией, и кто кому подсыпал яда в бокал. Словом, экскурс в историю отравлений - по полной.
И вот какая интересная штука - подхваченный смертоносным вихрем всей этой фантасмагории, ты довольно быстро утрачиваешь стойкость абсолютных (казалось бы) понятий: "хорошо и плохо".
Ибо порок местами-временами (особенно в облике Андрея Панина в роли Чезаре Борджиа) выглядит тут весьма пленительно. И он дико заразен.
Так что, вовсе недаром суждено на этих вакханалиях присутствовать скромному актеру Олегу Волкову. Устоит ли он перед искушением одним махом решить все свои проблемы?
Ибо, "Яды..." кроме всего прочего, это еще и фильм о выборе, который ежедневно и ежечасно приходится делать каждому из нас.
И, что забавно, если верить авторам-создателям фильма, его приходилось делать и великим отравителям.
Показателен в этом отношении монолог Чезаре Борджиа о прекрасной Долине.
... В юности по пути в Рим (то бишь к славе, богатству и успеху) Чезаре увидел Долину, в которой безбедно, БЕСПОРОЧНО и счастливо внезапно захотел прожить всю свою жизнь.
Разумеется, он сделал совсем иной выбор, ибо куда больше его влекли иные удовольствия этого бренного мира. Но в глубине сознания воспоминания о Долине остались. И если верить авторам, Чезаре в конце пути жалел о своей Долине. Эдаком месте несбывшихся надежд.
Мораль, разумеется, вырисовывается довольно банальная - не ходи на стезю порока, горько поплатишься. Пустотой душевной!
Но подана она, имхо, как то вяловато. С гораздо большим напором звучит с экране проповедь о "всеотравительстве":
"Травите, травите, травите, господа! Только так вы обретете бессмертие. Ибо бессмертен только один божественный напиток. Имя которому - Яд!".
Сей страстный монолог актер Андрей Панин произносит не менее убедительно, чем свой лирический пассаж о Долине. И зритель (а вкупе с ним и персонаж Олег Волков) снова в растерянности... так в чем тут правда, брат?
Но этот вопрос пусть каждый решает в персональном порядке.
Об актерских работах упомянула. Только дополнительно замечу, что Панин - в облике Борджиа (особенно молодого) - это нечто, просто неузнаваем.
Дьявольски убедителен Басилашвили.
Вполне симпатично смотрится Людмила Касаткина в роли хамоватой тещи Волкова из Химок (так и тянет написать - из Хамок).
Мелькает то тут то там Дмитрий Дюжев в роли какого-то исторического отравителя - удивительно, что он вообще согласился на этот эпизод, там две фразы всего, а то и меньше.
Отдельного абзаца стоит Александр Баширов в роли быдло-соседа Арнольда. Рубаха-парень из той категории, что и жену твою уведет, и квартиру присвоит, да еще и скандалить явится на "чистом голубом глазу" - почему, мол, кофемолку отдавать не хочешь?!
В общем, извечный конфликт безропотного интеллигента и напористого быдла прорисован на экране вполне убедительно - в достаточной степени благодаря все тому же Баширову.
Ну и о минусах. Впечатление такое, что фильм несколько запоздал с выходом на экран. Похоже, что сценарий ваяли еще в 90-х. Какое-то ощущение тотальной нищеты, споров из-за несчастных кофемолок, тяжелое доставание продуктов, пустые холодильники. Показательны и реплики героя: "Какие проститутки при моей-то зарплате...".
Впрочем, если в такие моменты особенно не вглядываться и не вслушиваться - то "под водочку" фильм пойдет. Ибо (опять же цитируя "Яды...":
"Красное вино отравлено. Но водку-то пить можно!"
Общее впечатление
Почти БУЛГАКОВСКИЕ страсти, или "Но ВОДКУ-то пить МОЖНО!".
Подробнее на Отзовик
Кино, однозначно, на любителя, не для всех.
Оценили 15 человек
27 кармы