Идеология: ниша экспериментальной метафизики

13 524

Священные писания различных религий это всегда человеческая интерпретация божественного. Причем сама религия это интерпретация интерпретации. 
Впрочем, это вполне оправдано потому как, человек в духовном плане от рождения несовершенен. И может развиваться очень долго, прежде чем достигнет каких-то высот. 
Поэтому, с интерпретациями ему работать легче. Просто потому, что интерпретации все же не настолько сложны, как Первоисточник. Это уже нечто более приземленное и более близкое к обычному состоянию человека. 
Второй момент заключается в том, что интерпретация оставляет пространство для собственных размышлений и исследований. Там можно даже усомниться где-то и покритиковать. 
Вместе с тем,  если бы автором религиозных текстов был сам Бог, то пространства для размышлений и самостоятельного размышления не осталось бы. Человек, конечно, гипотетически, мог бы что то там покритиковать, но ему даже посочувствовать никто бы не успел, на мой взгляд.

Вообще, если брать конкретно православие, то там интерпретация апостолов интерпретируется святоотеческим приданием, которое интерпретируется священством, которое интерпретируют прихожане или миряне.
Таким образом и получается то противоречивое творческое пространство религиозной практики.


Стройность и слаженность этого пространства держится на личном авторитете священнослужителей, которые аппелируют к страху божьему.

Но иногда бывает так, что это пространство не удается удерживать в полном подчинении и тогда могут возникнуть ереси. Так откололось католичество, затем появились протестанты и много кто еще. 

Потому что интерпретация не зависит от объективных причин. Интерпретация основывается на личных предпочтениях. 
Просто кто то берет апостольские интерпертации первого уровня и толкует так, как ему нравится а не так как это принято в церкви.
Затем следует беспочвенные споры с церковью, которые заканчиваются тем, что наша интерпретация вдохновлена святым духом - и наша тоже. И потом начинается мордобой. И после длительного мордобоя все расходятся оставшись при своем. 

Так, например, появились протестанты. Но все может происходить и без мордобоя и споров - так появилась идеология либертарианцев, например.

Проблема заключается в том, что интерпретация, не подчиненная эмпирическим методам исследования, ограничена только лишь фантазией интерпретирующего.

Например в библии есть примеры, когда очень авторитетные и духовные личности ветхого завета прибегали к услугам женщин с низкой социальной ответственностью и потом им вопросы задавил каверзные типа "Ой а чей это ребенок, а чья эта печать?". 

И легко можно интерпретировать этот фрагмент таким образом, что обращение к проституткам разрешено и благославенно для людей определенного ранга и блудом не считается. И вот вам священное писание и ничего вы мне не докажете.
И это будет еще одной ересью, которая может вполне нормально себе жить  и у нее будут последователи. Более того, аналогичные ереси давно есть и они очень успешно существуют, у них множество последователей. Причем, они существуют не как неформальные общественные объединения на подобие либертарианцев, а это вполне нормальные религиозные организации со своей иерархией.

И в целом вся стройность и иерархичность церковных канонов стоит на очень зыбком основании личных предпочтений духовенства. Какое там духовенство - это другой вопрос.
Главная проблема заключается в том, что нет никакого инструмента объективной верификации этих канонов. 
И даже то, что заповеди евангелия в корне отличаются от того, чем обычно занимается церковь - не аргумент. Потому что так интерпретировано евангелие. И хоть ты тресни, потому что духовенство все устраивает и прихожан тоже.

И в этом отношении экспериментальная метафизика должна стать именно тем инструментом, за счет которого можно проводить объективную экспертизу и верификацию интерпретаций божественного любого уровня.
Это должен быть какой то очень простой эксперимент, доступный широким массам.

В перспективе, при условии дальнейшего успешного развития, экспериментальная метафизика, могла бы стать тем фундаментом, который бы  погасил все существующие ереси и привел бы их к единой и истинной религиозной платформе. 


 

Карин Кнайсель: «Реквием по Европе»

Экс-главу МИД Австрии, Карин Кнайсель, российским гражданам представлять особой надобности нет. Однако масштаб личности этой женщины истории ещё предстоит оценить. В 2023 году Кари...

Обсудить
  • "что нет никакого инструмента объективной верификации этих канонов" Есть такой инструмент. "там, где двое или трое собрались во имя Моё, там Я среди них..."