В 91-м году, не видя перспектив в бывшей советской, а ныне независимой стране, я переехал в Россию и устроился работать на котельную. Мои новые коллеги, естественно, поинтересовались, откуда я эмигрировал. Узнав, что из Литвы, один (назовём его Слава) выдал: «А, фашисты!»
Признаться, я был озадачен. Тем более, что парень, как выяснилось, дальше областного центра не выезжал, если не считать службы в армии в каком-то захолустье.
-Почему фашисты? – спросил я. Ответ был гениален в своей чудовищной простоте:
-ПОТОМУ ЧТО ОНИ РУССКИХ НЕ ЛЮБЯТ!
-А что, должны? И если должны, то почему?
Он несколько смешался:
-Ну как? Мы ж… это… их от фашистов освободили… И вообще…
- Ваша логика прекрасна, товарищ - фашистов освободили от фашистов…
В общем, почему литовцы не любят русских, внятного ответа я не услышал. Пару раз ещё спорили, потом как-то забылось. Других проблем хватало. Меж тем на фоне тоски многих граждан о временах колбасы по 2.20, синих куриц, мультикультурализма и толерантн… то есть я хотел сказать дружбы народов (пришедшей на смену пролетарскому интернационализму), не мешало бы разобраться, а действительно ли всё было так лучезарно в плане межнациональных отношений, как сейчас полагают молодые люди, заставшие СССР в детстве?
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, достаточно беспристрастно (беспристрастно, блджад!) рассмотреть историю взаимоотношений народов СССР на примере тех же литовцев и русских.
Во-первых, разное отношение к советской власти. Если литовцы её откровенно не любили, то русские считали (и считают!), что обьективно советская власть хороша, только отдельные недостатки нужно было исправить. Очень многие, вздыхая: «Хочу в СССР!» не отдают себе отчёт, что на самом деле они хотят вернуть советскую власть. (Эти понятия тесно связаны, но не тождественны. СССР можно назвать Российской империей, но нельзя применить к Российской империи термин «советская власть».) И, что характерно, подобная тоска обуревает в основном русских. Причём русских, живущих в России. И мало кто задумывается, что возродить Советский Союз – это залучить обратно до сэбэ отделившиеся республики.
В устах многих звучит прямо-таки детская обида: «Ну как же так? Мы же к НИМ со всей душой, а ОНИ вон как! Мы ИМ школы понастроили, больницы, фабрики с заводами, а ОНИ, выходит, всё это время камень за пазухой держали? Неблагодарные!» ОНИ в данном случае – это прибалты, кавказцы, жители Средней Азии, в меньшей степени – украинцы и белорусы. И появляются в Интернете статейки наподобие «Неизлечимая болезнь – совок», ( http://topwar.ru/28217-neizlec... ) в которой кирсановский мальчишка (даром что ему сейчас сорок лет; тот факт, что он называет себя национал-монархистом, только подтверждает, что он до сих пор не вышел из пионерского возраста) недоуменно спрашивает: «а как же Арнис? (…)капитан литовской армии А. Скалнис (… ) Неужели и тогда — и тогда! — он носил в себе ненависть к «оккупантам», среди которых жил?»
В силу незамутнённости биполярного сознания «неисправимый совок» и одновременно «национал-монархист» уверен, что русских можно или любить, или ненавидеть, причём всех чохом, без индивидуальных различий.
(Кстати, почему Арнис – литовец? Вообще-то это латышское имя. Соврал либо «национал-монархист» из Кирсанова).
…Во-вторых, ответ этот однажды прозвучал в комментарии к какой-то статье о Советском Союзе - «Всяк сверчок знал свой шесток!». То есть СССР был во всех отношениях замечательной страной, где в обстановке мира и дружбы жили десятки национальностей, и вдвойне замечательно, что эти национальности жили по окраинам в аулах и кишлаках, не оскорбляя своим присутствием на улицах Москвы великодержавную гордость русских.
В этом комментарии говорилось о том, о чём предпочитало помалкивать в тряпочку руководство СССР, а именно, что советский строй, как, впрочем, и царский, держался в основном на имперских штыках. До поры до времени глухое бурчание окраин удавалось подавлять, тем более что так называемые национальные меньшинства прекрасно видели, что они живут маленько получше России. А кое-кто и не маленько…
… Был ещё один фактор, третий, сыгравший свою роль в развале Советского Союза. Язык. Не тот, который во рту, понятно.
