О двух противоположных социализмах

4 522

Революционный кризис в Европе 1918—23 годах вызвал полный разброд в социал-демократических партиях. Те, кто пошёл по революционному пути вошли в международное коммунистическое движение. Другие оказались в лагере контрреволюции. Центристские лидеры пытались удержать революционно настроенные массы от коренных изменений в общественных отношениях и найти компромиссные решения. Придерживались соглашательской политики. В 1923 г. центристы создали Социалистический интернационал.

В период временной стабилизации капитализма социал-демократы вошли в правительства многих европейских стран, а в Англии, Германии, Швеции, Дании неоднократно возглавляли их. Получив доступ к рулю государственного управления, лидеры социал-демократии рассматривали себя в качестве «лекаря у постели больного капитализма». Однако они нигде и ни разу не решились использовать мощь государственной власти для наступления на устои капитализма.

Приспособленчество социал-демократии поставило ее в зависимость от капиталистической системы. Там, где социалистам удаётся иногда в течение длительного времени возглавлять правительства, основные рычаги экономической и политической власти всегда остаются в руках крупного капитала, который ставит «реформаторскую» деятельность социал-демократических правительств в жесткие рамки.

В период «холодной войны» под давлением правых сил социал-демократия заняла резко антикоммунистические и антисоветские позиции. Завершился ее полный отход от марксизма. Эти социалистические партии окончательно отреклись от прежней мировоззренческой основы, с которой начиналось социалистическое течение, в пользу «плюралистической» идеологии, которая соответствует тому, что в Манифесте коммунистической партии Маркса и Энгельса называется буржуазным социализмом. В их программах решительно отвергались основополагающие положения марксизма о классовой борьбе, диктатуре пролетариата, об уничтожении отношений частной собственности путём обобществления средств производства и другие идеи.

Положение социал-демократии в общественно-политической системе капитализма двойственно. С одной стороны, это политическое движение в той или иной степени переплетается с государственно-монополистическим капитализмом. С другой стороны, оно связано с рабочим движением, с профсоюзами и другими массовыми демократическими организациями, испытывает давление требований трудящихся. Поэтому вынуждено учитывать их требования в своей политике. В этом существенное отличие социалистических партий от консервативных и реакционных буржуазных партий. Но нужно понимать, что слияние этого политического течения с капитализмом совершенно отчётливо проявившееся в период «холодной войны», было организовано для спасения капитализма, потерявшего свою привлекательность на фоне экономических и социальных достижений СССР.

Возник парадокс. Существовали страны, называющие себя социалистическими, строящие социализм. И вместе с тем, в капиталистических странах существовали партии с названием «социалистическая» или «социал-демократическая», которые отвергали основополагающий принцип построения социализма на основе общественной собственности на средства производства, которые своей целью видели совершенствование отношений капиталистической частной собственности. Партии и движения, именуемые себя социалистическими по сути, стали одной из разновидностей буржуазных партий и буржуазных общественных движений, их левым крылом.

В настоящее время под социал-демократией, как правило, подразумевают теорию и практику всех партий, входящих в Социалистический интернационал. А значит к социалистическому движению относят тех, кто ни на какие коренные изменения в социально-экономических общественных отношениях не нацелен. Сегодня членами Социнтерна являются 156 партий из 126 стран. Россию с 2012 года в качестве полноправного члена этой международной организации представляет партия Справедливая Россия.

Причём среди партий Социнтерна существует множество национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений. Применительно к социалистическим партиям Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии используются понятия «социализм», «латинский социализм» или «средиземноморский социализм». Существуют «скандинавская» или «шведская» модели социализма. Выделяют «фабианский социализм», «гильдейский социализм» и другие.

Это политическое течение провозглашает «надклассовость» государства и демократии, называет себя не революционным, а реформистским (эволюционным) социализмом. Социалистическим теперь принято называть любое социальное движение, требующее какие-либо изменения социальной действительности. Выдвигающие требования социализации каких-либо групп людей, отличающихся характерными признаками и их представительства во власти и в различных видах деятельности.

Например, в Европе социалисты отстаивают права эмигрантов беспрепятственно легализоваться и проживать в любой стране по своему культурному коду. И вообще выступают за право существования любой субкультуры. К левому социалистическому движению относят движение ЛГБТ сообщества (сокращение: лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры), так как это движение отвергает сложившиеся ранее традиционные ценности гетеросексуальности. То есть, своего рода социалистическая революция, но уже не классовая. Социалисты продвигают в общественные отношения принципы толерантности и равноправия, пересмотр морально-этических норм в отношениях между людьми.

