Речь пойдет именно о самосознании НАЦИИ. Поскольку вопрос об отличие "национального самосознания" от "самосознания нации" принципиально важен, их путаница создает огромное количество проблем, как на личностном, так и на общественном уровне. О чем речь?
Очевидно, что даже на обыденном уровне сознания есть понимание различия между понятием «нация» и «национальность». Не погружаясь в научно-теоретическую аргументацию, зафиксируем то, что в реалиях 21 века «нация» подразумевает, в первую очередь, единое гражданское сообщество людей различного этно-национального происхождения. А «национальность» фиксирует этническую принадлежность человека.
Отсутствие термина, адекватно отражающего разницу гражданской и этнической принадлежности, приводит зачастую к путанице, например, в таких понятиях как «русский» и «россиянин», «баск» и «испанец», «баварец» и «немец» и других. Очевидно одно, что в первом случае фиксируется этно-национальная принадлежность человека, а во втором, его национально-государственная принадлежность.
Это различие соответствующим образом влияет и на содержание понятий «национальное самосознание» и «самосознание нации», которые не сводимы друг к другу. В чем их сходство и различие?
Сходство определяется содержанием понятия «самосознание». То есть его содержанием, включающем в себя представление субъекта носителя этого самосознания о самом себе, а так же свои осознанные интересы.
В первом случае субъектом выступает определенная национальная, то есть этническая, общность людей. А во втором, национально-государственное, то есть гражданское объединение людей.
Сходство будет также определяться тем, что ядром самосознания в обоих случаях будет выступать ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ, структуру которого составляет ИМЯ народа, его представление о самом себе и «соседних народах» через призму социального времени, когда даже давно прошедшие события могут сохранять свою актуальность в настоящем.
При понимании этого различия становится очевидным, что ОБЪЕКТИВНО, то есть не зависимо от нашего желания, этно-национальное самосознание будет воплощаться на уровне обыденного самосознания в народных мифах, сказаниях, эпосах и.д. В то время как национально-государственное самосознание на научном уровне в виде ИДЕОЛОГИИ. Заранее скажем, что это ключевая проблема современной России.
Процесс выведение этно-национального самосознания на идеологический уровень лежит в основе создания националистических и нацистских доктрин. Тема для отдельного разговора.
Как показывает отечественная и мировая практика, интересы этносов не всегда могут совпадать с интересами всех граждан государства и наоборот. Это наглядно видно не только в России, но и в развитых странах Западной Европы – Великобритании, на примере шотландцев, в Испании – басков, в Бельгии – валлонов, и других странах.
Известно, что Россия многонациональная страна. Факт, что у каждого живущего в ней народа и даже национальных групп, есть свои этно-национальные представления о себе и свои интересы. Насколько они осознанные, это вопрос отдельный и зависит от многих факторов, например, уровня работы национально-культурных и других законных общественных и научных учреждений, а также уровня культуры и образованности этно-национальных элит или тех людей, которые выдают себя за национальных лидеров.
Возникает вопрос, в какой мере совпадают интересы национальностей и интересы гражданской нации? Ровно в той, в какой интересы гражданской нации в лице государства включают в себя интересы национальностей, в первую очередь общие для них всех. А они, безусловно, есть, например, в области военной и экологической безопасности, а также экономики и многих других.
Любые этно-национальные интересы одного или нескольких народов, несущие угрозы общим интересам других народов или интересам национальной безопасности государства, всегда будут вызывать негативную реакцию и противодействие.
Другой вопрос из серии «а судьи кто?». То есть очень многое зависит как от уровня политической культуры высших эшелонов политической элиты, так и от того, какого рода эксперты привлекаются для выработки принимаемых решений.
Яркий тому пример был с Сочинской олимпиадой. Здесь услужливые организаторы принесли в жертву мнимым государственным интересам чувства и чаяния российских и зарубежных черкесов – абаза и адыгов, а заодно, и кубанского казачества, нарушив лучшие Олимпийские традиции по достойному представлению аборигенного населения тех мест, где проводятся Игры.
Сумма общих этнических интересов, дополненная интересами национально-государственной элиты, и составляет то, что называется национальными интересами государства, которые призвана охранять система национальной безопасности страны. И здесь имеется еще одна зона проблем.
Если с общими этно-национальными интересами всё относительно прозрачно, то с интересами национально-государственной элиты не всё так однозначно. Кто её составляет, как она формируется, насколько личные интересы её участников соответствуют государственным интересам народов и граждан России? Это, опять же, тема для отдельного разговора.
Учет этих факторов позволяет понять многие политические явления и трудности, а также различного рода хитрости политиков.
Подчеркнем еще раз, что обычно этно-национальные проблемы используются политиками лишь для выхода на уровень национально-государственной элиты. А здесь с ними происходят удивительные метаморфозы, которые могут наблюдать их избиратели, поскольку на этом уровне работают совершенно иные правила.
При этом этно-национальные лидеры, не прошедшие по каким либо причинам в государственную элиту, остаются в роли несистемной оппозиции, которая, с одной стороны, несет в себе угрозу национальным интересам государства, а с другой, в лице части чиновничества и силовиков, выгодна ему. Она дает работу очень многим представителям государственного аппарата, а так же тем политикам, журналистам и иным специалистам, которые благодаря им зарабатывают себе на хлеб насущный.
Эти реалии дают также ключ и к пониманию, например, политического феномена Жириновского. Будучи в эшелоне национально-государственном, этот политик делает всё от него зависящее, чтобы «костерок» этно-национальных проблем никогда не затухал. Для этого, правда, очень избирательно и дозированно, используется декларирование этно-национальных интересов русского народа.
Особенно «неблагодарная» роль достается национально-государственной элите регионального уровня. Балансируя, что говорится, на грани фола, они вынуждены, с одной стороны, блюсти интересы государства, а с другой, поддерживать необходимый уровень этно-национальной напряженности, для борьбы с которой они вроде бы и предназначены. Отсюда их обычно не афишируемая лояльность к кое-кому из оппонентов из числа этнонационалистов, а так же обслуживающих эти интересы владельцев «националистических» сайтов и изданий.
Если «больной» окончательно выздоровеет, то зачем тогда «врач»? – эта дилемма лежит в основе ответов на очень многие явления в нашей жизни – от лукавого сантехника, до лукавого политика.
Но важнейшей проблемой, от решения которой зависит судьба России, это состояние и перспективы развития особого, отличного от других российских народов самосознания Русского народа.
Оценили 5 человек
10 кармы