Ошибка в коде. Глава 5. «Психики»

0 1475


– А вы сами что-нибудь обнаружили?
– Я многое обнаружил, мистер Холмс. Я привез вам на исследование целую кучу свеженьких пляшущих человечков. И самое важное, я видел того…
– Того, кто нарисовал их?
– Да, я видел его за работой. 
Артур Конан Дойль 

– Захар, давно хотел тебя спросить: а почему ты выбрал именно психологию? – поинтересовался Студент. – Ты ведь сам сказал, что эта наука у нас не слишком популярна.

– Так оно и есть, – усмехнулся Психолог. – Вы много фильмов видели про психологов?

– Про психов – сколько угодно. Перечислить? – Журналист уже приготовился загибать пальцы.

Программист улыбнулся.

– Не стоит, Никитос. Про психологов реально – ни фильмов, ни песен. Ну ничего, Захарий. Держись психолог, крепись психолог. Будет и на твоей улице праздник, – усмехнулся Программист. – Слушай, а действительно, ты же в школе, вроде, собирался стать археологом?

– И археологом, и историком, и врачом. И даже астрономом одно время, – ответил Психолог.

– А в духовную семинарию тебя за грехи не пустили? – поинтересовался Журналист.

– В медицинский я поступал, но завалил, – не обращая внимания на язвительные ухмылки приятеля, продолжал Психолог. – Потом – армия. Вот там всё и началось...

– А что там, в армии? – оживился вдруг Студент.

– А тебе-то что, Полуэтус? – удивился Журналист. – У тебя же военная кафедра? Или в этой жизни что-то изменилось?

– Не изменилось. Но я всё равно после института собираюсь в армию, – сказал Студент.

– Решил отдать долг Родине?

– Не смейся, Ник. Я так решил. Пойду в войска связи лейтенантом.

– Весьма похвально, юноша, – одобрительно сказал Психолог. – А как же музыка?

– Одно другому не мешает. Расскажи, как тебе служилось, Захар?

– Да особо и рассказывать-то нечего. Служба, как служба. Но именно тогда я заинтересовался психологией.

– Тебе повезло с сержантом-наставником? – съехидничал Журналист.

– А ты в каких войсках служил? – спросил Студент.

– В стройбате, – ответил Психолог. – А наставники у меня были разные. Кстати, ещё в армии я заметил, что в непривычных, а иногда экстремальных условиях люди начинают себя вести несколько иначе, чем в повседневной будничной жизни. Это на «гражданке» позволительно быть флегматиками, холериками, совами и жаворонками. А в военной казарме подъём и отбой для всех одинаков – и для сов, и для жаворонков. Деваться некуда, привыкают. Но зато в таких условиях сразу же отчётливо проявляется наличие человеческих качеств. Или их отсутствие. Армия – хорошая школа. Словом, в армии служат нормальные мужики, хотя, конечно, бывают исключения.

– Ты про крайности? Как на графике с улиткой?

– Именно, Полуэкт. Индивидуализм в армии не приветствуется, а коллективизм, наоборот, ценится, и даже очень высоко. Самое главное, что я тогда понял, и ты запомни, Полуэкт: человек должен оставаться человеком в любых условиях.

– Кстати, об улитке… – Программист решил вернуться к теме, от которой они отклонились. – Каким образом в графике нормального распределения Гаусса определяется критерий нормальности? Ты так и не рассказал.

Психолог хмыкнул.

– Да потому и не рассказал, что учёные-философы до сих пор так и не пришли к единому мнению. До сих пор не прекращаются споры на тему: что есть «человек нормальный». Существует философская байка. Говорят, что однажды Платон поспорил с Диогеном. Платон утверждал, что даст самое обобщающее определение, с помощью которого можно будет отличать человека от других существ. «Человек – это двуногое живое существо», – сказал Платон. Диоген, недолго думая, притащил ему живого петуха.

– А может таки курицу? – тут же съязвил Журналист.

– Может и курицу, – согласился Психолог, – в данном случае это неважно. После этого Платон добавил к своему определению: «и без перьев». Тогда Диоген взял и ощипал курицу. Платон задумчиво посмотрел на голую курицу и уточнил: «Это двуногое существо без перьев, живущее среди себе подобных». Но, заметив, что Диоген уже собрался бежать на птичий двор, чтобы ощипать там всех остальных кур, поспешно добавил: «и с широкими ногтями».

Студент засмеялся.

– Слушай, Захар, а правда, что этот чудик жил в бочке?

– Вполне вероятно. Во всяком случае, так утверждают учебники. Только на таких «чудиках», Полуэкт, весь мир держится. Это именно они, «чудики», толкают вперёд ленивую и инертную «улитку» человечества. В другой философской байке рассказывается, как однажды ясным солнечным днём Диоген бегал по городу Синопу с зажжённым фонарём. А тем согражданам, которые вертели пальцем у виска, он невозмутимо отвечал: ищу, дескать, человека. Видимо, философ понимал, что только по внешним анатомическим признакам отличить человека от человекоподобного существа практически невозможно...

– Ты хочешь сказать, что тебе удалось определить параметры нормального человека именно в армии? – спросил Журналист.

– Нет, не удалось. Возможно, поэтому после армии я пошёл не в мед, где уже училась Марина, а в университет на психологический. Мы, молодые и любознательные, все теории тогда старались проверять на практике. «Практика – критерий истины» – был наш девиз. Одно время я увлёкся Фрейдом, читал его запоем, пока в один прекрасный момент до меня не дошло, что он тоже не работает...

– Кто не работает?

– Да Фрейд не работает. Мы так говорили – «не работает», когда чья-либо теория оказывалась несостоятельной. Вернее сказать, Фрейд работает, но далеко не всегда.

– Тебе удалось это выяснить тоже опытным путём? – иронично поинтересовался Журналист.

– Да, Никитос, опытным, – невозмутимо ответил Психолог. Вдруг, что-то вспомнив, он заулыбался. – Однажды я решил проверить фрейдовское утверждение о наличии у женщин комплекса кастрации. По своей наивности я стал приставать к одной своей однокашнице с вопросом, не страдает ли она от этого комплекса.

– Ну и что она тебе ответила? – заржал, как конь, Журналист.

– Ой, коллега, даже не спрашивай, – усмехнулся Психолог.

– Что, память отшибло?

– Нет. Такое не забывается. Но дословно повторить я всё-таки не решусь, – Психолог рассмеялся. – Короче говоря, девушка ответила весьма неожиданно, и ответ пришёлся как раз по тому самому месту.

– Ой, не могу! Камикадзе! – захохотал Журналист.

– Да, уж… Словом, тогда я подумал: чёрт побери, если за несколько тысяч лет никто так и не смог определить критерии нормальности, то почему бы самому не попробовать это сделать? И я решил по-своему перетасовать врождённые и приобретённые компоненты человеческой психики и разложить их на несколько простых и понятных групп, которые я назвал типами строя психики.

– А зачем? – удивился Журналист. – Чтобы выпендриться?

