Прежде чем перейти к обсуждению следующего сюжета Памятника, хочу вернуться к Корсуньским вратам. На Корсуньских вратах достаточно много аллегорий тем самым показывая что Библейский сюжет имеет реальную подоплёку. Исус Христос и его прототип Андроник Комнин вступив в противостояние с Первосвященниками и правящей знатью, желая восстановить справедливость подписали себе смертный приговор. Между Библейскими сюжетами о последних годах жизни Христа (Комнина) на Корсуньских вратах передаётся хронология пути что привела их обоих на крест:
1. Путь война побеждающего льва
2. Роль разделяющего эти клейма валика исполняют две фигуры, зеркально расположенные одна под другой (предположительно, аллегория Справедливости). Установление Справедливости
3. Вместо вертикального валика, разделяющего клейма этой створы, изображена некая аллегория в виде человека, подножием которому служит узорчатый шар, и поднимающийся к нему дракон. Достигая величия никто не застрахован от предательства.
Последняя аллегория вставлена между сюжетами о последних часах жизни Христа (Комнина) и об этом очередной сюжет памятника.
Итак следующим сюжетом выступает развязка событий или: "Бичевание Христа", «Путь на Голгофу» и «Распятие» объединены одним сюжетом. Данное объединение допускалось в русской иконописи:
На Корсуньских вратах это выглядит так:
Клеймо правой створы включает пластину с фигурой царя Ирода , восседающего на троне и созерцающего сцену «Бичевания Христа». Христос привязан к колонне и перевит вервием, рядом он же, в другом ракурсе со связанными руками. Слева стражник с орудием пыток.
«Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие».
Иоанн затем рассказывает, как после бичевания воины насмехались над Иисусом: надели на него багряницу, возложили на голову венок, сплетённый из терния, в правую руку вложили трость и падали перед ним на колени со словами «радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на него и били тростью по голове и лицу. Этот рассказ Иоанна повторяет евангелист Марк (Мк. 15:19), но как и бичевание помещает уже перед распятием.
Это описание больше всего соответствует с тем как поступили с его прототипом Андроником Комниным:
Узник прибыл закованным в двойные цепи и ножные кандалы, и Исаак осмеял его, назвав «первым из тяжеловесов». Гости правителя начали избивать Комнина, вырвали ему бороду, выбили зубы, а потом отрубили секирой правую руку. После этого его возвратили в тюрьму Анемас, где продержали несколько дней без пищи и воды[28].
Наконец после такого множества мучений и страданий, он с трудом испустил дух, причём болезненно протянул правую руку и провел ею по устам, так что многие подумали, что он сосет каплющую из неё еще горячую кровь, так как рука недавно была отрублена[22].
Однако муки бывшего императора были не окончены. 12 сентября 1185 года его вытащили из тюрьмы, выкололи правый глаз и, посадив на верблюда, отправили на городскую площадь[14]. Там Андроника уже поджидала столичная чернь, которая начала осыпать его палочными ударами, бросать камнями, при этом понося его родителей.
Затем на ипподроме его привязали к поперечной балке и продолжили истязания. Сам Андроник стоически переносил пытки, лишь шепча «Господи помилуй» и «Для чего вы ещё ломаете сокрушенную трость?», но вскоре умер. Спустя несколько дней тело бывшего императора разрубили на куски и бросили в ипподромную яму.
У фигуры Андроника уходящего на крест на голове вот такие повреждения:
1. Это вырванные волосы и лицо отвернуто так как оно имеет следы побоев (а ведь так и есть и возможно глаза тоже нет).
2. Это срезанная шапка, корона, терновый венец.
3. Лицо фигуры повернуто к Державе одним глазом как бы показывая что глаза нет.
4. Лицо фигуры выполнено, так как будто имеет следы множественных побоев.
5. Левая рука скрыта сюжетом так же намекая на её отсутствие.
6. Поза фигуры в идеале повторяет сюжет «Несение Креста».
«Царь славян» НХ: ......"В описаниях Никиты Хониата, Робера де Клари и других авторов, рассказывавших о падении Андроника, довольно много места уделяется тому, как Андроник во время мятежа лично стрелял из лука. Выше мы уже привели слова Робера де Клари: «Когда он (Андроник – Авт.) увидел его (Исаака Ангела – Авт.), то был сильно опечален этим и спросил у своих, нет ли у кого из них лука, и ему принесли лук и стрелу. И Андром взял этот лук и натянул его, думая поразить Кирсака (то есть Исаака – Авт.), который был коронован, прямо в сердце. И как раз в то мгновение, когда он целился, тетива вдруг оборвалась… И он вернулся назад во дворец… Спустя день после того, как Кирсак стал императором, на портале храма изобразили, каким чудом Кирсак сделал¬ся императором… и как тетиву лука, из которого Андром хотел его убить, оборвал ангел, потому что, как говорили, род Кирсака назывался Ангелами» [117], с. 23.
Об этом неудачном выстреле Андроника из лука пишет не только Робер де Клари. «Примерно ту же версию излагают венецианские источники и продолжатели Гийома Тирского»
Тогда получается, что колчан с 1 стрелой тоже имеет смысл согласно книги "Царь славян" как «Страсти Христовы» и неудачная стрельба из лука по Ангелу.
Опять возвращаясь к «Библейскому сюжету» можно добавить следующее. Воинов, наносящих удары, обычно изображают двух (Дуччо, Жак Бланшар), но на некоторых работах их число может быть больше. Иногда в сцене бичевания изображаются воины, которые вяжут розги или плетут терновый венец (Иоганн Кербеке). На некоторых изображениях изображают Понтия Пилата, сидящим на возвышении в судейском кресле. Иногда на его голову помещают лавровый венок, как символом римской власти. Также власть Рима на некоторых изображениях символизирует фигура императора, помещаемая на столб бичевания.
Очевидно, что Каифа:
И Ирод Антипа:
И Понтий Пилат:
Являются прообразом одного человека Исаака Ангела:
Именно он упоминается в данном сюжете на памятнике
Как уже писалось ранее голова фигуры носит следы приварки
На гравюре-подсказке действительно головной убор отличается от оригинала и скипетра в руках нет. Обе фигуры в тех же позах.
Сюжет состоит из трёх фигур Асаака Ангела (Каифа – Потий Пилат – Царь Ирод-Антипа), к нему спиной стоит Андроник Комнин (Исус Христос) который является ему антиподом, так же отправляемый им на мученическую смерть к третьей фигуре – Кресту (который находится внутри Сферы Державы).
Как писалось ранее в сюжете «Благая весть» Крест уходит в сферу державу (так как он тоже является частью скрытого сюжета). Её размеры идеально подходят. Крепёж там имеется из воспоминаний реставратора:
Крест в Сфере-Державе таким образом образует крест в круге.
Исус стоит как бы снизу обнимая сферу готовясь пройти к кресту стоящему на горе (Гранитный постамент памятника символизирует гору в которую воткнут крест). О чем свидетельствует гравюра-подсказка, где изменена форма Державы на «гору с круглой вершиной венчанной крестом» показывая тем самым, что крест на горе тоже часть сюжета.
Это единственный сюжет на памятнике фигуры которого остаются без изменений.
Подводя итог можно сказать, что с учетом, новой расстановки, общая хронология сюжетов на 2 ярусе (венце) Памятника, будет выглядеть так:
О новой расстановке фигур следующего сюжета, в следующем отчете.
Оценили 5 человек
7 кармы