Одним из выдающихся русских писателей XX века был М. А. Булгаков, который, в отличие от многих "собратьев по перу" в СССР, не скрывал в своих произведениях критического отношения к советской власти. С серередины 20-х гг. против Булгакова была развернута кампания бешеной травли, а на его творчество наложен практически полный запрет.
М. А. Булгаков
Печальная творческая судьба
Литературная карьера Булгакова началась в 1920 г. во Владикавказе, где он вошел в состав подотдела искусств. Революционные пьесы Булгакова пользовались большим успехом, но уже в октябре 1920 г. его выгнали с работы, припомнив службу врачом в Добровольческой армии. Опасаясь ареста, осенью 1921 г. он переехал в Москву.
Булгаковские сатирические очерки и фельетоны публиковались в советских газетах. Также он сотрудничал со "сменовеховской" газетой "Накануне", издававшейся в Берлине.
В 1924 г. в альманахе "Недра" был опубликован сборник рассказов "Дьяволиада". В следующем году вышла в свет повесть "Роковые яйца". В журнале "Россия" были напечатаны две части романа "Белая гвардия".
Повесть "Роковые яйца" была расценена как острая сатира на советский строй. В 1926 г. в квартире писателя был произведен обыск, в результате которого изъяты рукописи дневника и повести "Собачье сердце".
На допросе в ОГПУ Булгаков дал удивительно смелые и честные ответы. В частности, он объяснил: "Вижу много недостатков в современном быту и… отношусь к ним сатирически и так и изображаю их в своих произведениях".
Несмотря на резкую критику, в 1926-1928 гг. были поставлены три пьесы писателя: "Дни Турбиных", "Зойкина квартира" и "Багровый остров", пользующиеся феноменальным успехом. Однако в 1929 г. все они были сняты с дальнейшей постановки. В 1932 г. запрет был отменен лишь для "Дней Турбиных".
"Дни Турбиных", МХАТ, 1926 г.
Булгаков был лишен единственного источника дохода и в отчаянии обратился с Письмом к правительству (март 1930 г.) с просьбой разрешить выезд за рубеж или дать подходящую работу.
В середине апреля Булгакову позвонил И. В. Сталин. В ходе разговора писатель сам отказался ехать за границу, а через несколько дней получил работу в московском Театре рабочей молодежи. 10 мая Булгакова зачислили во МХАТ.
"Кабала святош", современная постановка
В феврале 1936 г. состоялась генеральная репетиция новой пьесы Булгакова "Кабала святош", которую власть восприняла крайне негативно. В "Правде" была опубликована разгромная статья "Внешний блеск и фальшивое содержание", по поводу которой Булгаков с горечью заметил, что ему вынесли "смертный приговор". Спектакль был снят с постановки после семи показов.
Критика и слежка
Булгаков отмечал: "Обо мне писали как о проводнике вредных и ложных идей, как о представителе мещанства, произведения мои получали убийственные и оскорбительные характеристики, слышались непрерывные… призывы к снятию и запрещению моих вещей, звучала открытая даже брань". Это подтверждают многочисленные примеры.
В 1927 г. А. Зархи писал: "Для Булгакова наш быт – это действительно фантастическая дьяволиада, в условиях которой он не может существовать…".
"Бег" называли слабо замаскированной апологией белой героики; "проявлением попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины" (Сталин). "Багровый остров" расценивали как пасквиль на революцию.
В октябре 1928 г. в "Известиях" прозвучал призыв "ударить по булгаковщине". Нарком просвещения А. В. Луначарский оценивал "Дни Турбиных" в качестве "исключительно бездарной" пьесы, "драмы лукавого капитулянства".
К 1930 г. Булгаков собрал "коллекцию" из 298 "враждебно-ругательных" отзывов и лишь 3 "похвальных".
С середины 20-х гг за писателем велась непрерывная слежка, что подтверждается многочисленными сообщениями осведомителей.
Присутствующий на чтениях "Собачьего сердца" агент ОГПУ делал вывод: "…вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах".
"Товарищи из домкома", х/ф "Собачье сердце"
ОГПУ с самого начала знало о работе Булгакова над "Мастером и Маргаритой": "Булгаков написал роман, который читал в некотором обществе, там ему говорили, что в таком виде не пропустят…".
Во время создания писателем "Кабалы святош" Керженцев доносил: "…хочет вызвать у зрителя аналогию между положением писателя при диктатуре пролетариата и при бессудной тирании Людовика XIV".
Со многими произведениями Михаила Афанасьевича советские читатели смогли познакомиться в 60-е гг. "Собачье сердце" вообще было впервые опубликовано в СССР только в 1987 г.
Булгаков был вынужден "писать в стол", утешаясь словами героев собственных произведений: "Рукописи не горят"; "О как труден путь певца под неусыпным наблюдением грозной власти".
Оценили 8 человек
13 кармы