– Вовсе нет, коллега, – усмехнулся Психолог. – Чтобы помочь людям разобраться в первопричинах своих поступков. – Психолог встал и подошёл к окну. – Ну вот, с тех самых пор, как говорится, не мудрствуя лукаво, я и пытаюсь создать нечто наподобие обобщённой теории формирования поведенческих сценариев. Часть собранной информации я заложить в основу своей кандидатской. А вторую часть, возможно, использую для докторской.

– Далеко метишь, отче? – Журналист иронично усмехнулся.

Психолог пожал плечами.

– Ну, а в чем смысл твоей теории, Захар? – спросил Студент.

– По сути – это «детские психологические кубики» для неискушенных в психологической науке людей. Честно говоря, она ещё не сформулирована как цельная теория, – ответил Психолог, – и будущее моей докторской весьма туманно.

– А почему туманно? – удивился Программист. –Ты же кандидатскую защитил вроде без особых проблем?

– В том-то и дело, что у меня были проблемы при защите. Простоту теории некоторые корифеи из нашего диссертационного совета восприняли как примитивизм.

– Ясен перец – были проблемы! – фыркнул Журналист. – Он учил профессиональных строителей складывать детские кубики. Кому же такое понравится?

– Не знаю. Мне кажется, что так называемое «научное сообщество» просто не готово к альтернативному взгляду на классическую психологию. Я даже не представляю, чем они там наверху руководствуются. Видимо, считают, что рядовым гражданам вовсе не обязательно разбираться в собственной психике. Кстати, при нынешней административно-командной системе, в этом нет ничего удивительного.

– А я бы поразбирался, – сказал Студент. – С детства люблю кубики складывать.

– Это точно, – подтвердил Программист.

Психолог усмехнулся в усы, а Журналист оживился.

– А кубик Рубика собирать умеешь?

– Легко. На одном дыхании.

– Это как?

– Очень просто. Делаю глубокий вдох и начинаю вертеть. Пока хватает кислорода – должен собрать.

– А ты по формулам собираешь? А формулы из «Науки и жизни»? – продолжал допытываться Журналист.

– Нет, не из «Науки и жизни», у меня свой алгоритм. А почему ты так выспрашиваешь? – удивлённо спросил Студент.

– Да-а… – немного замялся Журналист. – Есть у меня одна знакомая… аспирантка с филфака. Так она меня учила по формулам собирать...

– Тоже на одном дыхании? – иронично поинтересовался Психолог. – Ну и как успешно? Или таки с дыханием случились проблемы?

– Дурак ты, Псих, – отмахнулся Журналист.

– Нет, я серьёзно, – не унимался Психолог. – За сколько минут собираешь кубик?

– Я не засекал, – буркнул Журналист. Он явно уклонялся от прямого ответа.

– И что, прямо все шесть цветов собираешь? – Психолог едва сдерживался, чтобы не рассмеяться.

– Представь себе, Псих. Все цвета собираю. Только последний не всегда получается, – не моргнув глазом, ответил Журналист. – Кстати, умник, та аспирантка говорила, что в вашей противоестественной науке существует сорок шесть теорий личности. И шестнадцать соционических типов. Я специально запомнил.

– Захар, реально? Сорок шесть? – удивился Студент.

– Количество теорий личности я не подсчитывал, но не удивлюсь, что это именно так и есть, – отвеитил Психолог. – А соционических типов действительно шестнадцать.

– М-да… Как всё не просто…

– Вот и я говорю: это вам не кубик Рубика. Без хорошего «дринка» с этими типами фиг разберёшься, – усмехнулся Журналист.

– Всё верно, психология личности, пожалуй, – самый сложный раздел классической психологии. Но вот что я хочу сказать: высшая математика или, допустим, механика – тоже сложнейшие науки. Досконально вникать в них каждому вовсе не обязательно. Однако любой нормальный человек должен знать элементарные арифметические законы. А если у него возникнет такая необходимость, то, приложив некоторые усилия, он сможет изучить всё более основательно. Точно так же и в психологии. Нырять в глубины собственной психики обычному человеку всё-таки не стоит, но разбираться в первопричинах собственных поступков, отвечать за них, а не сваливать всё на жизненные обстоятельства, он просто обязан. По моему глубокому убеждению, человек сам должен управлять собственной психикой, а не наоборот.

– Ну, не знаю… – неуверенно пожал плечами Журналист. – Слушай, Псих, мне всё-таки до безобразия интересно узнать, как это тебе удалось разложить по полочкам сорок шесть теорий личности и шестнадцать этих самых... соционических типов?

– Ага, значит всё-таки интересно? – усмехнулся Психолог. – Полуэкт, будь другом, дай ещё пару перфокарт.

Психолог уселся за стол, взял фломастер и быстро нарисовал на чистой перфорированной картонке фигурку человечка.

Журналист с нескрываемой иронией наблюдал за художествами приятеля.

– Ну и кого это ты нам изобразил? В анфас не узнаю. Уж не меня ли? – Журналист подозрительно прищурился.

– Не волнуйтесь, коллега, это абстрактный человек, к советской журналистике не имеющий никакого отношения, – усмехнулся в усы Психолог.

– Да? Ну, ладно. Всё равно непонятно: это мальчик или девочка? Где первичные половые признаки?

– В данном случае это неважно, – невозмутимо ответил Психолог и прямо на человечке нарисовал четыре жирные точки.

– Следы от пуль? Или это чакры? Чакр, насколько я знаю, должно быть семь? А-а, ясно. Это – эрогенные зоны! – теряясь в догадках, комментировал каждую точку Журналист.

– Нет, это не эрогенные зоны, Никитос. Но к чакрам – близко. Обычно я таким образом своим студентам объясняю, из чего, собственно, состоит человеческая психика. Так вот. Базовую часть информации мы получаем по наследству от наших родителей на генетическом уровне. В этом отношении люди почти ничем не отличаются от других биологических видов. То есть, основу психики абсолютно любого человека составляют природные инстинкты и рефлексы. Они управляют нами с самого рождения.

Психолог сделал некое подобие выноски и подписал нижнюю точку.

– Взрослея, мы начинаем копировать поведение окружающих. А когда попадаем под влияние культуры мы, образно говоря, опутываемся паутиной стереотипов и обрастаем толстым слоем разнообразных привычек. Как полезных, так и вредных...

Программист неожиданно перебил приятеля.:

– Захарий, извини. Давно хотел тебя спросить. Задумывался ли ты над этими вопросами с точки зрения информационного обмена между разными системами? Не кажется ли тебе, что человеческая культура – это своеобразная информационно-алгоритмическая оболочка, которая, хотим мы этого или не хотим, программирует каждого из нас?

– Культура программирует людей? – удивился Студент. – Как роботов, что ли?

– Дай этим гавриками волю, они и нас с тобой запрограммируют, Полуэктус, – сказал Журналист. – Лучший способ культурного программирования – коньяк. А самый доступный – пиво.

– А ты подумай сам, Полуэкт, – усмехнулся Программист. – Человеческий язык, звуки, буквы, жесты – это не что иное, как кодировка тех образов и понятий, с которыми нам приходится в жизни сталкиваться. Возьми любую человеческую цивилизацию – у каждой из них своя культура, свой язык, свои традиции, свои образы. Алгоритмика человеческого поведения формируется на основе культурных традиций того общества, в котором человек взрослеет. Но для всех, без исключения цивилизаций, как существующих, так и тех, которые уже успели с лица Земли исчезнуть, используется один и тот же базовый программный код, который в конечном итоге должен создать из человеческого эмбриона полноценного человека. При условии, что этому процессу не мешать, а наоборот, способствовать. Я верно рассуждаю, Захарий?

