ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА. Ты - художник

1 804

Итак, Вы любите творить. И чувствуете себя живым только в ходе создания очередного шедевра. Неважно какого - котенка вышитого крестиком, выдающегося рок-альбома или романа всех времен и народов (каждый творец надеется, что пишет именно такой).

О чем говорю - знаю. Сама художник и писатель. Посему хотелось бы подробнее тему рассмотреть, и нащупать как смысл самих действий творца, так и сопутствующие подводные камни.

Что же запускает творчество? На каких это держится потребностях? Выжить, выжить с комфортом, продолжить свой род, самоутвердиться в качестве доминанты или самореализоваться, как разумное существо?

Судя по высказываниям авторитетов на эту тему (а там почти все про секс и сопутствующие обстоятельства), творчество - это тяга к изготовлению всего, кроме себе подобных. Но энергия та же.

В природе, ежели подобная сила в существе пробуждается, происходит увеличение численности популяции. Но у разумного существа все какие-то глупости. Вполне может решить: “Младенцы - это не мое!” и створить какой-нибудь живописный, либо музыкальный шедевр. В общем, такого виртуального ребенка. И носится с ним потом, как с писаной торбой, без конца подкрашивает и совершенствует, объявляет лучшим во Вселенной и гордится собой.

Не верите? Тогда вспомним Фрейда, в книгах которого прямо через слово о том, что человеческая цивилизация, основанная целиком на этом самом творчестве - сублимация сексуальности. Простодушный Ренуар, выражался проще: “Членом я своим пишу.” Вот так. И ведь надо прислушаться. Художник о себе.

Или вот Элвис, не к ночи будь помянут - порнографическая иллюстрация к собственным песням. Не говоря уже об иных рокерах, понимающих гитару своего рода игрушкой для взрослых.

Да, все это есть. Чего уж скрывать, среди творцов немало людей не традиционной ориентации, талантливых, но в массе весьма далеких от темы родительства.

Так кто же такой творец? На поверку человек, которого природа щедро одарила энергией для производства себе подобных. Но что-то пошло не так, и все богатство потекло по другому руслу. Результат - цивилизация и множество личных проблем у самого творца. Инверсий и сублимаций природа не понимает.

Так что же это за проблемы?

Ежели творчество - просто хобби – никаких проблем. Прекрасный способ успокоиться. Мелкие движения рук - антидепрессант. И тебе вышивка крестиком, и наигрывание простеньких мотивов, и графомания дневников и литературных блогов.

Но ежели дело зашло дальше, и творец иной раз чувствует полет вдохновения - это уже повод насторожиться. Как-то удивляет, почему одни вещи получаются лучше и сильней других. Сразу за душу берут. И вот в чем штука, - замысел этих сильных приходит как-то сразу, будто на ухо шепнули. Остается только проявить. Как принтер...

Многие творцы сталкивались с подобным. И неважно кто это по преимущественному способу восприятия: визуалы-художники, аудиалы-музыканты, вербальщики, ловящие символику во всем (и в буквах рассказа и в математических формулах). На каком-то этапе человек говорит себе: “О! Вот это придумал не я!” Слишком сложно и неожиданно, заходит за обычную логику.

Бывают случаи иного порядка. Вот паришься, стремишься добиться максимальной правды и объемности образа. Изводишь себя под самую завязку, и, в итоге, отставляешь шедевр лицом к стене. Через время возвратившись, испытываешь шок: “Это я сделал?” Произведение явно выпадает за рамки первоначального замысла. Много иных, незнакомых смыслов. Холст, вроде, начинает с тобой говорить, рассказывать, объяснять, знакомить...

И хочется спросить; “А, вот, ежели не я, то кто? Кто это придумал?”

На этот вопрос мало у кого хватает смелости ответить.

Потому что чудится за этим какой-то диагноз. Шизофренические голоса, контактеры, галлюцинации...

Чего уж скрывать активные и фанатичные творцы нередко имеют шизоидную акцентуацию характера, а то и некоторую не слишком тяжелую форму шизофрении.

О природе этого недуга психиатры спорят до сих пор. И многие склоняются к тому, что это не болезнь, а альтернативная форма психики. На каком-то очень раннем этапе развития человек перестает доверять себе подобным. И вместо канонического образца мироустройства, собранного из поведения и рассказов старших, создает нечто свое, ни на что не похожее. И живет в этой вселенной. Да, последствия могут быть разные, но, если вдуматься, это взгляд на наш мир со стороны. И видно оттуда такое, что, так называемый, здоровый, никогда не разглядит.

И это - ключевой момент. Развернутая реакция на бытие. Когда по накатанным рельсам не едут. Когда за знакомым можно разглядеть странное, понять закономерность, не видимую остальным, привнести новый стиль в искусство и музыку, который поймут и оценят лет через 50. Ведь на поверку выясняется – то, что модно сегодня придумано каким-нибудь безумцем полвека назад. Но тогда никто не понял...

Да, творцы - зачастую медиумы. Независимо знают они об этом или нет. И на том конце провода - коллективное бессознательное человечества или может та самая ноосфера. Сверхорганизмы, можно предположить, используют людей искусства и науки для диалога с нами. Творцы - проводники их идей.

И надо сказать это тяжелая судьба. Мессианские настроения, подразумевающие, в общем, подвижническую жизнь (вспомним Ван Гога), ярлык сумасшедшего, в лучшем случае юродивого. Такие первые побиваются камнями и горят на кострах. Ибо человечеству хочется стабильности. И все вот эти новомодные чудачества - они от лукавого, как кажется.

