Об электронных изданиях и интеллектуальной собственности!

1 884

http://www.lawinrussia.ru/cont...

Об электронных изданиях и интеллектуальной продукции

Категория: МЦ ЭОР


Евгений Киринчук – автор электронного издания «Повести о казаках Алтая». Межрегиональный центр электронных образовательных ресурсов (ООО «МЦ ЭОР») заключил с Евгением Киринчуком лицензионный договор в марте этого года.

Согласно договору, «лицензиар» за передачу прав на издание произведения получает от издательства «МЦ ЭОР» вознаграждение в размере 50% дохода от распространения цифровых изданий (файл для скачивания в формате PDF, EXE, DJVU, ISO и др.), и 30% электронных изданий (CD/DVD) произведения.

Сегодня, 14.08.2015 г., издательство выплатило Евгению Киринчуку первый гонорар. Сумма небольшая, несколько сотен рублей, но, это только начало. Заказы на «Повести о казаках Алтая» продолжают поступать, а как цифровой товар, книгу недавно скачали из Германии.

Теперь подробнее о том, как автору можно не только написать книгу, издать её фактически бесплатно, но и на законных основаниях получать потом авторское вознаграждение на протяжении многих лет.

Не секрет, что любая «интеллектуальная продукция» появляется в результате завершения творческого процесса, по сути, это продукт интеллектуальной деятельности человека, который является потенциально ценным источником информации.

И как бы обидно для создателей (авторов) этой самой интеллектуальной продукции не звучало, продукция эта имеет коммерческую стоимость, и поэтому, она может рассматриваться как обычный товар.

Если говорить о книгах, о различных типах печатных изданий, то самый главный вопрос, который обычно задает себе каждый автор по завершении творческого процесса, звучит банально просто: А где же мне теперь взять деньги на печать?

Таким образом, даже сам автор, не говоря уже о потенциальных читателях его книги, оценивает свой интеллектуальный труд, т.е. собственноручно созданный им продукт, в лучшем случае за копейки, а чаще всего – за бесплатно. В результате все авторы, за исключением единиц (с мировым именем, и т.д. и т.п.), вместо материального вознаграждения за созданный ценный источник информации или даже просто, за «выдачу» уникального контента, изыскивают немалые средства и, далее, инвестируют их в полиграфию.

А что такое полиграфия? Это отрасль промышленности, которая наряду с такой продукцией как упаковка, этикетка, реклама, трамвайные и автобусные билеты и т.д. и т.п., выпускает еще и книги, и журналы, и газеты. Точнее, типография с помощью печатной машины тиражирует (размножает) издания, и к интеллектуальной продукции, и даже иногда к издательству-заказчику, абсолютно никакого отношения не имеет.

В итоге, например, если наш известный или не совсем известный автор написал гениальную или пусть даже не очень интересную книгу, в лучшем случае с него в издательстве возьмут немного денег (обычно, несколько тыс. руб. за редактуру-корректуру, верстку, ISBN, и т.д.), но никакого авторского гонорара он не получит по той простой причине, что правообладатель произведенного им интеллектуального продукта неустановлен. Грубо говоря, он и автор, он и изготовитель издания, он и правообладатель.

А обычно, авторские права принадлежат не авторам, а правообладателям - то есть издательствам (книги, журналы, газеты), продюсерам (фильмы, телепередачи), звукозаписывающим компаниям и т.д. Согласно российскому законодательству, правообладатель имеет право распоряжаться чьей-либо интеллектуальной собственностью по своему собственному усмотрению, но, в таком случае, он обязан заплатить автору гонорар или приобрести у него лицензию.

Именно по причине отсутствия правообладателя, авторам самим приходится создавать произведение (интеллектуальный продукт), издавать его и тиражировать за свой счет, и далее, самим продавать книги всеми доступными способами, что бы окупить затраты.