У слесаря Славы я спросил: «Представь, что государственный язык в СССР – литовский. Как бы ты к этому относился?»
ОН МЕНЯ НЕ ПОНЯЛ! У него подобное просто не укладывалось в голове! Такого просто не могло быть! И не должно быть!
А знаете почему? Потому что русский народ – имперский народ. Это не оскорбление, боже упаси, и не похвала. Это констатация факта. Кроме русских, имперскими на планете являются только англичане, испанцы и в какой-то степени французы. Русские свято убеждены, что это другие народы должны учить русский язык, как убеждены англичане, испанцы и французы, что другие народы должны учить английский, испанский или французский.
Между тем в СССР жили миллионы людей, для которых русский язык в прямом смысле не был родным. Только представьте себе – родился на хуторе под Каунасом мальчик. Мир вокруг прекрасен, как обычно в детстве, папа с мамой, друзья, лес, речка. Duona на столе и pienas.
Мальчик подрастает, идёт в школу и с удивлением узнаёт, что нужно учить ещё какой-то язык, на котором "duona" звучит как «хлеб», а "pienas" –«молоко».
Поначалу это даже интересно, особенно если есть способности. Закончив школу, парень идёт служить в армию. И там вплотную сталкивается с тем, о чём слышал по рассказам старших товарищей. Оказывается, на самом деле он – «лабас ушастый». А сослуживцы его – кацапы, бульбаши, хохлы, чухонцы, ма-асквичи, чурки узкоглазые, ары и хачики. При этом лучшим другом у него мог быть как раз кацап или ара. И даже сейчас они с удовольствием встретились бы и посидели за одним столом.
После армии парень заканчивает институт, идёт работать. Официальный язык – русский, делопроизводство – на русском, вывески на улицах городов – на двух языках. Если в коллективе хоть один русскоязычный, литовцы вынуждены между собой общаться на русском. Не потому, что их заставляют, а для дела. Чтобы он понимал.
И знаете, это напрягает… Холодок отчуждения между русскими и литовцами был в том числе и из-за языкового барьера.
Как бы там ни было, парень живёт, учится, работает… И фыркает, отмахиваясь от деда, бывшего «лесного брата»: «Дед, ты задолбал уже своими историями! Мне что, твой именной «шмайссер» откопать и в бункер спрятаться ради незалежности ридной Литвы, выползая ночью, чтобы подстрелить пару-тройку комсомольских активистов? Я лучше в КПСС вступлю, члену партии карьеру легче делать».
И так было по всем национальным окраинам. То есть отдельные упоротые личности, особенно из так называемой «национальной интеллигенции», по-прежнему мечтали о выходе своего Монкистана из состава «Ымперии», но простому народу на грёзы о «национальном возрождении» было не то чтобы пофиг, но ради замены флага, герба и гимна собственной шкурёнкой никому не хотелось рисковать, тем более, что советская власть гарантировала определённые социальные блага.
А вот когда плановая социалистическая экономика рухнула, как пьяный в лужу и колбаса по 2.20 исчезла, вот тогда и рвануло. Узбеки припомнили давнишние обиды киргизам, азербайджанцы схлестнулись с армянами, грузины стали резать осетин, литовцы бить морды полякам. И все вместе вспомнили, что они были «оккупированы» русскими.
Вы можете сказать: «Согласно твоей логике, любая народность может потребовать выхода из состава России, достаточно заявить, что не нравится власть Москвы, не нравится русский язык, а до кучи не устраивает и христианская религия. И что ты предложишь делать?"
Боже меня упаси что-то предлагать в таком деликатном вопросе! Это не снижения тарифов ЖКХ на митинге требовать. Решать межнациональные конфликты - прерогатива государства.
Могу только заявить, что распад СССР считаю весьма скверным предприятием, но распад уже России к таким трагедиям приведёт, что отделение той же Прибалтики покажется капризом ребёнка, хлопнувшего дверью комнаты в ответ на укоризненное помахивание пальцем родителей.
Можно ли было этому отделению воспрепятствовать? Не знаю. Не думаю. Если только силой… Дело в том, что, согласно Конституции СССР, республики ИМЕЛИ ПРАВО на выход из Союза, чем и воспользовались в конце концов.