– Абсолютно верно, – оторвавшись от рисования, сказал Психолог. – Формирование набора образов поэтому и называется человеческим образованием. Или «кодировкой», как ты говоришь. Кстати, если ребёнок до определённого возраста не успеет получить свою порцию «базового программного кода», то он скорей всего не сможет стать полноценным членом человеческого общества.

– Захарий, ты ещё забыл сказать, – добавил Программист, – что не стоит зацикливаться на традициях. Они бывают как полезными, так и не очень полезными. Как, собственно, и привычки.

– С этим тоже трудно не согласиться. От дурных привычек стоит решительно избавляться, – сказал Психолог, выразительно поглядев на Журналиста..

– Исправлять ошибки в коде, – добавил Программист. – Правда, Никитос?

Журналист, ничего не оветив, пожал плечами. Психолог рассмеялся и вернулся к рисунку.

– И вот тут на помощь приходит человеческий разум, – добавил он, подписывая третью выноску. – Именно он, человеческий разум, помогает нам справится с инстинктами и разобраться с полезностью традиций и привычек. А ещё, руководствуясь полученными знаниями и собственным разумом, человек, который продолжает образование, не останавливаясь в собственном развитии, начинает творить.

Студент тут же решил уточнить:

– Это в каком смысле – творить? Типа, писать стихи, сочинять музыку, или рисовать картины?

– Совершенно не обязательно, Полуэкт. Творчество – это довольно широкое понятие. Кто-то творит и созидает на кухне, когда готовит необыкновенно вкусную еду, кто-то – в гараже, виртуозно промывая карбюратор. Кто-то творчески подходит к обучению других людей, а кто-то вносит что-то новое, свежее и полезное в управлении всеми этими процессами. Фантазию можно проявлять совершенно в разных местах...

– Абсолютно в разных, – согласился Журналист. – Одна моя знакомая… товаровед такое вытворяла… В разных, причём, местах. Короче, творческая личность!

Программист закашлялся.

– Нет слов, – только и смог сказать он.

– Да, уж, – вздохнул Психолог. – Ну, ладно. Но даже у самых-самых умных людей разум ограничен органами чувств и памятью. Многие учёные приходят к выводу, что человеческий разум не локализован в индивидууме, а связан с коллективным разумом всего человечества.

– Ты тоже так считаешь? – спросил Студент.

– Да, Полуэкт. Ну и последнее. Многие люди так или иначе, приходят к пониманию Бога. Говоря современным языком – «выходят на контакт с Богом», – Психолог подписал четвёртую точку, находящуюся вне человечка, – а некоторые осознанно, или же на уровне интуиции, проносят эту неразрывную связь с Богом через всю свою жизнь.

– А на эту «спецсвязь с Богом» они выходят через коммутатор или напрямую? – пошутил Студент.

Такое сравнение очень понравилось Журналисту.

– Точно, Полуэктус! Через коммутатор. Только коммутатор у нас, к сожалению, хреновый. Пытаешься ты, допустим, дозвониться Богу, а попадаешь в обком или в дурдом.

Теперь закашлялся Психолог. Спрятав в своих густых усах улыбку, он продолжил:

– Выясняя, что или кто в конечном итоге заставляет человека поступать так, а не иначе, учёные тоже не могут прийти к единому мнению. Одни считают, что это результат работы исключительно собственного интеллекта человека. Другие видят в этом банальное случайное стечение жизненных обстоятельств, а третьи считают интуитивное озарение Божиим промыслом или провидением Господним. Тут тоже есть свои нюансы.

– А ты как думаешь? – спросил Студент.

– Я считаю, что в любом случае со всем этим нужно серьёзно разбираться… Но это дело учёных. Обычному человеку, не обладающему достаточными знаниями в области психологии, нужно просто и доступно объяснить алгоритмику их психики, чтобы они могли самостоятельно искать и находить первопричину своих поступков, правильно их анализировать и не допускать повторения ошибок в будущем. Поэтому я и придумал «психиков».

– Кого, простите? – удивлённо спросил Журналист.

Психолог засмеялся.

– «Психиков», – повторил он. – Если быть точнее, то само слово «психик» придумала моя младшая дочь. Когда я работал над своей кандидатской, мы с женой часто спорили на разные философские темы, не обращая внимания на наших девочек. Нам казалось, что они заняты своими делами и на наши умные разговоры тоже никакого внимания не обращают. Но мы ошибались. Как однажды выяснилось, младшая дочь, прислушиваясь к незнакомым терминам, сделала для себя вывод, что её папа учит каких-то «психиков» маршировать строем. Так она трактовала выражение «тип строя психики», которое я частенько использовал, обсуждая с женой свою кандидатскую.

– Так вы всей семьёй писали диссертацию, Захарий? – улыбнулся Программист.

– Выходит, что так. Благодаря своим девчонкам я придумал для каждой из четырёх типологических групп свой уникальный графический образ – «психик». Сейчас попробую изобразить.

На чистой перфокарте появилась фигурка обезьянки. Обезьянка была похожа на абстрактного человечка, не лишённого на этот раз первичных половых признаков.

– Однако, у тебя таки получился мальчик, – засмеялся Журналист.

– Увы, только на бумаге, – ответил Психолог. – Реальность такова, что пока получаются одни только девочки.

– А почему обезьяна, Псих? Ты же считаешь, что человека создал Бог?

– Ну, во-первых, что бы я ни считал, ошибочность теории Дарвина до сих пор никем не доказана. А во-вторых, как я уже сказал, основу нашей психики составляют инстинкты и рефлексы, присущие отряду приматов. Мы не только размножаемся, как они, но и ведём себя порой подобным образом.

– Вы хотите сказать, что у женщин другая психика? – удивился Студент.

– Эх, юноша… – покачал головой Журналист. – Ты даже представить себе не можешь, насколько она другая… Псих, а почему это у тебя «дикий обезьян» без хвоста?

– Получай хвост, – сказал Психолог, пририсовав обезьянке сбоку хвост. – Да, Полуэкт, психика женщин отличается от мужской. Кстати, о полезности некоторых традиций. Я считаю, что традиции раздельного воспитании девочек и мальчиков нужно ещё раз внимательно пересмотреть.

– Интересная мысль, – рассмеялся Журналист. – Раньше ты так не думал. Ты даже представить себе не можешь, Полуэкт, что этот «представитель отряда приматов» вытворял в школе.

Психолог замер на полуслове. Программист хотел что-то сказать, но его опередил Студент.

– Честно говоря, когда я задумываюсь что человек произошёл от обезьяны, становится как-то... неуютно, что ли, – признался юноша.

– А ты, Полуэктус, не задумывайся, – махнул рукой Журналист. – Живи и радуйся, что хвоста нет. Прикинь, как неудобно было бы джинсы носить.

– Поведение людей с доминирующим «животным типом строя психики», в зависимости от жизненных обстоятельств, может быть как безобидным, так и социально-опасным, – поправляя очки сказал Психолог. – Иногда люди ведут себя как свиньи, или тупые бараны, или самцы бабуинов, которым нужно только «расслабиться и получить удовольствие».

