Опричнина – это одна из наиболее туманных и малоизученных страниц российской государственности, причём её оценки менялись в разное время, и даже сегодня нет общего мнения о том, какое значение сыграл данный феномен в развитии русского государства. В сегодняшней статье наш канал «Кузбасский следопыт» вместе с нашими читателями постарается разобраться, что собой представляет опричнина и какую роль она сыграла в формировании русского государства.
В качестве предисловия
Практически все люди, хорошо знакомые с историей России, знают о том, какое виденье о личности Ивана IV было сформировано в советской исторической науке, известны также высказывания об этой исторической личности и дореволюционных историков. Поэтому наиболее интересны исторические работы, затрагивающие роль Ивана Грозного и опричнины, современных специалистов. При этом стоит сказать, что в одних современных работах историки имеют схожую с советской позицию, другие стараются опираться на оценки, выставленные дореволюционными историками, а третьи и вовсе предлагают более современные и новые трактовки.
Как возникла опричнина?
В декабре 1564 года Иван IV выехал со всей семьёй на богомолье. После того, как его предал один из ближайших сподвижников, Курбский царь приходит к выводу, что переломить сопротивление бояр мирным путём не представляется возможным. При этом очень дальновидный и хитрый политик прекрасно понимал, какой будет реакция москвичей на открытое послание царя об отречении. И в этом послании он во всех красках описал все измены знатных бояр, а также сообщал своим подданным, что не желает царствовать, опасаясь заговоров и измен. В результате такого хитрого хода противостоящая царю элита сама вынуждена была просить его вернуться обратно, а также согласилась на все выдвинутые Иваном Васильевичем условия.
После своего возвращения Иван Васильевич потребовал, чтобы за ним было признано право карать и миловать, а также организовал земство и опричнину. Несмотря на то, что это слово имело очень древнюю этимологию, в её определение вкладывались абсолютно новые значения. После введения опричнины царь получил право заниматься самостоятельным учреждением земель, не допуская влияния крупной феодальной знати, относящейся к роду Рюриковичей. При этом в состав опричнины входили наиболее богатые и плодородные территории, с которых должны быть выселены все неугодные царю лица. Порой подобные переселения превращались в настоящие боевые столкновения, в которых гибли как переселяемые лица, так и сами опричники.
Нужно сказать, что описания стычек между выселяемыми и опричниками присутствуют во многих летописях того времени. Некоторые из таких стычек именуются кровавыми расправами, однако на самом деле они таковыми не являлись. Ведь боевые отряды крупных землевладельцев из рода Рюриковичей очень часто достигали сотен человек, и поэтому их выселение было довольно опасным мероприятием для всех сторон. Княжичи, выселяемые на земщину, которая чаще всего была окраиной государства, не могли сохранять после этого собственное влияние и поэтому очень негативно относились к подобным действиям. Кроме того, наиболее опасных претендентов на российский престол Иван IV просто уничтожил и в этом ему активно помогали новые служивые люди.
Кто такие опричники и как они выглядели?
Существует широко распространённое описание, по которому опричник – это конный всадник, одетый в чёрную одежду, отрёкшийся от семьи и близких и преданный только царю. Однако, по мнению историков, такое описание опричника является довольно спорным и, скорее всего, не соответствует действительности. Также современными историками подвергается сомнению наличие у опричников таких элементов, как собачьи головы и мётлы. Хотя, вполне возможно, что в качестве метлы выступала кисть из шести, символизирующая средство избавления русского государства от измены.
По поводу наличия у опричников в экипировке собачьих голов мнения историков существенно расходятся. И одни всё-таки настаивают на том, что опричники приторачивали к седлу часть убитого животного. Однако очень сложно себе представить, как мог долго находиться человек рядом с гниющей плотью, размещённой рядом с седлом. Другие историки полагают, что собачья голова – это всего лишь вымысел, который был придуман для того, чтобы ещё больше обезобразить образ опричника в глазах потомков. Стоит сказать, что существует группа историков, которые придерживаются мнения, что опричники носили одежды, на которых была изображена собачья голова. К огромному сожалению, один из наиболее достоверных и интересных источников информации – учредительная грамота опричнины, до сегодняшнего дня не опубликована и не изучена, хотя хранится в государственном архиве.