А вот национальные автономии такого права не имеют, и все призывы татарских, чеченских и юкагирских националистов к выходу из состава России насквозь незаконны, как незаконны лозунги «Отделить Кавказ!» националистов русских, и любой участковый имеет полное право разогнать их тусовки хоть на окраинах Москвы, хоть в центре.
Между прочим, в 1922-м году Сталин предложил именно такое устройство Страны Советов – Российская Федерация и автономные образования в её составе. Без всякого права на самоопределение. Ленин посчитал его вариант слишком радикальным, большинство поддержало вождя, и через 70 лет это аукнулось. Собственно, это аукнулось бы в любом случае, но давить демонстрации в Тбилиси, Риге и Вильнюсе можно было бы уже на законном основании, а не под покровом ночи. Как давят басков в Испании, корсиканцев во Франции и ирландцев в Великобритании. Вряд ли это позволило бы сохранить СССР, но, повторю, по крайней мере сохранили бы лицо…
Ну хорошо, скажете, то есть плохо – Союз развалился. Но проблема –то осталась. Ладно чеченцы с дагестанцами, они типа свои, россияне, да и сколько их, горсточка. Но ведь и остальные бывшие наши соотечественники в Россию щемятся. С Закавказья, из Средней Азии. И зачастую ведут себя, мягко скажем, нехорошо.
Что делать? Куды оглобли повернуть?
…Так и представляется – раннее утро, развилка дорог, придорожный камень с сидящим на нём вороном … Богатыри на конях с копьями наперевес в глубоком раздумье…
Можно свернуть налево и двигаться где по пескам, дожёвывая последнюю сухую корочку; где по горло в грязи, стремясь к поставленной парторгами и замполитами неведомой цели, вечно маячившей над горизонтом вроде путеводной звезды. А сопровождать в пути будут тени латыша Берзиня, белоруса Дзержинского, еврея Троцкого и грузина Сталина в заляпанных кровью шинелях.
Можно, разогнав по пещерам всех чужаков и поставив пограничника Карацупу с наганом в руках и верным псом Индусом караулить у входа, пойти направо. Но в этом случае по бокам будут маячить тени Симона Петлюры, Степана Бандеры и Генриха Гиммлера, одобрительно похлопывая по плечу: «Гут, гут!»
А можно (и нужно!) идти прямо, взяв в попутчики астронома Улугбека, врача Авиценну, поэтов Пушкина и Руставели, художника Чюрлёниса и академика Ландау. Хотите, минусуйте по полной, но я свято убеждён, что нет у нас другого пути, кроме как ме-е-едленно, терпеливо, без эмоций воспитывать себя и окружающих, избавляясь от первобытного недоверия к людям, разговаривающих на других языках и молящихся другому богу, чтобы когда-нибудь не на словах, а на деле все люди стали братьями, а не хватались за нож или бейсбольную биту, заметив в опасной близости от себя человека с другим цветом кожи или разрезом глаз.
Иначе немногие уцелевшие сами разбредутся по пещерам, добывая огонь трением…
Это вовсе не значит, что, уповая только на правоохранительные органы, не надо давать отпор хамлу, врубающему «музон» в три часа ночи, «подрезающему» на дороге или оскорбляющему женщин; какой бы национальности этот дикарь не был. Но и уподобляться дикарям не надо, шакальей стаей нападая на припозднившегося гастарбайтера.
Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что слово «толерантность», как и «демократия», как и «права человека» в последние годы в России перешли в разряд неприличных, а бритоголовые молодчики, вскидывающие ручонки в нацистском приветствии, в глазах определённой части населения выглядят чуть ли не заступниками русского народа перед ордами инородцев с мётлами наперевес.
Но лично я не вижу особой разницы между наглым дагестанцем, расталкивающим толпу, чтобы пройти к кассе без очереди, и русским мудаком, припарковавшем свой автомобиль на детской площадке. И лично я куда с большей опаской прохожу мимо обкуренных РУССКИХ, гогочущих на скамейке с пивом в руках и заплевавших всё вокруг себя шелухой от «семак», чем мимо таджика, шелуху эту убирающего…
Оценили 8 человек
14 кармы