Вязьминский краевед Пугачев попросил главного раввина России посодействовать в том, чтобы имя епископа Русской Православной Церкви Макария было вычеркнуто из местной истории
В небольшом городке Вязьма в Смоленской области разгорается скандал локального, на первый взгляд, уровня. В кои-то веки в старинном русском городе с большой и славной историей местная власть приняла решение переименовать одну из улиц, названную в период советской власти улицей Гражданской войны, в честь расстрелянного настоятеля местного монастыря епископа Макария. В каждом мегаполисе или городе, селе или даже маленькой деревне в наследие от времен Советского Союза остались не только объекты культуры и промышленности, но и стереотипные, штампованные названия улиц, площадей и бульваров. В каком городе у нас нет улиц Ленина, Свердлова, Маркса, Советских и Коммунистических, наконец, улиц Гражданской войны и различных стачек? Кажется, таких городов нет.
Любое переименование или хотя бы возвращение улицам и площадям их исконных, данных при основании названий, превращается в страшную мороку и головную боль для тех, кто это переименование инициирует и добивается.
В Вязьме Совет по топонимике при администрации города, а также совет районных депутатов города принял решение присвоить улице, примыкающей к Иоанно-Предтеченскому монастырю, имя епископа Макария, видного деятеля Русской Православной Церкви, монархиста, проповедника и общественного деятеля XIX-XX веков, в миру - Михаила Гневушева. В 1918 году Макарий был арестован большевиками, обвинен ими в антисоветской деятельности, помещен в тюрьму в Смоленске и там же расстрелян.
Монастырь, сначала мужской, был основан в 1542 году. К моменту закрытия, в 1918-м, это был уже женский монастырь, а его последним настоятелем был епископ Макарий. За свою подвижническую и церковную деятельность епископ был канонизирован в лике священномученика в 1981 году Русской православной церковью заграницей, а в 2000 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.
Казалось бы, дело благое и затрагивающее важные аспекты нашей жизни, к тому же напрямую связанное с древней обителью в городе Вязьма.
Но как часто такое бывает, нашлись у идеи переименования улицы и у самого Макария противники в родном же городе. И не просто противник, а свой, местный вяземский краевед, член Союза краеведов России Алексей Пугачев. Он длительное время боролся против переименования, а несколькими днями ранее написал письмо… главному раввину России Берл Лазару, в котором просил посодействовать в том, чтобы имя епископа Макария не было никаким образом связано с переименованием, потому что священномученик был, по мысли Пугачева, «ненавистником евреев». Именно так назван святой в письме, отправленном непосредственно Берл Лазару.
В своем аккаунте в социальной сети ВКонтакте Пугачев называет убиенного священника «нацистом в рясе», «священником-антисемитом» и даже участником «антиправительственного заговора»!
Краевед Пугачев приводит три неполных цитаты к главному раввину России, которые должны изобличить епископа Макария как злостного антисемита и, очевидно, «нациста», при этом источник цитирования не называется. Священномученик Русской Церкви поставлен краеведом Пугачевым на одну доску с немецко-фашистскими захватчиками, уничтожавшими евреев в Смоленской области и Вязьме в годы Великой Отечественной войны.
Факт увековечивания памяти человеконенавистнического политика, прятавшего свой образ в рясе священника, вызывает недоумение и возмущение: как можно увековечить в Вязьме имя воинствующего антисемита, когда в годы немецко-фашистской оккупации на территории Вяземского района были физически истреблены все лица еврейской национальности?
- вопрошает краевед Пугачев в челобитной «господину Берл Лазару. В этой связи, просит Алексей Николаевич, «позвольте обратиться к Вам с просьбой об остановлении сомнительной акции, не способствующей укреплению межнациональной дружбы и мира на Земле».
В отношении священника, мученически убитого большевиками, КРАЕВЕД (!) употребляет эпитеты «человеконенавистнический политик», «воинствующий антисемит», а переименование улицы называет «сомнительной акцией», разрушающий мир аж на целой Земле. Является ли субъект Российской Федерации по фамилии Алексей Пугачев русским человеком, разбирающимся в истории? Да и просто, является ли он ЧЕЛОВЕКОМ?
Будущий святой, Михаил Васильевич Гневушев родился в 1858 году. Был наставником, преподавателем православия в Киеве, где провел много лет. Известен яркими проповедями и подвижнической деятельностью. По своим убеждениям Гневушев являлся преданным монархистом, придерживался имперских взглядов.