– Это намёк? – зыркнул на приятеля Журналист.

– С чего ты взял, коллега? Боже упаси, – усмехнулся в усы Психолог. – Я говорю о безнравственных особях. Попав в стадо себе подобных… – иначе, чем стадом, такое сборище не назовёшь, – они становятся грубыми и агрессивными. Некоторые из них всерьёз начинают считать себя избранными, а всех окружающих – недостойными. После таких «товарищей» всегда остаётся разруха. Секундочку…

Психолог достал с полки магическую книгу-цитатник.

– Да что вы все... То не плевать. То не кури. Туда не ходи... Что ж это на самом деле. Чисто как в трамвае. Что вы мне жить не даете?! И насчет «папаши» – это вы напрасно. Разве я вас просил мне операцию делать? – человек возмущенно лаял. – Хорошенькое дело! Ухватили животную, исполосовали ножиком голову, а теперь гнушаются. Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человечек завел глаза к потолку, как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. Я иск, может, имею права предъявить!

***

– Уж, конечно, как же, – иронически заговорил человек и победоносно отставил ногу, – мы понимаем-с. Какие уж мы вам товарищи! Где уж! Мы в университетах не обучались, в квартирах по пятнадцать комнат с ванными не жили. Только теперь пора бы это оставить. В настоящее время каждый имеет свое право...

– «Собачье сердце»? – догадался Журналист.

– Точно, – Психолог отложил книгу в сторону.

– Не читал, – признался Студент.

– А ты обязательно почитай, Полуэкт. Булгаков очень хорошо описал этот психотип. Справедливости ради, нужно сказать, что такой строй психики доминирует у человека с рождения. Ничего, кроме инстинктов и рефлексов. Однако с возрастом, если ребёнка воспитывать правильно, это проходит. Люди тем и отличаются от животных, что сама человеческая жизнь – если это полноценная жизнь – заставляет их развиваться, преодолевая в первую очередь свою природную лень. Чтобы не отстать от ускоряющейся жизни даже взрослым не помешает заниматься самообразованием.

– Шариков, насколько я помню, тоже занимался самообразованием, – усмехнулся Журналист. – Если не ошибаюсь, он изучал классиков марксизма.

– Верно, коллега, он читал переписку Энгельса с «этим, как его – дьявола – Каутским», и при этом был не согласен с обоими. Это булгаковская ирония, Никитос. Читать всё подряд, не имея никакого целостного мировоззрения – бесполезно.

– Псих, какой же ты нудный. И как же ты любишь всех поучать: «это – полезно, а вот это – бесполезно».

Психолог усмехнулся.

– Кстати, приставка «бес» в данном случае не совсем уместна. Это тоже касается традиций. Раньше в русском языке использовалась приставка «без». Можешь и дальше считать меня занудным буквоедом. Ну ладно, поехали дальше.

Он взял новую картонку и изобразил ещё одного человечка с круглыми то ли глазами, то ли отверстиями в скафандре.

– Это что ещё за водолаз? – хмыкнул Журналист.

– Вообще-то это не водолаз. Это – биоробот. Этого «психика» я назвал «биоробот-зомби». Видишь у него глазки, как у тебя с похмелья.

– Дурак ты, Псих, и не лечишься, – беззлобно сказал Журналист. – А где у него… это самое... причиндалы?

– А вот в данном случае половые отличия не имеют особого значения.

– А что за помпончик у твоего гермафродита на голове?

– Никитос, не смеши, – попросил Программист, с трудом сдерживая смех.

– Это вовсе не помпончик. Это такая антенна или маленький локатор, – невозмутимо продолжал Психолог, – символ того, что биоробот подчиняется командам извне.

– Культура программирует человека? – вспомнил Студент.

– Верно, Полуэкт. Культура способна оказывать на людей управляющее воздействие. Согласитесь, коллеги, что сложно ориентироваться в жизненном пространстве, когда на тебя ежедневно, ежеминутно, ежесекундно оказывают влияние извне. Радио, кино, телевидение, газеты, всевозможные плакаты и транспаранты на улицах. Всевозможные установки, правила, нормы, традиции, законы, которые, упаси Боже, нарушать. Всё это откладываются на уровне подсознания и, мягко говоря, не всегда помогают в реальной жизни.

– В таком случае, Никитос прав – это таки водолаз, который погрузился в море информации, – Программист подмигнул Журналисту. Тот в знак благодарности протянул приятелю руку.

– Спасибо, Ковалёв, ты настоящий друг. Я дам тебе подышать из своего акваланга.

Психолог улыбнулся.

– Согласен с вами, коллеги. Научиться правильно ориентироваться в море информации и добывать себе не только еду, но и знания – отличная привычка и полезный навык. И не утонешь, и не заблудишься. Но тут, как и в любой другой области человеческой психики, есть свои крайности. С одной стороны, под категорию «зомби-биоробот» попадают люди, уверенные в чём-то безоговорочно. Они одержимы какой-то идеей и не сомневаются в её исключительной правоте. По-моему, в конечном итоге, любая одержимость ни к чему хорошему привести не может. Таких людей практически невозможно убедить в чём-то таком, что отличается от сложившейся у них точки зрения. Они всю свою жизнь действуют, как запрограммированные роботы. А с другой стороны, есть и такие, которые легко поддаются любому внушению. Перепрограммировать их можно очень быстро – своего мнения они практически не имеют и рассуждают по принципу «как все – так и я». Попав под чрезмерное влияние чьих-либо убеждений, не обязательно религиозных, они действительно становятся похожими на зомби. А ещё…

Психолог, сделав небольшую паузу, снял очки и принялся их протирать.

– А ещё под эту же эту же категорию попадают фанаты, безрассудно увлечённые очередным модным течением. Такие люди образуют толпу, которая всецело зависит от мнения общепризнанного «авторитета» или вождя.

– Ты о ком, Захар? Какого «авторитета»? – насторожился Студент.

– Ну, не знаю... Например, какого-нибудь популярного музыканта... – неопределённо ответил Психолог. Одевая очки, он спрятал хитрую улыбку в густых пшеничных усах.

На следующей картонке Психолог изобразил человечка с рожками.

– А это что ещё за чёртовщина? – тут же спросил Журналист.

– А этот образ я взял из мультфильма про тринадцатого чертёнка. Знаете такой детский мультик? Там школьный учитель – старый чёрт – учил маленького чертёнка: «люби себя, наплюй на всех, – и в жизни ждёт тебя успех». Этот «психик» символизирует демоническую личность.

– А почему он злой? – поинтересовался Студент.

– Полуэктус, он же демон, если демон – значит злой, – поучительно сказал Журналист.

– Если руководствоваться стереотипами, то да, злой, – усмехнулся Психолог. – Но если смотреть шире, то демоническим типом психики обладают люди, способные подчинить своей воле собственные инстинкты и привычки. Это решительные, и властные люди, безусловно, талантливые и одарённые, способные управлять другими людьми. Однако в зависимости от реальной нравственности такого «управителя» – подчёркиваю, реальной, а не показной нравственности, – такое управление со временем может превратиться в диктатуру. И тогда они начинают «демонить».