Но эти чудачества - развитие. Процесс неизбежно пугающий и болезненный. Даже перекочевать из возраста в возраст - не подарок, что уж говорить из эпохи в эпоху...

И если уж творец осознал себя медиумом, общение со сверхорганизмом может проистекать в формах весьма странных.

Это и озарения, лежащие в основах многих картин, это и автоматическое письмо, нередко основа гениального романа, это даже контактеры, являвшиеся той же Блаватской в образе махатм, вполне реальных осязаемых людей, собеседников. Не говоря уже о многих научных открытиях, удивляющих своей дикой неожиданностью даже самих первооткрывателей.

Диагноз? Диагноз... Поэтому сами творцы не любят об этом говорить. И вообще они о многом молчат, и кажутся малопонятными чудаками, фантазерами, все никак не желающими взрослеть.

Это тоже ключевой момент и культурная ловушка. То есть противоречие, ставящее человека в определенную позицию по отношению к обществу.

Так вот творец - мастер сублимации своего могучего полового инстинкта. Действительно человек отвергающий взросление и роль родителя. Будучи по природе своей рупором идей, он рискует учить взрослых, тогда как намного проще быть гуру для собственных чад. Мало того, творец по-детски чувствителен и уязвим, быстро ломается и замыкается в себе. А это роль отверженного в социуме, пока не будет обретен круг почитателей таланта и учеников. Поэтому существо такое крайне зависимо от общественного мнения и воли толпы.

Одним словом, этому Моисею нужен Аарон. За каждым гениальным творцом стоит гениальный агент. Переводчик, медиатор, в случае надобности - психотерапевт и нянька. Обычно такими были жены, творцов. Многие из них не тянули на высокое звание музы, но гениальной группой поддержки были все. И многих искренне жаль. Терпеть тяжелый характер шизоида, а то и социопата - задача нелегкая.

Что говорить, этих беззаветных героинь редко оценивают по достоинству. Древние были мудрей. Они считали, что славы достоин как герой, несущий солнечную силу, так и его друг - источник силы лунной. И один без другого не представим. Подвиг - заслуга обоих, и того, кто действовал и того, кто верил и поддерживал. Рама и Лакшмана, Кришна и Баларама - эти священные сюжеты именно о таком партнерстве.

Наша эпоха переоценивает роль творцов, позабыв выбить на тисненом переплете гениального романа или хотя бы на титуле, имя той, благодаря которой гений не спился, не одичал и не забросил свой труд.

Но роль современных ааронов не столь однозначна, как может показаться. Зачастую они совсем не мученики кармы. Известно, что искусство - товар и товар дорогостоящий. Да и профессия агента в наше время престижна. Иные искренне воображают себя пигмалионами. Ведь гораздо проще скроить по шаблону, чем присмотреться к творцу и дать возможность выразить его идею, характерную и уникальную, способную стать сокровищем нации. Но это плохо продается...

Иллюстрация - российский шоу-бизнес.

Иллюстрация противоположного отношения ну хотя бы к престижу страны в мире искусства - Россия грани 19-20 веков. Третьяков, Щукин, Мамонтов, Морозов, Дягилев. Истории этих людей говорят о том, что меценатство это не только толстый кошелек, хватка и связи, это тонкий вкус и собственный опыт бытия в шкуре артиста, кода понятно каково ему. Просто эпоха была такая.

Вернется? Вряд ли. Возможно, многое здесь зависит и от самих творцов. Да, толстый кошелек - это хорошо. Вполне комфортно чувствует себя в такой ситуации эго. Но миссия человека зачастую не выполнена. Творец просто стал машиной по производству золотых яиц.

Иной раз думаешь, что профессиональное искусство - это зло. Много спокойней быть отдельной величиной. Писать в стол, рисовать в блог и надеяться, что рукописи не горят, когда-нибудь их час настанет.

Потому что одно из преимуществ творчества – осознание, что большинство сюжетов все-таки не от тебя. Они пришли откуда-то и позволяют себя изучать, прикасаться к себе. Своим бытием рядом эти пришельцы дают знание и силу. И тем большую, чем глубже и древнее миф. Известно, что работа над религиозным сюжетом - своего рода молитва, когда пытаешься примерить на себя мир героя, порока, махатмы. Было такое религиозное делание в древности, когда создавали статую гуру и говорили с ним, как с живым человеком, молились, просили дать знание. И получали... Практика такая называлась бхакти. Когда через творчество, картину, танец, песню можно было прикоснуться к божественному миру и начать постигать его тайны...

Думается, что чем-то подобным занят каждый талантливый художник, нередко осознавая, что делает...

А еще гасить в себе человека опасно для нас, творцов. Сила, данная тебе как медиуму иссякнет, если не практиковать. Здесь как у магов - закрыл канал - зря небо коптишь. Сколько дадено силы и века, как животному, столько и останется. На большее не рассчитывай.

Небеса, как и природа, мстят за предательство...

Вот такая опасная и нелегкая вещь - творчество. Храбрость для этого надо иметь. Вот о ней и поговорим в следующей статье о ПУТИ ВОИНА.


Ставка ЦБ и "мы все умрём"

Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

Жирной жизни бюргеров пришёл конец, -ец, -ец, -ец!

Здравствуйте, мои дорогие читатели.Когда же немцы поймут, что их санкции убивают не только собственную промышленность, но и всё, что было создано за последние десятилетия? Они уже насто...

Обсудить