В 1906—1908 годах был членом совета Киевского отдела Русской монархической партии (РМП), членом Киевского отдела Русского собрания. В те же годы возглавил Киевский союз русских рабочих. Как истинный монархист и патриот страны, Гневушев резко критиковал антимонархистские партии и движения, обличал будущих большевиков и эсеров, среди которых действительно было много представителей еврейской национальности, открыто противостоял их линии, направленной на поругание не только самодержавия, но и православной Церкви. Ему не раз угрожали, нападали, покушались на его жизнь. Среди тех, кто это делал, были и будущие революционеры-большевики и члены ЧК.
После смерти жены в 1908 году принял монашеский постриг под именем Макарий. Стал настоятелем Новоспасского монастыря. Под его руководством был восстановлен Никольский храм, находившийся в аварийном состоянии. Потом был епископом Балахнинским Нижегородской епархии, епископом Орловским и Севским. С августа 1918 года он - епископ Вяземский и настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря. Это было его последнее назначение.
Яркая и жесткая монархическая риторика и участие в монархических союзах не были забыты его политическими и теологическими противниками. Владыке припомнили и борьбу с сектантством, язычеством, сатанизмом, пороками, которую он и не думал скрывать. Макарий был противником обновленчества в Русской Православной Церкви, и это тоже ему «зачли». В том же году Макарий был арестован, избит и подвергнут издевательствам.
4 сентября в смоленской тюрьме его расстреляли вместе с четырнадцатью крестьянами и другими людьми, объявленными ЧК участниками заговора против большевистской власти. Владыка перед смертью молился за каждого убитого, которого по очереди выстрелом в затылок уничтожали красные. Сам Макарий был расстрелян последним, простив все грехи юному красноармейцу – своему палачу, ставшему после этого преступления православным человеком.
Пугачев - краевед по призванию, фельдшер скорой помощи Вяземской ЦРБ по профессии. Трудится здесь тихо и незаметно с 1990 года. До этого работал автослесарем. Царьград попытался связаться с Алексеем, но Пугачев в настоящее время находится в отпуске и на звонки на мобильный не реагирует. Многое, правда, объясняет его профиль в ВК. Там он обозначает себя как православный человек. Но среди основных просматриваемых групп и страниц такие, как «Клуб левых историков и краеведов», «Программа 20 шагов Грудинина», «Руки прочь от мавзолея Ленина», «Газета ПРАВДА», «Владимир Ильич Ленин», «Островок социализма» и аналогичные им по сути и по духу. И левым движениям.
Борьбе с монастырем, где был настоятелем епископ Макарий, «православный» товарищ Пугачев уделяет повышенное внимание. Это и борьба против переименования улиц, и ревностное слежение за тем, чтобы священники, не дай Бог, не построили в историческом месте что-то большее, чем положено краеведами.
Разумеется, Пугачев и его «соратники по борьбе» презирают любую местную власть и нынешнего губернатора, пишут многочисленные письма во все органы власти по многим поводам – плохие дороги, застройка Соборной горы (опять же, объект критики – Русская Православная Церковь), недоделанные властями детские сады и многое другое.
Маленький человечек «в шинели», он по-своему любит свой город и страну и стремится хоть как-то возвысить свой голос в этой непростой жизни. Благо, что человечек не столь заметный, но когда надо привлечь внимание к своим воззрениям, обращается сразу туда, где отметят, давя на такую болезненную тему, против коей и возразить обывателю нечего!
Кто писал четыре миллиона доносов?
Многие из нас уже привыкли к мысли, что отечественные коммунисты сильно трансформировались за последние десятилетия, и что среди них или нет, или совсем мало воинствующих безбожников, готовых поднять на вилы попов или решить с помощью товарища маузера все разногласия по вопросам теологии и устройства государства.
Образ бывших партийных боссов со свечкой в руках на Пасху несколько примиряет наше общество с тем, что творилось в годы красного террора и Гражданской войны. И этот образ не должен никого успокаивать. Дело комиссаров в пыльных шлемах время от времени продолжается. Оно живо. Как живы славные дела тех маленьких и незаметных людей, кто когда-то, по словам классика, написал четыре миллиона доносов.
Автор:Малосолов Андрей
Оценили 2 человека
5 кармы