Как бросить все и уйти в свободные фотографы (МК + интервью)

8 3977

Первая часть интервью здесь Трехминутный мастер-класс по съемке портрета и продолжение интервью с фотографом Борисом Вацлавским о том, как перестать работать с девяти до шести и уйти на вольные хлеба  - ниже :) 


Со съемкой отличного портрета может справиться даже семилетний ребенок. Главное: не выбирать авторежим, который "плох всем", внимательно подбирать фон и учесть еще пару-тройку мелочей) Подробнее - в трехминутном мастер-классе для первоклассницы:

Главный навык фотографа

- Расскажи, пожалуйста, как отличить хорошие снимки от не таких хороших? Я сама ничего не понимаю в фотографии, но часто слышу, например, про заваленный горизонт, как в этих правилах разобраться?

- Я бы посоветовал онлайн-школу Александра Медведева. Он сам прекрасный фотограф, и я пока не видел и не слышал ни о ком, кто бы лучше него доносил информацию. А горизонт я часто специально заваливаю, кстати.

- Вот. Как же непрофессионалу в этом разобраться: специально или нет?

- Книжки, картинки - их надо смотреть и смотреть. Дэвид Ла Шапель, например — прекрасный фэшн-фотограф, который стопроцентно передает идею. Это самое важное в фотографии: донести сообщение, что заложено в этой картинке.

- Можешь привести пример такого снимка?

- Если говорить о том же Ла Шапеле — у него есть снимок, которым он взорвал мне мозг. Он сфотографировал тайную вечерю по мотивам Да Винчи — снимок, естественно, постановочный. Этой картинкой он очень четко доносит то, что хотел сказать: там современные люди, рэперы какие-то сидят, Мария Магдалина на заднем плане, и единственным неизменным он оставил Иисуса — перенес его в современный мир как есть.

- И что же он хотел этим донести, как ты это понимаешь?

- Тему вечных ценностей и предательства, конечно - она отражена в этой картинке очень качественно.

(фото Бориса Вацлавского)

- Есть ли еще какие-то умения, без которых ты бы не советовал начинать?

- Нужно понимать, что фотография — это не только творчество. Если вы свободный фотограф, 80% вашего времени вы будете заниматься маркетингом либо столкнетесь с необходимостью нанимать специалиста. Я вижу много восхищенных людей, которые приходят в фотографию и думают: вот я сейчас сделаю офигенные картинки, выложу их в Фейсбук, и ко мне попрут клиенты — нет, не прут, заходят иногда. Продвижение и продажи — это ежедневная необходимая работа. Я решил заниматься этим сам и нашел коуча - успешного фотографа, который одновременно занимается бизнесом.

Начинайте с инструкции к фотокамере

- Как лучше учиться? Ты порекомендовал школу, там надо пройти курс?

- Ну, начинать лучше даже не с Медведева, а с отсматривания роликов в свободном доступе и с самого элементарного: прочитать инструкцию к своей камере.

- Это же так скучно.

- Зато она дает много информации, ты не поверишь. И не забывать смотреть бесплатные ролики на YouTube.

- Многие начинают сразу заглядываться на крутые камеры. А какую лучше покупать начинающему?

- Сейчас есть бюджетные «зеркалки» начального уровня, Canon 1100 можно купить за 15-20 тысяч — она не дорогая, но при этом дает достойную картинку. Вообще не нужно гнаться за техникой - можно начинать с «Айфона», на восьмерке, например, прекрасная камера.

- А инструкцию к «Айфону» тоже, поди, надо читать?

- Да. И ролики на YouTube смотреть!

- Черт. Ну ладно, а что смотреть? У тебя есть любимые каналы?

- Есть один чудесный канал, я его смотрю даже просто для настроения, это господин (Валентин) Христич — фотограф из Киева, очень позитивный человек. Каждая съемка у него — просто огонь. Правда, есть риск одновременно впасть в эйфорию: как клево, просто ходишь по улицам, фотографируешь, и гребешь бабло лопатой. Важно не терять связь с реальностью.

- А есть еще люди, которые на «Айпад» фотографируют.

- Эти люди меня очень смешат: на «Айпадах» нет хороших камер, но на многих телефонах они имеются.

Однажды в вашей жизни появится «Доширак»

- Если подытожить, для самостоятельной работы фотографу требуется стать хорошим маркетологом и заниматься этим большую часть времени?

- Это правда, и поэтому я призываю людей, увлекающихся фотографией, оставить это в области хобби: эйфория проходит достаточно быстро, и можно остаться у разбитого корыта. Таких людей я тоже знаю, а лично у меня, когда я начинал работать самостоятельно, был очень тяжелый период, когда «Доширак» казался реально офигенной вещью. Денег не было вообще. Поэтому если вы упорно хотите начать самостоятельно работать — надо приготовиться к тому, что в какой-то момент в вашей жизни обязательно будет «Доширак».

- А если совмещать?

- Невозможно коммерческую деятельность фотографа совмещать с работой в офисе. «Воскресных» фотографов, конечно, море, но качественную картинку не дает ни один, потому что им некогда учиться, продвигаться и так далее. Это та профессия, которая требует стопроцентной самоотдачи.

