Панарабизм – мечта, ставшая жертвой амбиций.

0 173

Часть государств Ближнего Востока появились на картах мира только в 40-х и 50 -х годах, к тому времени колониальные империи Франции и Британии уже не могли вывозить бремя белого человека, и волочить факел просвещения по темным улицам мусульманских городов. Надо отметить что иногда государства создавали через одно место, как например британцы запихали в одну кучу шиитов, суннитов и вечно всем недовольных курдов и получили в итоге Ирак, который с первых дней своей независимости начал надсадной кашлять, пытаясь не выхаркать свою государственность, и в общем-то продолжает заниматься этим до сих пор. Сирия французов тоже не смотрелась слишком убедительно, учитывая опять же наличие курдов которые и тут были крайне раздражены отсутствием независимости, друзов этим напротив сначала дали свое государство а потом отобрали тем самым заложив мину на долгие годы в виде тоски по утраченной родине, имелись еще мутные алавиты чья религия понятна только им, и вся эта братия не выносившая друг друга оказалась тонким слоем размазанной по суннитскому большинству которое в свою очередь не переваривало ни алавитов, ни друзов, ни тем более курдов, потому что они молились не так , не там, не туда, или желали не того что надо желать. Ливан вызывает смешанное чувство жалости и удивления, ибо этот уродливый кадавр куда засунули пару десятков религиозных и этнических меньшинств монтирующихся друг с другом с такой же радостью как например кошка с наполненной ванной, смог-таки доковылять до 21 века в своих прежних границах даже несмотря на то, что его периодически сношали внешние силы: то сирийцы, то палестинские беженцы, то евреи. Иорданию англичане придумали просто из воздуха, чтобы приткнуть обездоленных шерифов Мекки – семью Хашимитов.

После краха колониальных империй ближневосточные государства оказались перед выбором – либо присоединиться к социалистическому лагерю, либо же продолжать сотрудничество с бывшими колонизаторами из капиталистического мира. Надо сказать что даже не смотря на атеистический бэкграунд, СССР получил множестве симпатизантов на Ближнем Востоке. И, наверное, самым главным из них, хотя не таким ярым как может показаться, стал Гамаль Абдель Насер – президент Египта.

В 1952 году его военная организация «Движение свободных офицеров» возглавила переворот и выгнала из страны короля чьим главным талантом являлось чрезмерное обжорство, а другим –любвеобильность и если бы эти способности могли помочь в политике, то цены бы такому правителю не было. Насер был харизматичным человеком, притягивающим к себе людей поэтому неудивительно что арабский мир, стал завороженно слушать его радиообращения, транслируемые во многие страны. В них Насер говорил о необходимости избавиться от колониальной зависимости, которая по-прежнему сохранялась в некоторых новобразовавшихся странах посредством экономической удавки, накинутой метрополиями (эта удавка имела вполне цивилизованный образ, она представлялась в виде двухсторонних торговых договоров, комиссий, коллегий, конференций и прочих хозяйственных механизмов, выстроенных ушедшими колонизаторами и призванных сохранить зависимость ближневосточных государств). Он рассказывал о том, как важно всем арабам объединиться, стать сильнее, дабы поставить в нужную позицию Британию, Францию и прочих эксплуататоров. Он говорил то, что люди десятки лет жившие под колонизаторами, хотели слышать и говорил так что проникал в самое сердце.

Правда попутно, он пересажал для профилактики местных коммунистов, которые наравне с исламскими радикалами начали катить на него бочку. Но это не помешала СССР стать главным поставщиком оружия в Египет, и отгрохать Асуанскую плотину существенно увеличившую посевные площади Египта и давшую стране дешевую энергию. Однако сотрудничество между СССР и Египтом никогда не было по настоящему плотным, ибо Насер не хотел, чтобы страна променяла одного хозяина на другого. Поэтому в отношениях с северной державой он всегда держал дистанцию, и никогда полностью не обрезал связей с Западом.

