Александр Зиновьев и новая постмарксистская философия

32 1733

http://cdn11.img22.ria.ru/images/101652/06/1016520682.jpg

Дмитрий Куликов, член Зиновьевского клуба

Сегодня, 29 октября, исполняется 93 года со дня рождения великого русского и советского мыслителя Александра Зиновьева. Творческое наследие Александра Зиновьева колоссально по своему культурному значению. В своих работах Зиновьев дает жесткую и очень четкую картину современного человеческого мира.

В этом смысле впервые после Маркса Зиновьев предлагает нам действительную социологию (описание общественно-политического и общественно-экономического устройства) современного мира. Труды Зиновьева по способности ухватить суть исторического процесса, действительную сегодняшнюю его проблематику сильно превосходят все работы современных западных гуманитариев.

Опираясь на разработанные Зиновьевым средства организации мышления, мы можем иметь действительную картину "того, что есть". Для того чтобы двигаться вперед, нам необходимо получить еще картину "того, что должно быть".

Подлинная философия обязана обеспечивать ответ на этот вопрос. Русская философская школа, основанная Зиновьевым и его коллегами на философском факультете МГУ в 1952 году, обладает всем необходимым для того, чтобы на основе ее работ была сформирована новая русская постмарксистская философия.

Без интеллектуального вклада Зиновьева такая философия была бы просто невозможна. Это то мыслительное наследие, на которое мы можем рассчитывать и на которое можем опереться, оказавшись перед вызовами XXI века.

Во вторник, 27 октября, в МИА "Россия сегодня" состоялись традиционные, уже шестые по счету, международные Зиновьевские чтения по теме "Александр Зиновьев и современные идеологии".

Чтения получились представительными не только из-за высокого социального статуса многих участников, но и, прежде всего, — ввиду глубины и содержательности произошедших дискуссий. Основными темами рабочих обсуждений стали: "Современный мир и борьба идеологий", "Идеология глобализации и возможные альтернативы", "Зиновьев: идеология будущего".

Организация обсуждения такого философского понятия и социально-культурного института, как "идеология", была далеко не случайной. В так называемую перестройку с конца 80-х годов и практически все 90-е годы прошлого века идеология была превращена чуть ли не в преступный фактор, обеспечивающий функционирование тоталитарных режимов. Считалось при этом, что якобы в "свободных демократических" обществах никакой идеологии нет и это и есть самый значимый признак их свободы.

В ходе дискуссий на чтениях практически все участники были едины в том, что, как и утверждал Зиновьев, отрицание и поругание идеологии есть большое мошенничество, с помощью которого осуществляется скрытое, непубличное, как говорят философы, нерефлектируемое идеологическое манипулирование.

Идеология есть всегда. Без нее человек не мог бы существовать как социальное явление. Он не мог бы совершить ни одного социального действия. Идеология часто невидима, как воздух, но при этом она всегда есть. И хорошо бы, чтобы современный человек знал это. Ведь знание о том, что у тебя всегда есть идеология, позволяет задаться и последующими очень важными для человека вопросами: а каково содержание моей идеологии, откуда я все это взял, моя идеология — это знания или верования и что именно отличает одно от другого? Есть еще множество вопросов примерно такого же уровня, которые только и могут позволить человеку осмысленно и осознанно жить и действовать. Это первое, что обсуждалось на чтениях.

Второе, — вопросы о том, какая именно идеология нам нужна. Сначала не по содержанию, а по формальным требованиям. В ходе дискуссий удалось различить идеологии, основанные на различных типах социальных верований (устроенные догматически) и идеологии, основанные на социальном научном знании, т.е. те, которые можно доказать или опровергнуть в ходе культурно-исторической практики.

