Когда обсуждают отличия христианства от ислама в основном делают акцент на теологических аспектах, которые безусловно являются важными маркерами различий, но тем не менее, разница не ограничена только ритуалами. Один из ключевых моментов, разделяющих ислам и христианство — это отношение религии и социума: если христианство отделяет духовную жизнь от светской заявляя: «Кесарю кесарево, Богу богово», то мусульманство поступает совсем наоборот, грубо говоря ислам считает нужным залезать в постель к верующим, а также в их холодильник дабы посмотреть надлежащим ли образом они совокупляются и правильно ли питаются. Причина этого в том, что в свое время Мухаммед постарался зарегламентировать все аспекты бытия арабов: как женщинам рожать, как делить наследство, как держать пост, как платить штрафы и пр. и пр.
Почему ислам пошел таким путем: не разделяя духовное и светское? Мухаммед полагал что человек должен постоянно находиться в религиозном окружении, т.е. духовность должна бить ключом не только в мечети, но и в магазине, на кухне, в школе, в дороге, в гостинице, на МКС, словом куда бы человек не пришел, он всегда должен оказаться по пояс в духовности и таким образом, он все время находится в своеобразном религиозном пузыре будучи окруженным со всех сторон праведностью и благолепием. В общем, что бы мусульманин не делал он словно бы постоянно находится в своеобразном контакте с Богом, и фактически всё бытие исламски ориентированного гражданина - это молитва богу. Благодаря такому устройству жизни человек словно попадет на лестницу в небо с которой он, благодаря нахождению в этом самом религиозном пузыре, просто физически не сможет сойти - у него нет возможности неосознанно оступиться и сорваться в пропасть греха. Дав правила на все случаи мусульманской жизни Мухаммед обезопасил верующих от ошибок. Разумеется, он понимал, что всего не предусмотришь и поэтому мусульманские верующие руководствуются в жизни как Кораном с хадисами, так и разумом, т.е. отвечают на новые вызовы своей вере посредством коллективного мозгового штурма, но при этом вынесенные решения не должны противоречить духу Корана.
Именно поэтому религия занимает центральное место в современных исламских странах и присутствует буквально везде. Часто школы и прочие образовательные учреждения находятся в религиозном ведении: по некоторым данным, неподтвержденным, 80% институтов Саудовской Аравии на заточены под выпуск духовных лиц, а не технарей, инженеров, программистов. Т.о. образовательная система во многом служит исключительно религиозным, а не светским целям, не даром арабские диктаторы типа Насера и Хусейна приложили титанические усилия дабы перевести образование в своих странах на светские рельсы: они понимали что религиозное образование – по сути зубрежка Корана запрещающая любое критическое мышление и таким образом убивающая творческое начало, является камнем тянущем их государства на дно (справедливости ради надо заметить, что делалось это в том числе и для того, чтобы сломать хребет духовенству, которое имело мощное влияние).
Еще одно поле, где религия царствуют почти безраздельно - юриспруденция, потому что она опирается на нормы Шариата, который в наше время постоянно допиливают в соответствии с современными реалиями посредством вынесения все новых и новых решений исламских богословов, ведь в Коране ничего не написано про инсайдерскую биржевую информацию или хакерский взлом. Однако сама база – Шариат, остается незыблемой.
А для того, чтобы человек не расслаблялся и постоянно помнил об Аллахе, в мусульманских странах имеются религиозные надзорные органы в виде шариатских патрулей, которые следят за тем, чтобы мусульманин не отклонялся от верной дороги в светлое будущее, ибо своими отклонениями от норм мусульманского поведения он не просто вредит себе – устилая дорогу в ад, но и сбивает с пути других верующих, т.е. утаскивая в ад еще и их. С одной стороны, это сделано для блага человеческой души, с другой такая вещь очень удобна чтобы контролировать население.
Обучение-юриспруденция-религия. Эта связь не случайна, поскольку с самого зарождения исламской религии мечеть служила не только местом для молитвы, но и школой, где готовили не только духовных лиц, но и кади - судей, толковавших Шариат и вершивших суд. Т.е. мечеть работала как суд, куда люди приходили (в некоторых странах до сих пор приходят) за справедливостью.
Как вы видите, религия в исламской стране везде, и это не потому, что ислам такой отсталый по сравнению с христианством и еще не стряхнул с себя тьму средневековья, причина слияния социума и религии в том, что ислам так устроен и по-другому быть не может.
Не смотря на свою консервативность ислам способен на компромисс, в 20 веке он успешно вобрал в себя социалистические тезисы, как это сделал иранский ученный Али Шариати скрестив шиизм с социализмом. Хомейни включил его выкладки в свой вариант шиизма и именно поэтому современный Иран с полным правом можно назвать социальным государством. Впрочем, арабские нефтяные монархии тоже очень щедро отсыпают деньги населению из нефтяных кубышек. Брак социализма и ислама случился по причине их генетической схожести - Пророк много внимания уделял вопросам социальной справедливости: он добился чтобы женщину стали считать за человека, а для перетока капитала от богатых к бедным и уравнивания уровня жизни, Пророк ввел чисто религиозный налог - закят.
Однако, если идеи социальной справедливости ложатся в ислам вполне органично, то вот тезис о свободе человека, в западном смысле этого слова, никаким образом не может прижиться в исламе, поскольку человек в исламе строго ограничен рамками догм. Отказ от регулирования социальной жизни в пользу свободы, будет означать для ислама отказ от своей сути, ведь его (ислама) задача в том, чтобы человек делался лучше каждую минуту своей жизни внутри и вне мечети. И если убрать все эти религиозные рамки, запреты, рекомендации, правила, нормы, дозволения, пищевые ограничения и пр. вещи которые направляют верующих и вместо них дать мусульманам свободу, то придется выкинуть половину Корана и хадисов, после чего от мусульманства ничего не останется.
Поэтому ислам не может повторить путь христианства и ограничить себя лишь территорией мечети не вмешиваясь при этом в политику, в социальную и в экономическую жизнь, ведь если изначально христианство не имело своей целью жестко регулировать все аспекты жизни человека и создавать что-то вроде христианского государства, то ислам появился именно с целью сколотить общину, которая будет жить согласно определённым религиозным нормам.
Автор: ТГ-канал «Персидский залив и вокруг него» https://t.me/AsiaNearEast
Ссылки по теме:
О социальной роли ислама хорошо и подробно написано в 1-м томе Большакова О. Г. «История халифата» и в книге «Islam Between East and West» автор Alija ’Ali Izetbegovic
«КРАСНЫЙ ШИИЗМ» АЛИ ШАРИАТИ : ФИЛОСОФИЯ «СРЕДИННОЙ ШКОЛЫ» И ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ
https://cyberleninka.ru/article/n/krasnyy-shiizm-ali-shariati-filosofiya-sredinnoy-shkoly-i-islamskaya-revolyutsiya-v-irane
Образование в исламской истории
https://islam.plus/ru/civilizaciya/history/obrazovanie-v-islamskoi-istorii
Образование в Ираке становится религиозным
https://medina-center.ru/obrazovanie-v-irake-stanovitsya-religiozny-m/
Мусульманское право в системе юридических дисциплин
https://cyberleninka.ru/article/n/musulmanskoe-pravo-v-sisteme-yuridicheskih-distsiplin
ЗАКЯТ
https://islam.muftyat.kz/ru/islamnyn-sharttary/zeket-baby/
Iran Isn’t the Only Country With Morality Police
https://www.cfr.org/in-brief/iran-isnt-only-country-morality-police
Оценил 1 человек
1 кармы