– Что это значит?

– Случается, что люди, которые достигли определённого уровня власти и получили возможность управлять другими, теряют связь с реальностью. Они возносятся до небес, напрочь забывая, что живут среди таких же, как они, людей. Они начинают своей сильной волей подавлять окружающих, требуя от них беспрекословности и навязывая им свою точку зрения. Порой это происходит незаметно даже для них самих...

– А ты замечаешь? – хитро усмехнулся Журналист.

– Не понял, – удивился Психолог. – Разве я кого-то подавляю? Или кому-то навязываю свою точку зрения?

– Не часто. Да ты не волнуйся, Псих. Для таких случаев у нас имеется мячик.

Программист тут же сменил тему.

– Слушай, Захарий, а как это связано с историей? Я полагаю, что в разные исторические периоды государствами управляли далеко не ангелы? Возьми, к примеру, тех же царей.

– Конечно, не ангелы. Но хочу особо подчеркнуть, что оценивая царей, нужно учитывать и уровень нравственности, преобладающий в то время в обществе. Говорят, что короля играет свита. Это так, но не совсем. Сама эпоха заставляет государственных деятелей поступать так, а не иначе. Особенно в моменты социальных потрясений, наподобие всевозможных войн и революций. Какие времена – такие и нравы. Но именно в такие, экстремальные для общества моменты, и происходит разделение «демонов» на добрых и злых. Одни готовы жертвовать собой, а другие, не задумываясь, жертвуют другими.

– И кто, по-вашему, батенька, возглавил революцию? Демоны? – характерно по-ленински прищурившись, закартавил Журналист. И тут же, с кавказским акцентом, добавил: – А как в таком случае в вашу контрреволюционную логику, товарищ Псих, вписывается «диктатура пролетариата»?

– По моему глубокому убеждению, единственной диктатурой, которая имеет право на существование, является диктатура совести, – невозмутимо ответил Психолог. – А что касается героев революции, – поговори-ка ты лучше со своим отцом.Он должен знать этих людей лично, а не по книжкам.

– Смеёшься, Псих? Старик до сих пор на меня злится…

– И есть за что. Кстати, не сочти за лесть, коллега, но твой отец один из тех, кто достоин памятника при жизни. Скромность и порядочность, к сожалению, – редкие качества для управленца такого высокого уровня. Передавай ему нижайший поклон.

– Спасибо, передам. – Насмешливость Журналиста куда-то подевалась, и глаза его заметно потеплели. – Кстати, отец очень неоднозначно относиться к тому, что нынче говорят про Сталина и Берию.

– Точнее сказать, болтают. Но не все. Шарль де Голль, к примеру, считал, что Сталин не ушел в прошлое, а растворился в будущем.

– Вот и отец так считает. И спорит до валокордина, доказывая разным деятелям, что нельзя всё валить на одного человека.

– Безусловно, нельзя. Ошибок управления нужно избегать, а если избежать не получилось, то извлекать из них уроки. А вообще всё зависит от подхода к решению поставленной задачи и от условий, в которой она решается. Ошибаются те, кто считает, что после нас – хоть потоп и те, которые забывает, что в пословице «лес рубят – щепки летят» каждая щепка – это отдельная человеческая жизнь. И наоборот правы те, кто для решения задачи терпеливо и целенаправленно используют только допустимые средства и методы. О споре таких деятелей написал Фёдор Иванович Тютчев почти сто лет тому назад. Один момент.

Психолог снова взял магический цитатник и с выражением прочитал:

«Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, –
А там увидим, что прочней...

– А кто это – «оракул наших дней»? – тут же поинтересовался Студент.

– Это человек, обладающий интуицией и способный прогнозировать будущее, – ответил Психолог.

– Так и говори: оракулировать, – сказал Журналист.

– Пускай будет так, Никитос, – согласился, усмехнувшись, Психолог. – В таком случае, оракулирую, что будущее за теми людьми, у которых кроме интуиции достаточно хорошо развито чувство меры. В большей степени это относится к тем, кто взялся за управление другими людьми. Правда, реальность такова, что нынешние управленцы… как бы это помягче выразится? Отрываются от рядовых граждан, и теряют с ними связь. Или ловко прячут свою сущность, имитируя свою близость с народом. Ты, наверное, догадываешься о ком я говорю?

– Небось, снова о моём шефе?

Психолог кивнул.

– О нём и о таких, как он. Такие люди часто организуют кланы, для которых устанавливают этические нормы и правила, иногда неписанные. Ведь им проще придумать свои правила, чем жить по общепринятым.

– Трудно с тобой не согласиться, Захарий, – задумчиво сказал Программист. – Ошибок не избежать в управлении любыми процессами. Но их нужно анализировать, чтобы в дальнейшем не повторять.

– Именно так, коллега. Особенно, когда речь идёт об управлении процессами социальными. А что происходит нынче у нас? Большинство допущенных ошибок либо умалчивается, либо скрывается. Но ведь при этом они не перестают быть ошибками!

– Согласен, Захарий. Ошибки накапливаются, как снежный ком, и рано или поздно может произойти нечто непоправимое…

– Ты о чём, Ковалёв? – удивлённо взглянул на друга Журналист.

– Да, так... ни о чём… просто рассуждаю вслух, – осторожно ответил Программист. Рассказывать о том, что он прочитал в газетах из будущего ещё было рано, и он слегка изменил тему беседы. – В самоуправляемых системах, над которыми последние годы мне приходится работать, используется такое математическое понятие, как «предиктор-корректор».

– Что, простите?

Программист улыбнулся.

– Это такая штуковина, Никитос, которая собирает информацию как внутри замкнутой системы, так и извне, анализирует эту информацию и вырабатывает какое-то управленческое решение. А при необходимости – если, предположим, что-то вдруг пошло не так, – производит корректировку с поправкой на будущее. Это что-то наподобие автопилота.

– Ну ты и сравнил, Ковалёв. Псих говорит людях, а ты о каком-то, прости меня за мой французский, «пердикторе».

– Понимаешь, Никитос, – сказал Программист. – Мне кажется, что принципы управления в обоих случаях очень похожи. Информационные системы любого организационного уровня, можно моделировать, рассчитывать алгоритмику и прогнозировать их поведение. Если это интересно, то мы можем когда-нибудь поговорить об аналогии процессов управления в информационных системах с процессами, происходящими в обществе.

– Ты таки хочешь взорвать мой мозг, Ковалёв? Мне столько не выпить, чтобы всё это перварить.

– А в жизни, Никитос, всё ещё намного сложнее, – улыбнулся Программист, – но я глубоко убеждён, что в любой жизненной ситуации человек разумный может найти приемлемое решение, а если возникнут какие-то разногласия, пойти на компромисс.

– Но только не на компромисс с совестью, – уточнил Психолог.

– Согласен, Захарий. Ну, ладно, мы отвлеклись от твоих «психиков». Ты, кажется, говорил о демонах.

– Интересно, а как называются женщины-демоны? Демонихи? – спросил Студент.

– Стервы, Полуэктус, – хохотнул Журналист. – Видимо, тебе ещё не приходилось с такими сталкиваться. Ничего, брат, всё ещё впереди! Лично я делю их на две категории: если красивая – значит стерва, если нет – значит ведьма.