Несколько слов о науке и научном методе мышления. В основании научного метода лежит гипотеза, то есть фундаментальное предположение или допущение и эксперимент, который должен либо опровергнуть, либо доказать эту гипотезу. Следует понимать, что неудачных экспериментов в науке не бывает, поскольку и доказательство гипотезы, и ее опровержение в равной степени дают нам новые знания об объекте исследования. Получая новые знания (условно позитивные или условно негативные), мы движемся вперед, и никакого другого способа получения действительных знаний просто не существует в арсенале методов мышления современного человечества. Так работает научный метод в сфере естественных наук о природе.

Это понимал уже Карл Маркс и перенес научный метод из природной естественной сферы в сферу социальную, в мир человеческого мышления и деятельности.

Он выдвинул гипотезу о коммунизме, а мы в России провели грандиозный социальный эксперимент в связи с этой гипотезой. По оценке Александра Зиновьева, мы построили "реальный коммунизм" и с научной точки зрения, совершенно не осмысленно оценивать его успешность или неуспешность.

Эксперимент состоялся, и наша подлинная задача — вычленить знания из этого эксперимента. Если мы сможем это сделать, мы получим подлинный ресурс для нового социального проекта, для следующего шага развития, в том числе и опережающего.

Не сможем, не справимся, — значит, этого развития у нас просто не будет, уйдем из Истории. В XX веке мы втянули в этот эксперимент полмира, а другие полмира заставили самоопределяться и развиваться с учетом и в конкуренции к этому нашему эксперименту. Эксперимент имел без преувеличения планетарное значение.

Обращение почти всех участников чтений к советскому проекту, к противостоянию советского и американского проектов не связано с ностальгией по прошлому. Оно есть попытка прорваться к тем знаниям, которые дает нам этот эксперимент, при условии что мы хотим мыслить о нашем человеческом мире научно.

Александр Зиновьев утверждал, что в XX веке человеческая история полностью или почти полностью утратила свою естественную природу и стала искусственной. Он говорил, что человечество вошло в эпоху "планируемой истории". Планировать и проектировать возможно только на основании знаний. Догматические верования, используемые в качестве оснований проектов (будь то вера в коммунизм или либеральную демократию) оказываются исторически несостоятельными, и это уже доказано в ходе нашего эксперимента.

Тезис о "планируемой истории" принципиально важен, поскольку из него следует, что такие макросоциальные организованности, как политические нации и государства, отказывающиеся от эксперимента над собой, просто не смогут существовать в большой человеческой истории. Они просто будут неконкурентоспособны в мире "планируемой истории".

Социальное проектирование и социальная инженерия, а значит, и большой социальный эксперимент — это самый современный и пока единственный известный нам способ существования в эпоху планируемой истории.

И еще одно утверждение можно и нужно сделать, основываясь на творческом наследии Александра Зиновьева. Те нации, государства и цивилизации, которые первыми построят схему научного социального знания (подлинно гуманитарную науку) экспериментируя над собой, получат такой же мощный ресурс опережающего развития, каким были науки о природе и инженерия для западноевропейской цивилизации 400-500 лет тому назад.

P.S.

На чтениях было много интересных зарубежных гостей, но мне особенно важным показалось то, что сказал о русских Аджай Гойял (Индия). Воспроизведу его высказывание близко к тесту: "Мы в Индии очень хорошо понимаем, что русские — это нация воинов. Воинов не в том смысле, что они все время воюют, а в том, что настоящий (подлинный) воин — тот, кто готов отдать жизнь за свои идеалы". Мне кажется это принципиально важным для понимания подлинного значения идеологии в жизни человека и особенно нашего русского человека.

