Вал Чингисхана по сути своей представляет систему валов на юго-востоке Забайкалья. То есть это своего рода укрепленный район, почему-то принято связывать его с эпохой "Сотрясателя вселенной", хотя скорее всего эти укрепленные районы более раннего происхождения.
Герхард Миллер автор первого труда по истории Сибири и Забайкалья "Описание Сибирского царства", писал об этих сооружениях, что тунгусы проживающие в районах Цурухайтуя и Абагайтуя называют их керимами, что на русский переводится как крепость. Сооружения эти простираются от Японского моря до самого Афганистана, но наиболее яркие, впечатляющие участки находятся в Забайкалье.
Первое описание «вала Чингизхана» принадлежит перу П.А. Кропоткина,который в 1864 г. совершил путешествие от забайкальского Старо-Цурухайтуевского караула через Аргунь и далее в Маньчжурию. Вал представляют собой искусственные насыпи трапециойдной формы в основании 8 метров, высотой в 1,5 метра. Со всех сторон вал окружен траншеей, из которой, собственно говоря и брался грунт для насыпи.
С южной стороны вала через каждые 40 километров имеются квадратные площадки, обнесенные более высоким валом, а по углам подъемы более 2 метров высотой. В южной стене каждого из таких квадратов предусмотрен проход. Монголы считают, что все это остатки стены построенной в конце жизни Чингисхана, наподобие той, которую построил Мао Цзэдун для туристов, что сейчас принято называть "Великой китайской". Существует и другая версия, что это стена служила преградой для животных, типа антилопы дзеран, и мешала животным идти на юг. Версия эта, конечно же не терпит критики и абсурдна априори.
Радиоуглеродный анализ показал, что примерная дата постройки вала конец V века. Если считать за чистую правду, что вал построили монголы как оборонительное сооружение, то возникает вопрос, от кого они могли оборонятся на севере? Если же считать за правду, что вал V века, то это эпоха Танской империи и Второго восточно-тюргского каганата, то есть вал находился в центре государства, как то глупо строить стену в сердце страны. Но если отодвинуть строительство вала на один век в глубь, то мы сможем соотнести это событие с распадом Великого тюркского каганата на западный и восточный. Л. Н. Гумилёв чётко не разделяет историю Тюркского каганата и Восточно-тюркского каганата (но ведёт историю последнего с 603 года) и говорит о «возрождённом» Восточно-тюркском каганате между 682 и 744-745 годами.
Северный Вал Чингисхана начинается в 30 км к югу от устья реки Шусын-гол, впадающей справа в реку Онон-гол. На протяжении 375 километров проходит по территории Монгольской Республики на удалении 100-175 км от границы с Российской Федерацией, при этом пересекает железную дорогу Соловьевск - Чойбалсан к югу от станции, носящей название Вал Чингис-хана. Затем в 50 км к югу от известного пограничного столба на стыке границ РФ, МНР и КНР пересекает государственную границу Монгольской Республики с Китайской Народной Республикой, проходит 70 км по территории Внутренней Монголии. не далеко от Тавын -талогой он вступает в пределы России и через 6 км пересекает железную дорогу Чита– Харбин (КНР) вблизи от станции Забайкальск. На протяжении 75 км по сходящимся направлениям с рекой Аргунью идёт к её левому берегу около населённого пункта Кайластуй. Кстати слово Товуй и Кайластуй, как в прочем почти все названия в южном Забайкалье эвенкийского происхождения. Эвенки являются потомками населения некогда Великого тюркского каганата.
В ходе академической экспедиции 1915 г. в северо-западный район Маньчжурии и прилегающих степей Барги С.М. Широкогоров и его спутники на маршруте от устья р. Ган до пос. Олочи на р. Аргунь имели возможность осмотреть остатки этих древних фортификационных сооружений: "Теперь вал представляет собою невысокий, частью совершенно разрушенный гребешок, в вышину едва ли более двух аршин. В некоторых местах возле вала остались следы городков. Так верстах в шести от устья Гана находится городок, где жителями были найдены черепицы, каменные плиты и изваяния, употреблённые ими на украшение церкви в пос. Новом Цурухайтуе". К слову вблизи вала встречаются и другие сооружения, наподобие опорных пунктов, так называемые городки. Их принято относить ко времени империи Ляо, существовавшему в IX веке, то есть их построили рядом с валом на три века позже.
Из этого следует, что актуальность вала как средства обороны при империи Ляо не исчезла. Значит в Забайкалье существовала сила представлявшая угрозу для империи киданей. Скорее всего в этот период времени эвенки еще представляли собой серьезную силу. Хотя китайские источники говорят иное, племена, населявшие районы современной Северной Монголии и Забайкалья назвались «цзубу». По мнению китайского исследователя Ван Говэя, этот термин используется в империи Ляо вместо слова «дада» (татары). Данные китайских археологов согласуются с результатами работ в Восточном Забайкалье. Вывод о киданьской принадлежности Коктуйского городища у «вала Чингизхана» в районе пос. Забайкальск был сделан С.В. Киселёвым, но от окончательной атрибуции самого вала он отказался. Впервые же вопрос о том, что так называемые валы Чингизхана, известные в разных районах Маньчжурии, могут иметь неодинаковую культурную принадлежность поставил археолог В.В. Поносов. Он поместил на археологической карте Маньчжурии два «пограничных» вала, носящих имя Чингизхана северный и южный, а также отметил наличие более ранних,предположительно бохайского времени валов в районе реки Муданьцзян.
Загадок вала много. Форма сооружений? От кого он строился и кем? Фронт работ по возведению подобных сооружений в Забайкалье пятого века поистине огромен. Если учесть то, сколько народа нужно для возведения такого, каким же по численности было население региона? Но и в завершении еще одна версия происхождения вала, по которой он представляет собой дорогу, некий путь. Версия подтверждена легендой которую впервые изложил знаменитый очеркист и исследовать Аргуни В.Александров. "... монгольский князь посватал принцессу из среднеазиатских владений. Когда стали гадать о судьбе невесты, то знахари сказали, что она будет счастлива, если во время пути на нее не падет ни один луч солнца. Тогда был устроен вал и юную принцессу несли в паланкине по утрам и вечерам, когда солнце низко, в тени этого вала. Никаких более правдоподобных сведений я получить не мог. Говорили также, что этим валом, как указателем, пользовались бродяги, пробираясь из Забайкалья в Туркестан".
Канал " Память Даурии ".
Оценили 35 человек
78 кармы