Некоторые описания опричников сводятся только к тому, чтобы указать их низменные стороны натуры, однако на самом деле это не соответствует действительности. Ведь в опричники Иван Васильевич набирал талантливых, умных, преданных и инициативных людей, не имеющих связи с опальными знатными фамилиями. В последующем опричники деградировали, что и стало причиной их упразднения.
Для чего Ивану Васильевичу необходимы были опричники?
Существует распространённое мнение, что используя опричников, Иван Васильевич вёл антиудельную войну, однако это мнение в своих работах опровергли Каравашкина и Юрганова, считающие, что антиудельная война – это более позднее определение, которое связано с развитием общества. В то время Иван IV вёл войну не против уделов и существующего порядка, а за получение абсолютной власти, попутно устраняя наиболее опасных конкурентов. Все казни, проводимые им, были связаны со Страшным судом и носили апокалипсический оттенок. Мнение этих исследователей основано на многочисленных доводах и фактах и заслуживает внимания.
А. Фурсов в своих работах, посвящённых исследованию опричнины, освещает её совершенно по-другому. Так, по мнению этого исследователя, в то время сложился мощный симбиоз власти удельных князей и бояр, сформированный под влиянием Золотоордынского ига. Связано это с тем, что во время ига князья вынуждены были прибегать к помощи крупных землевладельцев и знатных бояр, чтобы не только стать владельцами ярлыка, но и сохранить его. После того, как иго было свергнуто, Великий князь всё больше претендовал на полноту собственной власти, и сохранять тот симбиоз, который был выгоден ранее, не было смысла.
По мнению Карамзина, а также поддерживающих его Ивайловского и Костомарова, основной причиной возникновения опричнины было безумие, которым страдал Иван Васильевич. Однако придерживаться такого мнения не совсем правильно, так как в мотивах действий царя прослеживаются мощнейшие экономические и политические составляющие. Кроме того, приписываемое ему безумство ни как не сочетается с умением просчитывать события. Также нельзя оценивать земщину и опричнину как позитивный опыт, как считал И. В. Сталин, так как практически сразу после их возникновения на страну обрушился террор и произвол.
Кем и когда была упразднена опричнина и каковые её последствия для русского государства?
Упразднил это явление сам Иван Васильевич, после того, как убедился в её бесполезности. Случилось это в 1571 году после поражения, нанесённого крымским ханом Девлет-Гиреем, именно тогда царь понял, что опричники, как войско, полностью потеряли собственную боеготовность. Ведь большинство из них вообще не явились на место сражения. Стоит сказать, что юридически опричнина перестала существовать, однако территории, которые были переданы царю в личное владение, остались по-прежнему за ним и именовались дворовыми.
Большинство историков, занимающихся изучением опричнины, приходят к выводу, что благодаря этому явлению произошло усиление и централизация власти, а также снизился уровень влияния крупной феодальной знати в лице князей из рода Рюриковичей. Помимо этого, за счёт удержания в пользу казны имущества опальных был увеличен рост экономической мощи царя. Необходимо понимать, что, прежде всего, Иван Васильевич обращал собственное внимание на крупных феодалов, способных оказать ему не только военное, но и экономическое сопротивление. Однако удаление и уничтожение Рюриковичей повлекло за собой и вырождение элиты, так как многие наиболее знатные рода были порушены. Также, по мнению большинства историков, опричнина оказала такое огромное влияние, что её последствия прослеживались в стране ещё на протяжении нескольких веков.
С этой статьёй вы также можете ознакомится на нашем основном канале в Яндекс Дзен.
Оценили 17 человек
24 кармы