В 56 году случилось то, чего так долго ждали угнетенные народы, они смогли отомстить колонизаторам натянув им то чем смотрят на то, на чем сидят. В этом году Насер национализировал Суэцкий канал, который был построен в 19 веке колониальной империей для того, чтобы белые люди эффективнее выкачивали ресурсы из стран, расположенных на далеком Востоке. Этот канал стал для египтян живым укором, ведь когда –то на его месте фараоны прокладывали водные пути для утверждения своего солнечного величия над дикарями далеких африканских берегов. Теперь же, по нему плыли пароходы белых людей, перевозивших богатства из разграбленных стран или праздношатающихся джентльменов, и дам, снисходительно поглядывающих на дикарей, которые когда-то являлись могучей цивилизацией, но теперь превратились в жалких попрошаек. И захват Насером Канала радикально изменил данное положение вещей. Впрочем, здесь своим успехом он обязан дипломатии, а не винтовкам. На Синайском полуострове израильтяне и англичане с французами отлупили египетские войска, но вот, в ООН дела повернулись совсем по-другому, за Египет встал весь социалистический мир, и поэтому задолбанные советским возмущением англичане и евреи вынуждены были не только прекратить наступление, но и передать Суэцкий канал Насеру. Но о такой мелочи, как помощь советских Насер предпочитал не вспоминать, и в своих речах, он все больше напирал на арабскую мощь и силу. После этого успеха он, до 1967 года, стал непререкаемым авторитетом в арабском мире, популярней его был разве что сам Пророк.

Время шло, и к концу 50- годов казалось, что Насер получит весь арабский мир. По образцу Египта во множестве стран были созданы неформальные армейские организации под названием «Движение свободных офицеров». В 58 г. в Сирии к власти пришли союзники Насера и сразу же началось создание страны под названием – Объединенная Арабская Республика куда пока входили Сирия и Египет, но прицел имелся и на другие арабские державы. Были подписаны необходимые документы, поставлены печати, сформированы комиссии, проведены банкеты и возможно даже попойки в честь этого знаменательного события. Возглавил ОАР разумеется Насер. В том же 58 году, в Ираке власть захватили все те же Свободные офицеры вроде бы, страстно желавшие объединения с Насером.

Ближний Восток. 1960 г. Источник фото https://timemaps.com/history/middle-east-1960ad/

А если пронассеровским силам не удавалось сбросить правительство, то неплохо получалось капать ему на мозги дабы оно избирало пронассеровский курс, так произошло в Иордании где длительное время существовало пронассеровское лобби выкручивавшее королю руки (хотя надо отметить что король Хуссейн оказался мегаталантливым человеком и успешно танцевал на лезвие бритвы между двумя пропастями: Насером и Западом). В общем казалось, что недалек тот день, когда все арабы объединиться и последуют за Насером в счастливое арабское будущее, где их ждет справедливая жизнь и жизнь, по справедливости.

Однако монархии Ближнего Востока не сидели сложа руки. У них слова типа «республика», «президент», «парламент» и прочая ересь которую источал Насер вызывали зубную боль, поэтому в качестве мер профилактики монархии решили сформировать фронт для противостояния идеям нассеризма. Эти самые идеи хоть и представляли собой достаточно абстрактный набор, в котором каждый находил что-то свое, но вот что о нассеризме было известно точно, это то, что в нем не находилось места всяким монархам и шейхам, их революционеры из Свободных офицеров в лучшем случае с голым задом выкидывали из страны, а иногда и просто ставили к стенке. Заводилой антинассеровского движения стала Саудовская Аравия, которая решила сбивать волну панарабизма под достаточно светскими знаменами Насера, своей встречной волной – исламской. Монархия Аравии упирала на традиционные ценности мусульман, и сколотила под это дело Всемирную Мусульманскую Лигу, куда стала брать только тех, кто тверд верой, ну или просто не любил комми и Насера.