Программист загадочно усмехнулся.

– Ведьма, Никитос, – это нечто другое. Ведьмы тоже бывают красивыми. Можешь мне поверить.

– Странные слова я слышу от будущего молодожёна, – ещё больше развеселился Журналист.

– Нет, я сейчас говорю не о своей невесте, Никитос, – сказал Программист. – Есть категория женщин, которых можно назвать «Василисами»

– Прекрасными или премудрыми? Или разница между ними выражается в размере их бюста?

– Ну что за человек? Вечно всё опошлит, – вздохнул Психолог.

– Зато ты у нас такой праведный, аж до тошноты. И родителе мне из-тебя весь мозг вынесли: «Ах какая замечательная семья у Захара. И девочки такие у него замечательные».

– Тебе решительно пора жениться, Никитос, – улыбнулся Программист. – Найдёшь свою Василису Прекрасную или Премудрую и родит она тебе сына... скажем, Добрынюшку.

– И появился на свет Божий новый русский богатырь – Добрыня Никитич Голубович, – захохотал Психолог. Следом за ним дружно засмеялись Программист со Студентом. Журналист улыбнулся.

– Ну и чего вы ржёте, как коняки Пржевальского? Ты для начала сам женись, Ковалёв, а я на тебя погляжу. Расскажешь потом, каково оно, счастье семейное. Псих, давай заканчивай со своими «психиками», а то у меня вечером деловая встреча. Деловая, Псих! И не зыркай на меня так, как будто ты и есть мой папа. Напоминаю: ты разделил людей на четыре типа, – сказал Журналист.

– Погоди, Никитос! Я никого не делил! – запротестовал Психолог. – Наоборот, я пытаюсь объединить все хорошо известные психотипы, присущие каждому нормальному человеку, в простые и понятные образные группы. Чтобы обычный гражданин, неискушённый в вопросах, связанных с психологией, мог самостоятельно определить, который из четырёх «психиков» управляет им в определённый момент времени. По моей задумке, именно это должно помочь людям правильно и самокритично анализировать собственные поступки.

– По-твоему, в каждом человеке живёт обезьяна, робот и чёрт с рогами? Так, что ли?

– Именно. А ты считаешь иначе, коллега? Разве ты не анализируешь собственные поступки и никогда не задумываешься: здесь я повёл себя, как скотина, а вот тут во мне проснулся «демон». А в этом случае я не захотел выглядеть «белой вороной» и поступил как все. Или беспрекословно подчинился своему шефу… Это я так, рассуждаю вслух, – улыбнулся Психолог.

– Я так и понял, – кивнул Журналист.

– Я считаю, что со временем, если человек научится рассуждать именно таким образом, он научится справляться со своими внутренними «психиками». А когда наступит время для принятия важного жизненного решения, то в первую очередь человек будет руководствоваться «законами совести», а уже потом вчитываться в определённую статью определённого Кодекса. Я имею в виду всевозможные уголовные, гражданские и моральные кодексы строителей коммунизма или капитализма, а также про всевозможные Святые Учения. Сами же понимаете, что знать наизусть все законы Божии – невозможно?

– Интересно рассуждаешь, Псих. Ты катишь бочку на моего шефа, но он, в отличии от тебя, на первое место ставит законы гражданского общества. Совесть – понятие такое… растяжимое.

– А законы, придуманные другими людьми, не растяжимое понятие? Ведь при желании любой из них можно трактовать по-разному.

– Ну, не знаю, не знаю… – пожал плечами Журналист. – Так можно договориться до абсурда. Закон есть закон. А в остальном, как говорит мой шеф, человек должен быть свободен и независим!

– А ты не уточнял у своего шефа: независим от чего? Или от кого? Единственное, что я могу сказать: твой шеф вещать умеет очень красиво и убедительно.

– По-моему, вы, товарищ Сидоренко, слишком к нему придираетесь, к моему шефу. Ну, напился тогда человек, с кем не бывает... Вообще-то он нормальный мужик. Из шестидесятников. Его в редакции все уважают, потому, что он не врет. По крайней мере, шеф всегда выполняет то, что обещает. А своим «беспрекословно подчинённым», как ты выражаешься, всегда предоставляет свободу выбора. Вот я, Псих, например, свободен, как птица в полёте: куда захочу – туда и полечу. Ну в смысле, не совсем, куда захочу, а куда выпустят…

– Ты о чём сейчас, Ник? – спросил Студент. Он с трудом понимал о чём спорят старшие приятели, а скачущие в разный стороны мысли Журналиста его путали ещё больше.

– Да это я так, образно. Когда твой брат заговорил про автопилот, я вдруг вспомнил фильм про стюардесс, который я смотрел в Бразилии…Это что-то! Я тебе потом расскажу, Полуэктус. Кстати, Псих, ведь это именно мой шеф помог мне тогда попасть в Бразилию. Наш парторг тогда упёрся: нельзя, говорит, Голубева сразу в капстрану выпускать, потому, как он даже в Болгарии ни разу не побывал! Вот же ж собака страшная! – как будто он мне предлагал Болгарию, а я взял и отказался. А шеф, на которого ты всё время катишь бочку, подключил тогда нужных людей из Смольного, и Ник Голуб, словно «голубь мира» слетал на бразильский карнавал! Кстати, – совсем уже не кстати выдал, ставший слишком разговорчивым, Журналист, – там была одна совершенно потрясающая переводчица… Как же она потрясала! Э-эх, да что вам рассказывать, – он досадливо махнул рукой. – Что вы знаете о свободе, хомо советикусы?

– А вы, коллега? Что знаете о свободе вы? – Психолог снова снял очки, и прищурившись, иронично поглядел на Журналиста.

– Да уж побольше вас – женатиков.

– А ты случайно не путаешь свободу со вседозволенностью, любвеобильный ты наш?

– Будешь умничать, святой отец, – получишь мячиком, – грозно сказал Журналист. – Ради Бога, рисуй уже своего четвёртого «психика». Мне действительно нужно вечером заскочить к одному человеку. Обещал помочь.

– Мне, собственно, тоже скоро пора бежать, – сказал Психолог, поглядывая на часы. – Мои девчонки ушли в кино, нужно за ними заехать. Да я уже почти закончил.

Он взял четвёртую картонку и изобразил улыбающегося человечка с растопыренными руками.

Журналист пожал плечами.

– И это всё? – разочарованно спросил он.

– Похож на абстрактного человека, – заметил Студент.

– Четвёртый тип строя психики я назвал «человечным».

– Человек с человечным типом психики? – иронично спросил Журналист.

– Это лишь на первый взгляд, коллега, кажется тавтологией, – ответил Психолог. – Это нормальный, можно сказать «рабочий», тип строя психики полноценного человека. Потому что основная работа любого индивида – быть человеком, наместником Бога на Земле. Прошу прощения за некоторую пафосность, но в данном случае без неё, пожалуй, не обойтись. Стать человеком, и всегда, при любых обстоятельствах, оставаться человеком – задача очень непростая. Но задача вовсе не утопическая, а вполне выполнимая. Помню, кто-то из вас интересовался критериями «нормальности» в графике с улиткой?