Однако, вряд ли Сергей Тепляков - «550 дней Михаила Евдокимова» (1000 экз. - http://myaltai.com/2015/07/30/15087.html) или Владимир Токмаков - «Сбор трюфелей накануне конца света» (500 экз. - http://news.rambler.ru/26523218/) печатали тиражи своих книг за счет собственных сбережений. Для этого как минимум нужно быть не гениальным писателем, а сумасшедшим олигархом. В таких случаях обычно ищут спонсоров, состоятельных предпринимателей, людей готовых вложить деньги в фактически благотворительных целях. Иногда, книга издается и печатается за счет государства, из средств выделенных в качестве гранта, победы в различных конкурсах и т.д. Так, например, книга В. С. Ревякина (электронное издание - монография) «Белуха – Сумеру Азии» в печатном варианте издана ООО «МЦ ЭОР» на средства гранта губернатора Алтайского края, учреждённого в рамках целевой программы «Молодёжь Алтая на 2014-2016 годы».

Подводя черту вышесказанному стоит отметить следующее:

1. Талантливых авторов интеллектуальной продукции, и не только писателей, поэтов и научных работников, но и художников, фотографов, музыкантов и т.д. и т.п. вплоть до разработчиков программного обеспечения – у нас много.

2. Больше всего людей, которые желают издать результаты своего интеллектуального творчества в виде книги. Но, не у всех есть средства для того, что бы эту книгу издать и растиражировать, т.е. - напечатать.

3. Даже издав и напечатав свое произведение огромным тиражом, автор не может заниматься его продвижением и реализацией, так как он не книготорговец, а маркетинг и реклама для него вообще могут быть чужды. Не его, не автора это дело. Его задача произвести интеллектуальный продукт, в данном случае – написать книгу, представить рукопись в издательство, издать и получить авторский гонорар сразу или в процессе реализации издания.

Учитывая все актуальные на сегодняшний день в области книгоиздания проблемы, главная из которых – значительный рост цен на расходные материалы в полиграфии (из-за роста курса доллара), и объективно рассматривая «общемировую» тенденцию в этой области, можно достаточно быстро найти выход из создавшегося положения.

Вероятно кому-то сложно будет в это поверить, но издавать свои труды фактически бесплатно и получать в результате их продвижения на рынке интеллектуальной продукции денежное вознаграждение, - вполне реально! Такие возможности дает издание книги не как печатного, а как электронного издания. Подробнее об электронных изданиях можно узнать в разделе «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. ГОСТ Р 7.0.83-2013».

Да, издание и изготовление книги в электронном виде будет не совсем бесплатное. Стоимость его зависит и от качества исходного материала (рукописи), от стоимости ISBN, стоимости расходных материалов (CD/DVD), стоимости обязательной рассылки, и т.д. и т.п. Да, и вознаграждение не такое большое, так как зависти оно тоже от многих факторов.

Например, если в качестве исходного материала (рукописи) используется файл ранее изданного, прошедшего редакционно-издательскую подготовку издания, а способ распространения не вещественный (HTML, PDF, FB2 и т.д.), то и цена его изготовления будет чисто символическая, примерно от 100 до 500 руб., в зависимости от объема.

В заключении хотелось бы отметить, что роль электронных изданий даже в самой ближайшей перспективе очень трудно переоценить. Это принципиально другие книги, дающие как читателю так и автору неограниченные возможности в получении любой информации по ходу чтения или создания книги, от прямых ссылок в интернете и локальных ссылок на объемные ресурсы, до анимации изображения, видео и интерактивных сервисов.

В настоящее время, крупнейшие игроки на рынке электронных книг – это Amazon, Google и Apple. Данные компании фактически без увеличения операционных издержек для издательств, могут отслеживать как характер произведений, которыми интересуются читатели, так и частоту и даже продолжительность чтения продаваемых ими книг.

У нас в России, и в Алтайском крае, электронное книгоиздание, соответствующее всем современным требованиям, которые предъявляет наше законодательство, еще только-только зарождается. Заполнить эту пустую, но очень перспективную нишу в одиночку и на одном лишь энтузиазме невозможно. Необходимо взаимовыгодное сотрудничество, в данном случае сотрудничество между «МЦ ЭОР» и авторами – будущими авторами электронных изданий.

Директор «МЦ ЭОР», к.т.н, В. И. Сташко

Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...