Разумеется, в этом предприятии саудовцам помогали американцы и британцы, которым вовсе не улыбалось что рядом с нефтяной бочкой, которой являлся Персидский Залив околачиваются симпатизанты коммунистов. Американцы в 50- х годах даже воткнули десятитысячный армейский корпус в Ливан дабы пригасить волну пронассеровского энтузиазма в окружающих странах.

ОАР не заработала по причине амбиций лидеров, для сирийцев ОАР являлась шансом возглавить панарабское движение сместив с трона Насера, для Насера же ОАР оказалась скорее бременем нежели благословением, так как новое государство стало настоящей черной дырой в которой тонули все его начинания по глубокому объединению двух стран. Сирийцы хотели, чтобы главными в ОАР были сирийцы, египтяне естественно хотели наоборот, никто никому не уступал. Неудивительно что 61 году ОАР развалилась.

Монархии Залива безусловно вздохнули с облегчением услышав об этом, ведь данный распад означал что дело Насера пробуксовывает, а возможно и вообще загибается. Но тут случился внезапный поворот, и в 62 году, прямо под боком саудовцев - в Йемене, монарха выпнули из страны, а к власти пришли пронассеровские Свободные офицеры. Казалось, что идея объединения арабов под крылом Насера получила второе дыхание, однако это оказалось миражом. И то, что поначалу явилось в образе надежды в итоге стало могилой нассеризма.

Сразу после переворота Йемен разделился на две части: южный (на побережье) встал за Насера, северный там, где обитали горцы, выступил за монархию. Йемен оказался фокусом внимания для всего мира, ибо здесь решалось будущее арабов. Каким оно будет? Единым под водительством светского Насера? Или монархии Ближнего Востока, все еще плотно связанные с бывшими колонизаторами, сохранят свою власть?

63 год принес в копилку Насера аж две страны, ибо к власти в Сирии и в Ираке фактически пришла политическая партия Баас, у нее даже имелся огромный теоретический базис, который, однако мало кто понимал. Было только понятно что баасисты тоже за арабское единство, разница лишь в том, что если Насер выступает за Арабское Объединение, то, баасисты хотят Арабского Соединения. Вроде бы речь идет об одном и том же, но вместе с тем это «тоже» Насером и Баас понималось по-разному. Немедленно начались переговоры между тремя странами о создании объединенного государства, вот только они наткнулись на тот же огромный айсберг что и ОАР ранее. Баасисты хотели, чтобы объединение происходило под их началом и тогда, они бы возглавили панарабское объединительное движение, Насер в свою очередь, желал управлять новой страной единолично и отодвинуть в сторону партию Баас. Разумеется, из этого многомесячного бодания-переговоров ничего путного не вышло и скорее всего, обе стороны заранее ждали такого исхода и, ни на что, особо не надеясь.

Тем временем СССР помогал Южному Йемену строить то, что местные именовали социализмом, американцы и саудовцы в свою очередь заваливали оружием северян и помогали им строить то, что те именовали капитализмом. На самом же деле, и на севере, и на юге, всем правили привилегированные кланы, которые присосавшись к сиськам сверхдержав набирались достаточно сил дабы растоптать племенных конкурентов. Неудивительно что и те, и другие, собрали в итоге – феодализм, слегка припорошенный псевдодемократической и псевдосоциалистической риторикой соответственно.

Первые годы войны в Йемене чаша весов склонялась в пользу Египта, дошло даже до того, что несколько членов королевской семьи Саудовской Аравии убежали из страны и пожелали присоединиться к Насеру. Но время шло, а решительного перелома в конфликте так и не происходило, Египет посылал и посыла войска которые будто бы проваливалась в ущелья йеменских гор и растворялись на безжизненных плато. Вскоре корпус египетских войск в Йемене составил приблизительно 60 000 человек, но это никак не меняло ситуацию.

