Эпоха постмодернизма началась не вчера

0 3017

Что есть постмодернизм? Это, если коротко, поиск смыслов в том, что смысла иметь не может по определению, потому что происходит через отрицание смыслов. Предыдущая эпоха модерна и авангардизма искала смысл в мазках на картине и шепелявых стишках Бальмонта — пытаясь переосмыслить великое через ничтожное, ибо великое уже все, на их взгляд, было занято, - то постмодерн пошел дальше: отрицая смысл и получая новый через бессмыслицу.

Но так ли это ново? Я не буду спорить с утверждениями Умберто Эко о постмодерне, да и кто я такая, чтобы низвергать такой авторитет, но осторожно не соглашусь с одним утверждением, что данное явления всегда характерно для стыка эпох.

Да, в этом что-то есть. Эпоха перемен порождает неприятие, отрицание, переосмысление, даже обессмысливание. Так произошло в начале XX века. Кучка «элит» вдруг осознала, что важнее стали инженеры и трактористы, и породили контркультурный «Черный квадрат», в итоге доведенный до абсурда к началу XXI века.

Есть такое магическое заклинание АБРАКАДАБРА. Оно то ли лечило, то ли именовало еврейского бога, но символично стало синонимом бессмыслицы. Собственно, это слово можно назвать символом эпохи постмодернизма. Был ли в нем смысл, не был ли, но если захотим — найдем новый смысл. Или, что более верно — придумаем.

И вот это нас приводит к тому, что явилось первопричиной постмодернизма в нашем современном мире: христианству, а несколько позже — мусульманству.

Концепция монотеистичного бога сама по себе — постмодерн. Это полное отрицание очевидного, АБРАКАДАБРА, преподнесенные, как истина. Человек ничего не осмысляет, но ему трактуют эту полнейшую бессмыслицу, как истинное знание. По сути, истолкование сборника еврейских сказок сродни измышлениям снобствующих искусствоведов о картинах Уорхолла или Поллока. Из бессмыслицы вытянуть нить удобного им смысла и продать его подороже. Все.

Обратите внимание: всегда, куда приходил постмодернизм (или христианство, или мусульманство), то сразу изничтожались науки и образование. Людям постмодерна — или же «дивного, нового мира» - знать об устройстве вселенной не надо. Им достаточно, что скажет аналитик\критик\поп\муфтий.

Основное свойство человеческого разума, отличающего его от любого другого известного нам существа — и я об это неоднократно говорила, - поиск нового знания. Тотемизм или языческие религии были более честны с человеческим разумом: так, чего-то наш дух предков\бог не справляется с защитой от молний… присобачу-ка я на баню железный прут и цепь до земли… ага, дело-то не в боге.

Постмодернизм пространства для маневра не оставляет, хотя кажется иначе. Казалось бы фразу: «о белый чай, в зеленой чашке сиреневым рассветом серебрит» (не ищите, это я только что придумала — авт.) можно трактовать как угодно, но придет критик и расскажет вам, что: белый чай в зеленой чашке есть символ оплодотворения мужчиной женщины и зеленый цвет здесь есть цвет жизни, а сиреневый рассвет есть метафора света сквозь сосуды, и стенки матки, обдающего новую жизнь, ну а серебрит, потому что серебро есть божественный металл и здесь речь идет о таинстве рождения жизни, право на которое имеет лишь бог.

О как! Пробирает?! Да еще как! На фразу и трактовку у меня ушла минута. И еще секунда переставить запятую.

Точно так же любому в эпохе постмодерна — сиречь христианской идеологии (не будем обманываться — мусульманство та же самая идеология) — объяснят и Поллака, и  фекалии в баночке за 120 тысяч зеленых президентов, и концепцию бога. Человек постмодерна не должен думать, ему все объяснят.

А теперь самое важное: у такого человека не должно быть того, над чем думать. Картина — мазня кисточкой по полотну, что объявлено будет каким-нибудь экспрессионизмом. А если еще и хером вместо кисточки — вообще мякотка. Скульптура — так баба с вагиной нараспашку, что лица не видно. Литература? О, конечно постмодерновая:

«Он поймал мой взгляд, и я сразу же отвернулся к эстраде, где продолжался бессмысленный диалог:

– …Что? Да зачем?

– Это мне для работы.

Символ одной из сторон бытия.

Вы, если надо, другой украдете.

Краденным правильней, думаю я?

– Так… А я думаю – что за намеки?

Вы ведь там были? За ширмою? Да?

– Знаете, вы, Родион, неглубоки,

хоть с топором. Впрочем, юность всегда

видит и суть и причину в конечном,

хочет простого – смеяться, любить,

нежно играет с петлею подплечной.

Сколько хотите?

– Позвольте спросить,

вам для чего?

– Я твержу с первой фразы –

сила, надежда, Грааль, эгрегор,

вечность, сияние, лунные фазы,

лезвие, юность… Отдайте топор.

– Мне непонятно. Но впрочем, извольте.

– Вот он… Сверкает, как пламя меж скал…

Сколько вам?

– Сколько хотите.

– Довольно?

– Десять… Пятнадцать… Ну вот, обокрал.

Впрочем, я чувствую, дело не в этих

деньгах. Меняется что-то… Уже

рушится как бы… Настигло… И ветер

холодно дует в разъятой душе.

Кто вы? Мой Бог, да вы в маске стоите!

Ваши глаза как – две желтых звезды!

Как это подло! Снимите!

Мармеладов выдержал долгую и страшную паузу.

Снимите!

Мармеладов одним движением сорвал маску, и одновременно с его тела слетел привязанный к маске хитон, обнажив одетую в кружевные панталоны и бюстгальтер женщину в серебристом парике с мышиной косичкой.

Боже… Старуха… А руки пусты…

Раскольников произнес эти слова еле слышно и рухнул на пол с высоты своих котурнов.

То, что началось дальше, заставило меня побледнеть. На сцену выскочили два скрипача и бешено заиграли какой-то цыганский мотив (опять Блок, подумал я), а женщина-Мармеладов набросила на упавшего Раскольникова свой хитон, прыгнула ему на грудь и принялась душить его, возбужденно виляя кружевным задом.»

Ну, кто читал — поймет откуда. :)

Эпоха постмодернизма — это отрицание смысла. Но вам его объяснят. Вам объяснят, что есть бог, почему нельзя мыться и блохи возвеличивают, что написал новый «великий автор» и намазюкал очередной художник, что айфон лучше самсунга, что стирать надо только тайдом, а еще вы должны знать, где скидки... Вместо этого, вы даже сами можете додумать, если считаете себя интеллигентным, образованным человеком. Но реального смысла в этом будет не больше, чем в «мама мыла Раму, а Рама Кришне двинул в Вишну».

И в этом печаль постмодернизма: вместо поиска нового знания человеческий разум затянут в петлю разгадываний несуществующих загадок, потому что ему не преподают базовые знания о мире, а учат постмодернистскому - это пригодится в жизни, а это тебе знать не надо. Разум и не знает потом, что искать и мечется по одной петле, потому что это модно, это для "интеллектуалов".

Если бы вместо поиска смысла в какой-нибудь «Амальтея амальгамою прикрывшися с небес взирала непорочна на утехи Босха и невест» изучали бы реальную Амальтею, может, и было бы у нас все хорошо.

Ну а пока мы живем в эпоху постмодерна. И нам все объяснят.


30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...