- Ты продолжаешь учиться?

- Непрерывно. Я всегда нахожу что-то новое, на том же YouTube, и сейчас заканчиваю курс фундаментальной фотографии в New York State University, там на курсе у нас преподают классные фотографы. Мне интересно, как то же самое делают другие люди: у всех свои способы получения света, например.

- Как это?

- Например, я недавно понял, что асфальт прекрасно отражает солнце, а я никогда не использовал его как отражатель. Для меня это было откровением - вот так постоянно узнаешь новое.

- Есть ли какой-то человек или несколько, кого ты считаешь лучшими фотографами?

- Наверное, корреспонденты агентства «Магнум», основанного Картье-Брессоном с сотоварищами. Его основали три фотографа, и там, наверное, работают лучшие. Они как раз умеют донести информацию.

- То есть главное все-таки не цвета и не свет.

- Да. Я всем рассказываю историю, как один мой знакомый, Ласло Габани, выгнал коммерческого фотографа со свадьбы своего сына и отснял ее на четвертый айфон, после чего занял второе место на конкурсе свадебной фотографии того года.

- Мы поговорили о том, что нужно, а еще у меня вопрос о том, чего нельзя делать. Есть ли какие-то правила, которые нельзя нарушать?

- Нельзя скатываться на пошлость в своих работах. Нельзя показывать неудачные снимки.


Искать лучшее и работать 24 часа в сутки

- А как ты находишь самые удачные из сотни отснятых кадров?

- Я открываю всю съемку в лайтруме (Adobe Photoshop LigthRoom) и начинаю идти по ходу — каждый снимок, который хоть как-то бросился в глаза, я помечаю флажком. Бывает, что получается 2-3, бывает — 30-40. Я выбираю то, что зацепило мой взгляд. Бывает же такое, когда ты, например листаешь ленту Инстаграма — и бац, что-то зацепило, на каком-то кадре ты остановилась. Ты не всегда отдаешь себе отчета, что это — при первом проходе я просто отмечаю все, на чем остановился взгляд.

А потом иду в обратном направлении — только по тем, на которые поставил флажки. Есть также теория, что лучший кадр — последний из серии. Когда я иду в обратном направлении, я смотрю: ага, этот у меня был снят последним, я уже и модель выставил как нужно, и свет на нее хорошо направил — дальше я их звездочками помечаю. А потом раскладываю все фотографии с одной сцены рядом, и опять же — ищу среди них 2-3, которые пойдут в обработку.

- Сколько времени и сил потом уходит на обработку?

- Мое глубокое заблуждение на эту тему: снимать надо так, чтобы потом не обрабатывать. У меня так. Совсем без обработки, естественно, невозможно: нужно где-то дорисовать объем.

- Женщине?)

- Нет, вообще, объем пространства. Мои клиентки чаще хотят убирать. Где-то, конечно, можно и добавить - при бьюти-съемке, фэшн-съемке это обычная практика. Но в целом я не сторонник большого количества фотошопа. Когда строится картинка, надо сразу продумать, что будет на заднем плане, подойти, элементарно пнуть ногой бутылку, которая лезет в кадр, чтобы потом не надо было это фотошопить. Отстроить картинку прямо в видоискателе так, чтобы был хороший свет, хороший задничек, хороший передний план.

- Ты сказал, что тем, кто любит фотографию, оставить это в качестве хобби, я правильно все поняла?

- Да, во-первых это может просто надоесть, как у многих бывает: когда устроился, казалось, что это работа мечты, но через год-два уже не то. Надо некоторые вещи реалистично учитывать: например, если ты идешь в свадебную фотосъемку, то понимать, что ты 12 часов будешь без еды, без питья и туалета на ногах непрерывно находиться, бегать, приседать — еще и с грузом в руках. Лично мне после 12 часов такой работы кажется, что четырехкиллограммовая камера весит килограмм 15.

- А если человек упорствует в своем заблуждении, какое твое главное напутствие?

- Работать, 24 часа в сутки. Все мы творческие люди, склонны себя недооценивать, критически относиться, перфекционизм проявлять: как же я могу брать деньги за фотографии, если у меня еще и камера дешевая, и объектив китовый, простенький, опять же, уровень работ не тот, я еще не Лейбовиц, так что пока буду фотографировать друзей и всех бесплатно. А я говорю, что надо сразу начинать работать, и работать за деньги.


Поговорила Лина Люче. Заказать текст для сайтов, блогов, соцсетей и любых других нужд можно по адресу leena.luche@gmail.com

Увидеть больше фото Бориса Вацлавского и сделать заказ на съемку можно на сайте https://www.bvart.net/

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

С.Афган: «В 2025-м году произойдёт крутой поворот в геополитике...»

Нравится кому-то или не нравится, но гражданин мира Сидик Афган по прежнему является сильнейшим математиком планеты, и его расчёты в отношении как прошлого, так и будущего человечества продолжают прик...

Обсудить
  • Фотографии так себе! Непонятно, что хотел сказать фотограф... ИМХО
  • Иэхх.... А собрать бы всех этих свободных фотографов, да погрузить на баржу, да вывезти в море студёное... Да отдать бускир... Пущай, поснимають...