В 67 году разразилась война Судного дня, в которой Израиль надавал по щам и Египту и Сирии. Проигрыш в войне вынудил Насера свернуть Йеменскую компанию. Хотя на 23 года, до 1990 года, когда началось формальное объединение северной и южной половины Йемена, Южный Йемен стал независимым, однако вырасти во что-то большое и прекрасное, которое имело бы силенки наподдать монархиям Залива, ему не позволили окружающие государства. Фактически поле боя осталось за саудовцами и американцами.

Йемен стал «Вьетнамом Насера» и вероятно эта война доконала великого лидера арабского народа. Он окончательно убедился в том, что не сможет преодолеть местечковые амбиции самозваных царьков и сплотить арабский народ в единое целое. Впрочем, справедливости ради надо отметить что нассеризм был под завязку набит популистскими лозунгами, но не содержал в себе мало-мальски глубокого наполнения, а Египет во времена Насера не демонстрировал впечатляющих достижений, которые бы сделали его примером для Ближнего Востока. Также в 60-х годах у Насера начал прогрессировать атеросклероз, причинявший ему сильную боль, с которой он жил годами. Это также подтачивало его энергию, его жизнелюбие, его мечты.

Нассеризм стремительно увядал, хотя от его предсмертных судорог иногда дрожал весь ближневосточный мир, например, в 68 году в Ливии к власти пришли Свободные офицеры во главе с Каддафи, но это ничего не поменяло и все разговоры об объединении арабов носили декларативный характер и скорее служили удобной приманкой, которой чаще всего размахивали президенты-диктаторы дабы привлечь на свою сторону симпатии масс. Сирийский диктатор Хафез Асад (батя Башара Асада) был из партии Баас и что характерно Хусейн тоже, и оба они на словах выступали за немедленное объединение всего арабского мира, но даже между собой они не смогли сойтись, причем до такой степени что во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов, Сирия являлась союзником Ирана, а не Ирака.

На протяжение 20 века параллельно достаточно светским нассеризму и баасизму всегда существовала религиозная альтернатива – идея возрождения Халифата. В исламских кругах постоянно имелись группы людей, льющих крокодиловы слезы по золотому веку ислама и желавших заново воссоздать то идеальное общество где и халиф, и простой человек жили пусть и не одинаково богато, но зато уж точно в духе единства и справедливости. Именно Халифат, как теократическое государство где все так хорошо, что невозможно описать словами и в него надо просто верить, стал мечтой-фундаментом для Аль-Каиды (*) и позже для её более туповатого и злобного брата - ИГИЛ (*), для Братьев-мусульман (*), Хизб ут-Тахрир (*) и десятков других пусть мелких, но не менее кровожадных организаций.

Но, религиозные деятели также не лишены амбиций и, их духовность, приверженность исламу и делу Халифата ни коим образом не стреножила их эго. В этом отношении очень показателем пример развалившегося союза «Аль-Каиды» (*) и ИГИЛ (*) повторившего печальную судьбу светской ОАР - партнеры очень быстро разругались между собой на тему кто же из двух главных будет главнее и как лучше взрывать мир дабы он (мир) полюбил идею Халифата.

Так что, и на религиозном базисе, арабы вряд ли смогут создать что-то путное, ибо с момента обретения независимости прошло несколько поколений и в ближневосточных государствах сформировалась устойчивая элита обладающая и гаремами, и дворцами, и амбициями, и родичами которых нужно поить шампанским и кормить устрицами. Они вряд ли когда-нибудь добровольно расстанутся со всей этой радостью, ради весьма аморфной мечты о едином государстве всех правоверных (ну или хотя бы правоверных-арабов).

(*) – группировки запрещенные в РФ за терроризм.

Автор: ТГ-канал «Персидский залив и вокруг него» https://t.me/AsiaNearEast

Рекомендуемая литература:

«Nasser The Last Arab. A Biography». Said K. Aburish.

«Pride and Power. A Modern History of Iraq». Johan Franzen.

«Yemen. Dancing on the Heads of Snakes». Clark, Victoria.

«Конфиденциально Ближний Восток на сцене и за кулисами». Примаков Е.М.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...