via

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Сегодня 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
    • manunu
    • 29 октября 2015 г. 15:33
    Спасибо за статья и напоминание о таком ученом и его работах...Очень интересно, во времена юности, я кое-что почитывал, но потом бытовуха и жизнь напрочь все выбила из головы. Обязательно вернусь к его работам и перечитаю....
    • panurg
    • 29 октября 2015 г. 15:59
    То что Зиновьев говорил, о наступившей искусственности истории человеческих обществ вовсе не отрицает того, что ЕСТЕСТВЕННЫЕ процессы не продолжают течь своим чередом. Просто изменились формы этого протекания... Да, народы как таковые веками формировавшиеся как саморегулируемые сообщества отходят в прошлое! И этому активно способствует запад, ТНК и их ручные идеологии... И всё же "гидродинамика" человеческих общежитий никуда не делась, просто она стала другой...
  • Да согласен русская философская мысль была востребована.но мир меняется.и меняются приоритеты.Вся общественность носится с русской национальной идеей,как панацеей от проблем.Но сформулировать её и сделать привлекательной .увы никому не удается.Мне конечно интересно ,,что думает высокие социально значимые представители общества.Но иногда закрадывается мнение,что мы-народ и политики,философы.эксперты -живем на разных планетах.Я уже как то писал на одном из своих сайтов,что мнение народа надо спрашивать у самых молодых.Помните русскую поговорку .устами младенца глаголет истина.А на всякого мудреца довольно простоты.Почему не сделать по учебным учреждениям опрос-сочинение,как вы видите Россию и что для вас идея русского мира?Вы удивитесь.как видят мир,страну.свой край и жизнь в нем наши дети.Этот массив информации будут анализировать многие институты философии и обществоведения.Тогда мы получим срез идей и видение будущего.Ведь в конечном счете именно нашим детям жить в этом будущем.
  • Отличный отчет. Не был на Зиновьевских чтениях, жалею. Лично его не знал, лишь пару раз видел и на нескольких лекциях побывал, ну еще... Гм, да, на какой-то Московской книжной ярмарке почтительнейшим образом спрашивал его о необходимости социального планирования (его терминология), именно в бушующей и разной России. В целом текст подтверждает ощущение от этого философа, а именно: - Необходимость долговременных стратегий; - Упреждающие действия (чего у Путинской команды напрочь не прослеживается); - Ярое представление научности (не беру термин в кавычки) как последовательности "причина-следствие"... Настаивание автора статьи о том, что все в мире подчинено, якобы, именно "научному" обоснованию (теперь беру в кавычки), даже по тому, что вычитал у Зиновьева - является едва ли не самой ощутимой ошибкой этого логика, а ведь он защищался именно по логике, не так ли? И вот этого я в статье не понял. А.З. не раз подавал обращение в своих рассуждениях (сигналы) к иррационализму природы человека, несогласности его действий и результата. И об идеологии в этом плане он судил потому-то весьма пристрастно, что нет и не может быть человека без учета его верований или даже Веры. В общем, извините за пристрастность (тоже свойство), за чрезмерную разговорчивость... На будущее сделаю зарубку по поводу Зиновьевских чтений. (Может быть, что-нибудь пойму, кто знает?)
  • Прошу извинить, напишу еще один пост, пояснительно. Про Зиновьева мне уже позже, даже позже. чем я его пытался читать, говорил один, гм... тоже "философ" из холодильного морга МОНИКИ, мол, но он читал тогда ( в середине 80-х "Часы"), про Аристотеля в Советской Энциклопедии полторы страницы, а про Зиновьева - почти четыре. Я был тогда умнее, нежели ныне, я действительно пару раз для удовольствия решал двойные интегралы в уме, играл в шахматы на трех досках по памяти и понимал высшую алгебру, значками которой пользуется математическая логика. Тогда я понимал формулы г. Зиновьева. А он ведь иногда - очень формульно писал. Теперь я формулы уже не читаю, даже одноразовый интеграл согласно очень хорошей шутке... - Как взять площадь Ленина? - Кто-то ответит: - Взять длину на ширину... - Неправильно, А правильно будет - взять второй интеграл по поверхности. Зиновьев - это именно второй интеграл по поверхности. Но в математике есть такая штука, что она убедительна только для тех, кто читает и представляет. Вот мне кажется, что я - читал и представлял формулы А.З., и за это его - уважаю. (Пусть даже сейчас - уже не совсем, но память мне говорит, что когда-то было, а значит - я его тексты тоже понимаю..) Это не так уж мало?