– Это я спрашивал, Захарий, – сказал Программист

– Так вот «человек нормальный» в своих действиях руководствуется прежде всего собственной совестью, а затем уже полагается на логику. Логика – штука коварная. Но если с совестью у человека всё в порядке, то он легко может положиться на свою интуицию, и она подскажет ему, как поступить правильно.

– Ну, и чем же твой «человек нормальный» отличается от остальных «психиков»? – спросил Журналист. – И что, в конце концов, по-твоему, значит «нормально»?

Психолог достал перфоркарту, на которой был изображён абстрактный человечек с надписями в выносках.

– Для человека нормально, когда эти четыре точки, которые ты назвал следами от пуль, располагаются именно в такой иерархии: над инстинктами и привычками возвышается человеческий разум, который, в свою очередь, подчиняется совести. При таком раскладе у человека раскрывается дополнительный орган чувств и принимать правильные жизненные решения ему начинает помогать интуиция. Нормальный человек может самостоятельно справиться со своими внутренними «психиками», не превращаясь при этом в злобное животное, или в бездушного биоробота. Также нормальный человек способен укротить в себе «демона», когда тот начинает «демонить». И вот когда человек научится это делать самостоятельно, безо всяких там «глубинных погружений» и формальных ритуалов, а ориентируясь исключительно на свой жизненный опыт, он отыщет доказательства существования Бога, как высшей надмирной реальности, и сможет вступить с ним в персональный диалог.

– А если я таки атеист? – спросил Журналист. – Нет, ну предположим. Если человек даже креститься не умеет, тогда как? Вести диалог с тем, в кого не веришь…Ты не находишь, что это как-то больше по твоей, «психической» части?

Психолог усмехнулся.

– Человек со своего рождения наделён базовыми чувствами, которые, независимо от того, атеист он или не атеист, помогают ему вести жизненный диалог с Создателем. Это не инстинкты, как принято считать, это чувство меры, совесть и стыд. Если семья и школа не подавили, а наоборот, развили в ребёнке эти чувства, то к совершеннолетию у него начинает преобладать человечный тип строя психиики. Ну, а если, у него нет, как говорится, ни стыда, ни совести, то…

– То, что?

– То он может знать назубок Библию или Коран, уметь виртуозно креститься-молиться и соблюдать все религиозные традиции и ритуалы, но совершать такие поступки, которые при всём желании трудно будет назвать праведными. Так, коллеги, прошу прощения, мне нужно позвонить. – Психолог вышел из комнаты.

Журналист снял со стены гитару и, подмигнув Студенту, ударил по струнам.

Кто верит в Магомета, кто – в Аллаха, кто – в Исуса,
Кто ни во что не верит, даже в чёрта, назло всем.
Хорошую религию придумали индусы:
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем...

Старательно подражая Высоцкому, Журналист допел песню до конца и с озорной хитринкой в глазах обратился к Психологу, вернувшемуся из прихожей.

– Вот скажи мне как йог йогу, Псих, ты кем был в прошлой жизни? Еретиком или инквизитором?

– Не знаю, коллега, – рассмеялся Психолог. – Но точно не музыкантом – медведь на ухо наступил. Кстати… Когда я слушал, как лихо ты перебираешь струны, мне вдруг подумалось, что мою типологию личности можно сравнить с музыкальными аккордами.

– Это как? – с неподдельным интересом спросил Студент.

– Вам, людям, знающим откуда растут гитарные струны, такое образное сравнение должно быть понятно. Я рассуждаю, как дилетант, поправьте меня, если ошибусь. Есть семь нот, есть семиструнная гитара...

– У меня шестиструнная, Захар, – немного виновато сказал Студент. – Это я переделал «семиструнку». Но мечтаю я о двенадцатиструнной «кремоне», как у Фагота.

– Да? Надо же, а я и не обратил внимания... Ну, неважно сколько струн – три, четыре или шесть. Насколько я знаю, каждый многозвучный музыкальный инструмент имеет свой строй. Из одних и тех же нот разной высоты, выстроив их в определённой последовательности, можно получать гармоничные аккорды. Вот скажи мне, Полуэкт, ты сразу научился играть на гитаре?

– Нет, конечно, – простодушно улыбнулся Студент. – Я даже не помню, сколько пришлось попотеть, прежде чем я научился правильно ставить пальцы. До мозолей натирал. А начинал, кстати, с четырёх классических аккордов… – Студент на секунду задумался. – То есть, ты хочешь сказать, что эти твои четыре типа строя психики, как четыре аккорда для начинающих?.. – догадался он.

– Именно так, Полуэкт. Есть музыкальные гении, обладающие абсолютным слухом и виртуозно владеющие своими музыкальными инструментами. Им даже ноты не обязательно помнить. Есть аранжировщики, композиторы...

– А есть дирижёры, – вставил Журналист. – Сами играть не умеют, но руками поводить любят. Кстати, твой четвёртый «психик» с растопыренными ручонками как раз похож на дирижёра.

– Действительно, похож, – согласился Психолог и тут же дорисовал лучи, исходящие от человечка. – Используя одни и те же ноты, все они в конечном итоге радуют людей своими музыкальными произведениями, помогая им «строить и жить».

– А чего он у тебя засиял, словно «лампочка Ильича»?

– Это для образности. Мои девчонки называют его «светлячком». Он несёт людям свет. Но я хотел бы обратить ваше внимание на то, что при желании каждый человек, даже тот, у которого не всё в порядке с музыкальным слухом, может научиться играть на каком-то инструменте и петь...

– Без слуха и голоса? – с сомнением хмыкнул Журналист.

– Я думаю, что при большом желании – сможет. Главное, не то, насколько хорошо он будет владеть музыкальным инструментом, и не то, насколько хорошо он будет петь, а то, какой смысл он будет вкладывать в свою песню. Для кого он будет играть и петь. И с какой целью.

Психолог с улыбкой взглянул на Студента.

– Наверное мои дилетантские околомузыкальные рассуждения не вяжутся с твоими представлениями о современной музыкальной культуре, Полуэкт?

– Нет, почему же? Я ведь не профессионал, а самоучка. Но, честно говоря, очень жалею, что родители в своё время не отдали меня в музыкальную школу...

– А я не понимаю! – упрямо сказал Журналист. – Нет, что касается самодеятельности в музыке, я ещё могу понять – сам неплохой музыкант. Да-да, Псих, по сравнению с тобой – очень даже неплохой музыкант! Но я не понимаю, кому и зачем нужен этот «лубок» на перфокартах? Кому и зачем нужно это… даже не знаю, как всё это дело правильней назвать: «психическое народное творчество» или «психологический шансон»? – спросил Журналист.

– А затем, – невозмутимо ответил Психолог, – что каждый человек, если его вовремя этому научить, начнёт самостоятельно определять какой из его «психиков» стал вдруг петь чересчур громко, перекрикивая остальных, или же стал слишком фальшивить. А когда человек научится это определять, то он сможет управлять своим «психиком», который разошёлся не в меру или начал откровенно фальшивить. Пока ещё не слишком поздно. И тогда, в конечном итоге, человеку не нужно будет бежать ни к врачу-психиатру за успокоительным, ни в церковь, чтобы там замаливать свои грехи. Я уж молчу про правоохранительные органы. До этого дело просто не дойдёт. Человек сумеет сам найти источник своих проблем и вовремя принять меры.

