Очень кратко о книге Джареда Даймонда - "Коллапс".

1 5675

"Прочитал очередной талмуд Джареда "Ботана" Даймонда объемом почти 800 страниц. Подзаголовок для своей книги автор выбрал следующий: "How societies choose to fail or succeed". Тут всё серьезно, под fail'ом общества понимается не какое-нибудь там абстрактное экономическое отставание, а голод, гражданская война, акты геноцида и прочие ужасы, вплоть до полного вымирания.

Для начала, о каких обществах идет речь. Три четверти книги занимает рассказ об уже закончившихся "историях". Большая часть описываемых событий происходила давным-давно, лет так тысячу назад, а из всей истории ХХ века выбраны (совершенно произвольно) только два, пусть и поучительные, сюжета. При этом Даймонд ничуть не скрывает, что все это для него лишь притчи, модели или метафоры, а книга о нас, конкретно о нашем глобальном обществе. В основном его, конечно, заботит будущее волшебной страны Chimerica, но в глобальном мире всё слишком тесно связано друг с другом, и погибнут либо спасутся все вместе. Соответственно, главная цель книги - хорошо напугать читателей, показав им, что случится, если они будут продолжать себя плохо вести.

Ну, так собственно, how?

Главная причина, согласно Даймонду, экологическая. Схема получается почти "мальтузианская":

- общество насчитывает Х человек и добывает Y единиц некоторого ценного ресурса, позволяющего этому обществу существовать, вести привычный для себя образ жизни, поддерживать необходимую сложную структуру

- все довольны, население увеличивается до 2Х человек, структура усложняется, потребности элиты растут, ценного ресурса начинает добываться 3Y единиц

- все довольны, население увеличивается до 3Х человек, структура общества усложняется, появляется сверх-элита с новыми стандартами роскоши, потребности растут, ценного ресурса начинает добываться 5Y единиц; вожди начинают замечать эту нехорошую тенденцию; к счастью, его всё ещё много, расход можно контролировать, можно экономить, частично заменять ценный ресурс на аналогичные и т.п.

- общество находится на пике своего могущества, ведет славные войны, в городах живут тысячи (сотни тысяч, миллионы) человек, они возводят храмы (статуи, иные сооружения), развалины которых удивляют нас до сих пор; общество очень сложное и оптимизированное под свою "среду обитания"

- ВНЕЗАПНО ЗАКАНЧИВАЮТСЯ СОВЕРШЕННО ДРУГИЕ РЕСУРСЫ U, V, W и Z, об исчерпаемости которых вообще никто не думал и не заботился, и которые как "ресурсы" никто даже не воспринимал (это может произойти как из-за недальновидных действий самого общества, так и в силу независимых причин, например, начинается средневековое глобальное похолодание)

- голод, нищета, война, жопа смерть и сатана; общество коллапсирует, с пика могущества скатываясь к фактическому несуществованию всего за десять-двадцать лет

- конец истории

Вот, в общем-то, и всё. Тот факт, что заканчивается обычно вовсе не тот ресурс, насчет которого все волнуются, мне показался очень интересным (в большинстве примеров первыми "заканчиваются" плодородные земли из-за неправильного хозяйствования), но, по размышлению, так оно и должно происходить. Короче говоря, интересна не столько сама схема, сколько примеры, которыми она иллюстрируется, а также подробность и дотошность, с которой Даймонд это делает.

Особенно круто, что речь идет об обществах и событиях, совершенно перпендикулярных тому, что у нас изучается на уроках истории. О жителях Полинезии (к которым мы привыкли относиться свысока, "папуасы", и которые, например, голыми руками ставили идолов на острове Пасхи). О том, как викинги открыли Америку, и как выживали в Гренландии больше четырехсот лет (вот кто из вас, например, был в курсе, что доблестных викингов в конечном итоге оттуда вышибли эскимосы, то есть как бы опять же "чукчи" такие? и чем вообще эти самые викинги жили, не только ведь с топорами скакали, потрясая рыжей бородой во имя Тора и Одина, которым они, кстати, не поклонялись, будучи полуфанатичными христианами?) О городах североамериканских индейцев, об истории майя задолго до Кортеса, об экологических проблемах Японии времен изоляции, о геноциде в Руанде и в Бурунди, и т.д. и т.п.

Про современное положение дел тоже кое-что интересное нашлось, например, описание того, какую цену китайцы платят за современное "everything is made in China" (замечание в сторону - я так до сих пор и не знаю, зачем вообще это самим китайцам, и существует ли внятный ответ на этот вопрос), или взгляд на современную Австралию как на бедный сырьевой придаток Японии, чуть ли не колонию. Для меня стало некоторой неожиданностью, что утверждение "ресурсов Земли уже сейчас не хватает, чтобы обеспечивать её текущему населению уровень потребления, соответствующий современным странам первого мира" - вот это утверждение является не полемическим преувеличением, и даже не чьей-то личной точкой зрения, а известным фактом, особых споров не вызывающим (по крайней мере, Д.Д. так его подает, я не искал пока, что на этот счет говорят "правые").

