Нам никак не обойти «теорию заговора»: слаженная провокационность «антиклерикализма» либеральных СМИ, синхронность их кампаний и акций по подрыву авторитета патриарха, монашества и священства, откровенно кем-то планируемая и режиссируемая, отрицается только самими либеральными СМИ.
Шок, который мы, православные, пережили, увидав, какие силы «вдруг» да поднялись против возвращения Исаакиевского собора Церкви, как-то неправильно быстро оказался нами же оставлен без достаточного осмысления. А ведь событие то было не разовое, а очень даже очередное – в прямом смысле слова.
И, дабы как-то приготовить своё сознание к неизбежно следующим обидным «вдруг», необходимо начать самое серьёзное обсуждение причин, истоков, действительно ведь, мгновенного и широкоохватного вскипания деятельной ненависти к Православию в среде, казалось бы, высокообразованной, казалось бы, культурной. Ненависти природой явно инфернальной, присущей в нашем представлении разве что только духовным маргиналам или адептам сатанинских сект.
Конечно, тут никак не обойти «теорию заговора»: слаженная провокационность «антиклерикализма» либеральных СМИ, синхронность их кампаний и акций по подрыву авторитета патриарха, монашества и священства, откровенно кем-то планируемая и режиссируемая, отрицается только самими либеральными СМИ. Ну, и ладно бы – «мировая закулиса», куда от неё деться, однако!
Почему же эта очевидность заказанности и управляемости не настораживает, не смущает и не вызывает брезгливости у той части общества, которая привычно заявляет себя интеллектуальной, эстетской, уж точно цивилизованной? То есть, просвещённой в возрожденческом определении, оснащённой не просто большим объёмом знаний, но системной логикой, к тому же обладающей этической категоричностью, обязующей воспринимать бытие не только философски, но и рефлективно – «честно-нечестно», «прилично-неприлично».
Почему интеллигенция сегодня всё активнее выступает, мягко говоря, оппонентом Церкви? Неужели современные умники верят телевизору?
Вопросы, обречённые на неответы: отчего дикие выходки беснующихся хамочек вызывают сочувствие уважаемой профессуры и известных художников?
Каким образом клевета на русскую историю, на русских святых, всенародными артистами и высокопоставленными креативщиками воспринимается как раскрепощение личности из наследной идейной тирании, но тут же – и теми же! – табуируется «совковая» экспроприация «в пользу пролетариата» церковного имущества?
Почему для знаменитых режиссёров, состоятельных продюсеров, амбициозных литераторов и музыкантов даже нестройная попытка защитить детей от извращенцев, заполняющих сцены и выставочные залы гнусностями, есть посягательство на свободу творчества, зато введение в школьную программу основ православной культуры – «мракобесие», покушение на «человеческие права» меньшинств?..
А потому неправильно, принципиально неверно православному человеку вступать, активно включаться в борьбу только против уже прямых, непосредственных нападок на Церковь. Неправильно христианину бежать с войны добра и зла, даже когда это, казалось бы, далёкая от его вероисповедания борьба эстетик.
Дело в том, что всё это нынешнее многовариантное противопоставление «Тангейзера» и «Не укради» на наших глазах, точнее – в нашем сознании воссоздаёт, оживляет школьный стереотип «средневекового» противостояния веры и науки, религии и культуры.
И трёхсотлетняя матрица «инквизиция против свободы» легко воспроизводит массовую эмоциональную реакцию на сострадание к гонимым и преследуемым. И в той эмоциональности уже никому не важно, что монах Джордано страдал не за науку, а за чёрную магию.
А если бы было важно! Если бы был возможен серьёзный форум, свободное от истерии общественное обсуждение причин и истоков рефлекторного вскипания ненависти к Православию в современной высокообразованной, интеллектуальной среде!
Вот тогда-то мы бы пришли к согласию, сошлись бы на том, что война культуры и культа не возможна в принципе, ибо культура есть производное культа. Его, культа, проявление, продвижение за пределы таинств и алтарей, его реализация во всех сферах человеческой деятельности.
Но, тут же согласились бы мы, есть разные культы, с разным отношением к друг другу. Снисходительно терпимым, равнодушным или открыто враждебным. И эти-то мiр или война культов и проявляются, реализуются мiром или войной культур.
Отсюда бы сделали общий вывод: если агрессия некоей культуры на собственный источник нереальна, то периодически «вдруг» вскипающая ненависть весьма немалой части российской интеллигенции к Русской Православной Церкви есть явный знак принадлежности её, этой части, к некоему антихристианскому культу. Или культам.
Что невозможно. Но возможно добровольное подчинение общества – даже интеллектуального, цивилизованного, эстетского общества адептам сект и культов.
Это же не я, это Достоевский своим Степаном Трофимовичем о тех, кто радостно заражается, сердечно возбуждается школьным стереотипом «инквизиция против свободы»: «Мне ужасно много теперь приходит мыслей: видите, это точь-в-точь как наша Россия. Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней, – эти все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века, за века! … Это мы, мы и те, и Петруша… и я, может быть первый, во главе, и мы бросимся, безумные и взбесившиеся, со скалы в море, и все потонем, и туда нам дорога, потому что нас только на это ведь и хватит. Но больной исцелится и "сядет у ног Иисусовых"».
И сколько же вы, уважаемые профессора, известные художники, знаменитые режиссёры и всенародные артисты, состоятельные продюсеры и высокопоставленные креативщики, амбициозные литераторы и музыканты, вы, привычно заявляющие себя российской интеллигенцией, будете возбуждаться, беситься и бросаться? Возбуждаться от каждый раз «вдруг» вселяющихся в вас – «вдруг» гельманов, «вдруг» оганьянов, «вдруг» кулябиных, буровых, быковых… сокуровых, познеров… серебренниковых, учителей….
«И спросил его: «Как твое имя?» И он сказал в ответ: «Легион имя мне, потому что нас много». (Мк, 5:9).
Им имя «легион», а вам? Бесящимся и бросающимся?
Василий Владимирович Дворцов, прозаик, поэт, публицист, член Союза писателей России
Оценил 31 человек
45 кармы