– Ну, и каким, интересно, образом? Замурует своего «демона»? Или заткнёт ему рот?

– Грубо, но точно. Нет, это уж слишком радикально. Достаточно будет вовремя сказать своему слишком эмоциональному «психику»: «цыц!» – и тот успокоится. Или, наоборот, нужно будет вовремя разбудить задремавшего, – и тот подхватит песню.

– Псих, а ты не боишься, что твои «психики» возьмут и взбунтуются? Ну, по закону сапожника, оставшегося без сапог. Вот возьмут все твои «психики» и разберутся в разные стороны, как бременские музыканты. Останется Трубадур совсем один, без ансамбля. Что тогда делать будешь? – Журналисту очень понравилась собственная шутка и он рассмеялся.

– Не волнуйся, коллега, я этого не допущу

– А где ты, уважаемый доцент, слушателей на своих концертах наберёшь, если все смогут сами играть и петь? Ты не находишь, что лишаешь себя хлеба?

– В конце концов, важен результат. Понимаешь, коллега, фишка в том...

– Я так и думал, что тут есть какой-то подвох.

– Нет никакого подвоха. Дело в том, что когда в жизни человеке начинает устойчиво доминировать человеческий тип строя психики, то вернуться обратно к прежней жизни, он уже не сможет. Просто потому, что не захочет.

– Система «ниппель»? – засмеялся Студент.

– Чему ты радуешься, Пол? Ты что, не понимаешь, что задумал этот умник? – удивлённо спросил Журналист.

Психолог усмехнулся, но промолчал.

– Я не вижу в этом ничего «такого», – признался Студент. – Разве плохо, когда человек сам избавляется от плохих привычек? А не поступать, как последняя… или уметь укрощать свои животные инстинкты? Разве это плохо? А то некоторые всю дорогу учат как правильно жить, а сами… Короче, я считаю, что Захар задумал полезное дело. Люди должны понимать, как всё у них устроено внутри, чтобы самим, если что-то вдруг сломается, починить. Я понятно выражаюсь?

– Спасибо, Полуэкт, – с благодарностью кивнул Психолог. – Ты всё верно понял. А без хлеба, вероятней всего, могут остаться наши горе-идеологи. Вот кому не позавидуешь. Ну, ничего, зато у них появится свободное время, для того чтобы они сами могли поучиться как управлять не взрослыми, самодостаточными людьми, а собсвенными «психиками», – усмехнулся Психолог.

В прихожей зазвонил телефон.

– Захар, тебя Марина, – крикнул Студент.

Психолог озабоченно взглянул на часы.

– Совсем заболтался! Прошу прощения. – Он торопливо пошел к телефону.

– Старший диспетчер, – подмигнул Программисту Журналист.

Вернувшись через пару минут, Психолог стал прощаться с приятелями.

– Что из ЦУПа звонили? – ехидно поинтересовался Журналист.

– Не понял, ты о чём, коллега? – спросил Психолог.

– ЦУП – это значит Центр Управления Психами, – Журналист захохотал.

– А-а-а, вот ты о чём. Ну, можно и так сказать, – согласился Психолог. – Заболтался я тут с вами совсем. Из центра мне напомнили, что у меня ещё целый список невыполненных добрых дел.

– А кто тут нам биороботов с локаторами малевал, а? – ехидно спросил Журналист. – Слушай, Ковалёв, у меня идея: ты учишь Марину программировать на перфокартах, а она вместо «списка добрых дел» будет вставлять их своему мужу в определённое место.

Студент, не сдержавшись, рассмеялся.

– Ну, Ник, ты даёшь!

– М-да, оказывается чувство юмора хорошо развито далеко не у всех советских журналистов, – грустно вздохнул Психолог, надевая плащ.

– Ты хочешь померяться со мной чувством юмора? И не начинай, Псих. Ты – зануда, и не тебе меня учить.

– Пускай так, – сказал Психолог, пожимая руку приятелю. – Тем более, что я не собираюсь тебя учить. Тут впору самому за парту садиться. Ну, пока коллеги.

Уже на самом пороге, неожиданно оглянувшись, Психолог сказал:

– А знаете... У меня есть одна заветная мечта. Я хочу, чтобы мои будущие внуки или внучки… Ну, ведь придёт же время, когда мои девчонки родят мне внуков? Так вот, я хочу, чтобы они, прибежав вприпрыжку домой, бросились мне наперебой щебетать: «Дедушка, дедушка, а нас сегодня в школе учили, как стать человеками! И рисовали твоих «психиков» на доске!»


Знакомство с книгой

Для ознакомления с книгой, я решил, не дожидаясь её издания, выложить рукопись в открытый доступ. Читайте, обсуждайте, делитесь со своими единомышленниками и оставляйте комментарии. Чтобы не утомлять потенциального читателя большим объёмом текста, публиковать книгу буду по главам.

В конце каждой главы я буду вставлять оглавление книги, добавляя туда очередную ссылку, по которой можно быстро перейти на опубликованные ранее части текста.

Анонс и аннотацию публикуемой книги можно найти по ссылке:

https://cont.ws/@lensky/151097...

Оглавление

Пролог. 17 мая 1991 года. Загородная резиденция Президента СССР

ЧАСТЬ I. Газета из будущего

Глава 1. Зазеркалье. 6 августа 1982 года
Глава 2. Программисты будущего

Глава 3. Закон Времени

Глава 4. Кое-что об улитках и лягушка

Глава 5. «Психики»
Глава 6. Информационный накопитель
Глава 7. Камень, ножницы, бумага

ЧАСТЬ II. Михалыч

Глава 8. Знакомство с магом
Глава 9. Рыбный день
Глава 10. ГИТИК
Глава 11. Жизненные обстоятельства
Глава 12. МИМ – «три в одном»
Глава 13. Лабораторка
Глава 14. Глобального уровня паразиты
Глава 15. Топографический кретинизм

ЧАСТЬ III. «По волне моей памяти»

Глава 16. Утечка информации
Глава 17. Синдром
Глава 18. Телесёрфинг
Глава 19. Гироскоп Геворкяна
Глава 20. Ох, уж эти сказочники...
Глава 21. Грехи Господни
Глава 22. «Точприбор»
Глава 23. Крушение Зазеркалья
Глава 24. Первая капля «Мёртвой воды»

Эпилог. 17 мая 1991 года. Загородная резиденция Президента СССР

Дополнительная информация

В том или ином виде, книга будет издана. Правда, не могу пока с полной уверенностью сказать, когда именно это произойдёт.

Для тех, кто заинтересуется и захочет принять участие в совместном проекте по изданию книги, даю ссылку на страницу проекта.

https://planeta.ru/campaigns/9...

Всё в наших руках – пора воплощать мечты в реальность!

Примечание. Чтобы избежать лишних вопросов, куда пойдут собранные средства, смотрите там раздел FAQ.

Оружие для диктатуры

Не только перепуганные мирными обещаниями Трампа украинцы, но и часть российских экспертов никак не может понять зачем Трампу договариваться с Байденом о разрешении Украине наносить уда...