Ну хорошо. Вот аборигены вырубили все леса, всю землю дожди смыли в море, рыба ушла, голод, смерть и забвение. Нам-то что пользы в знании этой истории? То есть, понятно, у нас Гитлер нефть заканчивается**... или не нефть? Что именно заканчивается, насколько это актуально, и что делать вообще? Мы же не аборигены, в конце концов, у нас есть Джаред Даймонд и другие светлые умы, давайте поймем, какие ресурсы мы рискуем исчерпать, насколько все серьезно, и если серьезно, то что делать, и т.д. и т.п.

И это основной недостаток книги: ответа нет. Тут первой заканчивается, к сожалению, компетенция Даймонда, от структурированного изложения фактов он все больше переходит к экологическим лозунгам и к абстрактным рассуждениям, щедро разбавленным водой (не питьевой). Вроде бы понятно, что нужен социализм и госконтроль, только не такие, как в СССР, а хорошие, правильные... или не нужны, спохватывается Д.Д., книга-то для американцев, или необходимо строить общество высокосознательных, экологически мыслящих, свободных индивидуумов... И еще внедрить везде добровольную сертификацию, чтобы потребители могли делать осознанный выбор, и покупать экологически правильную продукцию***... хотя сертификация, может, и бесполезна, т.к. её слишком легко потопить в информационном шуме... тот факт, что бизнес направлен в первую очередь на извлечение прибыли, делает его по сути аморальным... или не делает...

Каюсь, я сильно упрощаю его мысли, и они от этого становятся куда более плоскими, чем в оригинале, книжка-то очень большая и очень емкая. Но впечатление остается именно такое. Ничего-то непонятно, только страшно жить становится.

Рекомендую главы 2-13 (это около пятисот страниц). Дальнейшие - по желанию. Пролог и первую главу читать, по-моему, не нужно. Кажется, это попытка пробудить у американцев интерес к экологической тематике, на эмоциональном уровне связав её с ностальгией по родным местам и по счастливому детству, для нас не очень актуальная.

*Предыдущая его книга из прочитанных мной называется "Ружья, микробы и сталь". Интересующихся отсылаю к знаменитой рецензии Еськова. Я с этим отзывом полностью согласен, и добавить к нему что-либо дельное не смогу.

**Д.Д. утверждает, что нефть закончится далеко не первой - первые проблемы появятся (появились) с питьевой водой и с некоторыми важными источниками еды (в широком смысле)

***Он приводит совершенно офигительный факт, выяснившийся в ходе реального эксперимента. Если значок об экологической чистоте (настоящий, с честным контролем всех производственных процессов независимой организацией) поставить на фанеру, а рядом продавать такую же фанеру без значка по той же цене, то "со значком" покупают в два-шесть раз чаще. Но если цена на фанеру "со значком" станет всего на 2% выше, то её будут покупать вдвое реже - и Д.Д. на полном серьезе считает такой результат оптимистичным! Я втайне надеюсь, что в моем издании где-то ошибка, ну, может быть, не 2%, а 20% - так еще куда ни шло, хотя все равно печально."

Ссылка: http://plakhov.livejournal.com/163743.html.

От себя хочу добавить, что этот писатель - знаменитый геодетерминист, то есть человек придерживающийся утверждения, что развитие любого человеческого общества почти полностью зависит в первую очередь от той местности, которая является средой его обитания и климата в этой местности. От людей, от социальной структуры, морали, религии и т.д. или ничего не зависит или зависимость очень мало и неспособно повлиять на глобальные тенденции развития такого общества.

"Географический детерминизм — концепция, утверждающая, что процесс общественного развития это не результат проявления объективных закономерностей, а следствие влияния природных сил. По мнению представителей этой теории, устройство поверхности, климат, почва, растительность, животный мир и другие естественные факторы непосредственно определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты людей, их способности, наклонности, темперамент. Социально-экономические явления представители географического детерминизма ставят в решающую зависимость от географических факторов."

Можно по разному относиться к таким теориям, но в любом случае пишет он очень интересно и почитать его однозначно стоит.

Сама книга: http://mexalib.com/view/101546.

Почему моряки не ловили рыбу в дальнем пути?
  • Drozd
  • Вчера 13:53
  • В топе

В период Великих географических открытий и освоения Нового Света в XV-XVII веках морякам из Европы часто приходилось голодать в пути. Не имея возможности пополнить провиант на берегу, люди массово...

Почему американцы стелят везде ковролин и он у них всегда чистый, хотя дома ходят в уличной обуви

Анекдот в тему:Заходит прораб на строящийся объект, хватается за голову и орёт на рабочих:- Вы обалдели? Такие щели в полах сделали?- Ну ты ж всё равно ковролином всё затянешь?- А если ...

Обсудить
  • просто если цену фанеры поднять на 2%, она из, скажем, $0.99 за лист превратится в $1.01 :)