Социалистическими называют движения и массовые выступлениям за ту или иную форму раздачи власти по тем или иным социальным группам. В США, например, к социалистическому относят требование представительства в государственной и прочих сферах деятельности афроамериканцев, латинос и ЛГБТ.

Социалисты борются с какими-то конкретными негативными или кажущимися таковыми явлениями в капиталистической системе. Например, требуют производить не больше, чем потребляется. Экосоциализм выступает за закрытие АЭС и целью ставит переход к возобновляемой энергетике.

Социалисты готовы бороться с чем угодно и за что угодно, но только не за смену отношений частной собственности, отношениями общей собственности на средства производства, что является главным в коммунистической идентичности, в самоопределении коммунистов.

Нежелание коммунистов размазываться по всему спектру социальных отношений происходит не из-за узости мышления, не из-за нежелания более широкого рассмотрения всех аспектов общественной жизни, а от понимания того простого факта, что без смены коренных материально-производственных общественных отношений всякие благие пожелания являются пустозвонством. Марксистская теория коммунистов считается материалистической. Материализм общественное материальное бытие считает фактором, определяющим всё прочее, что порождается в общественном сознании.

После отречения социалистических партий от коммунистической парадигмы употребление слова «социализм» вносит большую путаницу в определение политических целей. Граждане России вряд ли понимают коммунистов, которые всё время агитируют за социализм, соревнуясь при этом в обещаниях социальных гарантий с Единоросами и с социал-демократами партии «Справедливая Россия», и почти ничего не говорят об общественном устройстве по-коммунистически.

Поэтому коммунистам лучше всего вообще не использовать слово «социализм». Тот социализм что связывается с достижениями СССР никакого отношения к современному буржуазному социализму не имеет. Коммунистический социализм — это не социализация кого и чего бы то ни было, не перемалывание общественных отношений в однородный фарш, а иной способ материального производства. Призывать сегодня к переходу к социализму без приставки к нему слова «коммунистический» означает не призыв к смене общественного строя, а очередную попытку облагородить существующий капиталистический строй.

Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

Обсудить
  • Сначала - ///они нигде и ни разу не решились использовать мощь государственной власти для наступления на устои капитализма///. А потом - ///рычаги экономической и политической власти всегда остаются в руках крупного капитала, который ставит «реформаторскую» деятельность социал-демократических правительств в жесткие рамки///. Тут логика нигде не теряется? :blush: ///потерявшего свою привлекательность на фоне экономических и социальных достижений СССР/// Это про какие-такие достижения идёт речь? ///Коммунистический социализм — это ... иной способ материального производства./// Какой именно?
  • В боевом расчёте тяжелый рыцарь на забронированном коне приравнивался к 150-200 крестьянам-ополченцам с кольями в руках. В сказке о Илье Муромце описывается, как взмахом одной руки народный герой прокладывал целые просеки в рядах противника. Так возникал и строился феодализм. Вокруг такого бронированного и хорошо тренированного кучковались, как под могучим деревом от дождя, толпы крестьян-земледельцев в поиске безопасной жизни. Доспехи, оружие стоили в ту пору громадных денег, да и возможность обучения ратному делу была далеко не у каждого. Ныне история повторяется в ином качестве. Одно конкурентное рабочее место в промышленности стоит от 1,5 млн.долл., обучение труженика, способного с пониманием работать на нем - ещё плюс немалая сумма. Нужна развитая инфраструктура из жилой среды, медицины, мест отдыха, обеспечения безопасности и прочего для простой жизни такого ценного кадра. Вся эта обслуга притягивается его денежками и создает новый феодализм, в котором нет места старым индустриальным формам организации общества. Капитализм, социализм с их толпами рабочих и крестьян умерли. Производят реальный продукт единицы, остальные кормятся от них. Суть нынешнего исторического этапа в том, что эти избранные единицы согласны быть в окружении многочисленной челяди, но не хотят делиться с господами и начальниками. Желают доминировать. Пока это удается айтишникам, но впереди горячая пора с глубокими переменами в общественных отношениях, где социализмом или коммунизмом даже и не пахнет. То, о чём пишете ВЫ, день прошедший. Мир становится совсем иным, совсем. Точнее, коммунизм для тружеников созидательного труда будет построен точно, но их будет совсем мало. Остальные будут счастливы быть им хоть чем то полезными. Кто не работает, тот не ест.