Вопрос только к православным - атеисты, сектанты и отмороженные могут проходить дальше.
Помню все рассказанные истории о том, как Христос в виде бомжа или нищенки просил подаяние, а мимо проходили сытые «москвичи», не увидевшие в грязном человеке Господа. Заканчивались рассказы тем, что маленький мальчик, или девочка, или умирающая от рака многодетная мать подавали последние до зарплаты рубль-два, или кормили, или приглашали переночевать, и Христос, открываясь этим милосердным, помогал им в их скорбях и проблемах. У меня в конце рассказа щемило сердце и в голове звенела мысль о том, что мы - православные - уж как навалимся, так и завалим просящего помощью по самую макушку.
Моя около церковная жизнь с каждым годом вносила коррективы в эту красивую формулу. Начиная с того, что «десятину» от зарплаты тратить на Христа было жалко - этим деньгам всегда находилось более «достойное» применение. Подавать нищим тоже непросто: даже у священников нет единого мнения кто из них достоин подаяния, а кто - нет. К примеру: что делать с теми, от кого за версту разит сивухой?
Нищих-профессионалов и цыганок от церквей настоятели гоняют (а сердобольные пенсионерки охотно подают «несчастным и обездоленным»). Мамочек, приведших на паперть детей-подростков, хочется доставить в ближайший околоток. И, наконец, как вычислить ряженных лже-монахов? Это для меня был самый интересный вопрос.
Ответ на этот вопрос у меня есть: - Не надо ничего «вычислять»!
Обманщиков почти нет. Те, кто сидит рядом с церквями и монастырями, собирают деньги по благословению настоятелей и игуменов. Без разрешения не встанешь - охрана и служители следят за этим очень строго. Поэтому, если с ящиком сидит монахиня, то значит у неё есть договорённость и её документы проверили. На кладбищах, где есть церкви, та же самая система разрешений на сбор милостыни. И, наконец, всегда самим можно проверить документы монахов - отказа у настоящих монахов никогда не будет.
Но я хочу рассказать о конкретном человеке, о гостившей у меня в этом ноябре (2018) монахине Евстратии из Липецкой епархии. Она приехала из села Крутые Хутора, где их монашеская община строит монастырь. Новый, а не восстановленный. Невероятно - да факт.
Это второй приезд матушки Евстратии в Москву. Первый раз она была проездом в Саввино-Сторожевский монастырь в 2016 году. Тот приезд ей запомнился тем, что её со спутницей не пустили переночевать ни в один московский монастырь: ни в Зачатьевский, ни в Покровский ни ещё куда. И пришлось им искать помощи у бомжей, которые нашли им пристанище.
Сейчас м. Евстратия приехала собирать милостыню на строительство монастыря. Как и все наивные провинциалы, наши монахини-строители думают, что, если в Москве много денег (а это справедливо), то с ними этими деньгами обязательно поделятся неравнодушные люди. Они, думая, что в Москве так много церквей, то и православных очень много. На 15 миллионов москвичей наберётся же хотя бы 2% братьев и сестер (по статистике). А если эти два процента кинут в кружку хотя бы 10 рублей, то можно и крышу у ихнего храма поправить - заливает и стены гниют, и даже строительство богадельни для неимущих стариков закончить - встала стройка, а ещё комунальщики совсем задушили. Здесь мы - православные москвичи - замычим от изумления от этой наивности, и продолжим рассказ.
Прошлый урок с монастырским «гостеприимством» пошёл впрок: в нынешний ноябрьский приезд матушка созвонилась и поехала к одной благочестивой православной тётушке лет 60-ти, точнее - «благочестивой». Через час после заселения наша монахиня пулей вылетела оттуда - хозяйка не просто материлась во время ругани на что-то, а разговаривала матом. В результате м. Евстратия оказалась на улице без перспективы найти крышу над головой.
Наша Евстратия настоящая провинциалка - ей хоть и нет 50-ти, но Москва для неё сумасшедший муравейник, даже как оплатить проезд в метро она не знала - подсказали добрые люди. Монашеское правило - положись на Бога - и матушка решила, что за неё заступится святая блаженная Матрона Московская. Те же добрые люди подсказали как добраться до могилы Матроны на Даниловском кладбище. Добралась, помолилась и поняла, что скоро совсем стемнеет, а жилья ей не видать. Идёт «гость Москвы» к метро и думает где бы ей опять бомжей встретить. Но тут вступила в силу молитва Матроне: м. Евстратию обгоняет женщина, оглядывается на монахиню, явно никуда не торопящуюся, и спрашивает, мол, не случилось ли чего. Матушка ей и рассказывает, как она пытается решить проблему заселения к бомжам. На этот наивный бред наша москвичка говорит: «К себе поселить не могу - зять не даст житья, но к подруге на три дня устрою - поехали». И подруга (дорогая мне неизвестная Фотиния) приняла нашу путешественницу. На три дня. Не более. Звонит матушка своему духовнику и тот даёт ей благословение на три дня - не более!
А что делать дальше, куда? Матушка перебирает все телефоны, которые есть в записной книжке - не отвечает никто. А наш телефон у неё есть - в 2016 в Саввино-Сторожевском монастыре нас с ней познакомили монахи и мы дали телефон на всякий пожарный. Звонит по нему - не берут трубку. Ходит на Даниловское кладбище за подаянием и звонит и звонит - без толку. На третий последний день решает сделать последний звонок нам, и я беру трубку - хеппи энд. И при этом у меня на телефоне не отпечаталось ни одного предыдущего звонка, т.е. их как и не было.
Ладно, проблема с жильём решилась чудесным образом (с её слов). А проблема с деньгами на монастырь - как быть с ней? Помню, что зимой 2016 года замерзали монахи самого северного русского монастыря Трифоно-Печенгского в Мурманской области - не было денег на дрова и электричество. И одна очень известная православная блогерша кинула клич на своей странице в ЖЖ, и подписчики собрали денег на необходимое, и монахи благодарили за спасение монастырских людей. Но то была блогерша с тысячами подписчиков. А нам что делать?
Нет, я знаю, что миллионов ей не собрать, и матушка Евстратия это уже понимает - сидит у кладбища с благословения настоятеля храма, а люди проходят мимо. Говорит мне: «Да хоть 100 рублей кинут, да хоть 10 - и то нам помощь, там у нас в Липецке и этих денег не собрать - ни работы у людей, ни Веры».
А храм у них особенный - много излечившихся на последней стадии онкологии из тех, кто приезжает к ним за молитвенной помощью. Матушка говорит, что монашеская община и настоятель Благовещенского храма отец Михаил Чепелев сильнейшие молитвенники. И каждый вечер рассказывает нам истории - голова кругом от их молитвенной поддержки, а собрать денег себе не могут.
Здесь есть солидные блоги - не то что мой; поэтому я написал этот текст, чтобы посоветоваться с православными контовцами московскими и немосковскими, как быть «моей» матушке Евстратии дальше. Есть ли у неё шанс привезти хоть какую-то помощь или всё тухло?
Боже, сколько же нуждающихся в нашей помощи!
А.Р.
P.S. На всякий случай сайт храма в селе Крутые Хутора (название-то какое!):
http://blagoveshenie.cerkov.ru
Оценили 42 человека
90 кармы