Иосиф Виссарионович создавал в себе Сталина сам, всю жизнь («Но кто-то правил и моей судьбою…», Л. Ивашов – В. Чикин). Конечно, личность формируется под влиянием внешней среды, условий и характера деятельности, окружающих его товарищей, коллег, политики и идеологии государства, информационно-психологического пространства. И личность при ее формировании может отклоняться от своей сущности или даже полностью изменять ей.
Давайте заглянем в юношескую биографию Иосифа Джугашвили и мысленно примерим к другим. Иосиф Виссарионович вышел из низших слоев общества, прочувствовал на себе нищету, несправедливость, жестокое обращение, и высшей мечтой его мамы Като – Екатерины, было выучить сына на священника, чтобы жить в скромном достатке. Мы не знаем, мечтал ли сам Иосиф об этом. Не поступив с первого раза в Горийское духовное училище из-за незнания русского языка, он проявляет высокую волю и целеустремленность. Изучает русский язык с помощью детей местного священника и поступает в училище, а затем его как лучшего выпускника, рекомендуют в Тифлисскую духовную семинарию.
Что мы наблюдаем повсеместно, и не только в современной России. Наиболее яркие, я бы сказал, мощные, личности – это те, кто проносит через всю жизнь черты своей сущности, если она базируется на совести, святости, сострадании и справедливости. То есть сущность трансформируется в личность, и человек является цельным образом. Не раздваивается. Сталин был таким.
Праздные скептики козыряют: как мог грузинский мальчонка из небольшого селения подняться до деятеля мирового уровня? С намеком: да мог ли? Троцкий, как только не обзывал генсека – выскочкой, недоучкой, выдающейся посредственностью… О Хрущеве и говорить не хочется. Да и в нынешнее время мы много слышим гадостей о Сталине от либералов всех мастей. Как я понимаю, от людей, изменивших своей сущности.
Валентин Васильевич, давайте закроем глаза на троцких, каменевых, зиновьевых, бухариных, на выжигу Хрущева и прочих – они недостойны сравнения… Они нахватались верхушек различных знаний и обернули их попросту болтовней. В их сущности проглядывается нечто вертлявое, и даже жульническое. Троцкий из оппонентов Сталина был самым активным: он был заражен идеей политического сионизма как средства мировой власти над гоями, т.е. над всеми другими народами.
Иосиф Джугашвили, тем не менее, один из лучших семинаристов, солист-тенор церковного хора семинарии. Он настойчиво постигает семинарскую программу, вникая в сущность изучаемых предметов. Это одна из черт сущности таланта будущего вождя – целеустремленность и воля. Вот только некоторые предметы обучения в семинарии и отношение к ним Джугашвили: Священное Писание, библейская история, русская словесность, гражданская история, математика, география, логика и другие… Больше всего Иосиф Джугашвили любил русскую словесность, гражданскую историю, логику. По словесности писал курсовые и экзаменационные работы по творчеству Крылова (получил 7 баллов при пятибалльной системе), Аксакова, Грибоедова («Горе от ума»), Лермонтова, Пушкина, Фонвизина, Гоголя. Почти все оценки были отличные. По гражданской истории темы: «Исторические племена» … «Падение Западной Римской империи», и далее работы по истории Троянской войны, Египта, Древней Греции. Отличные оценки были по логике, да и темы интересные (перечисляю обобщенно): законы мышления, законы тождества, достоверности, методы систематические и дидактические, если говорить об обучении. Занимался самостоятельно, и не только в семинарии, и практически всю жизнь. К концу жизни его личная библиотека насчитывала около 30 тысяч изданий.
Л. Ивашов обнаружил в архивах донесения надзорных органов о том, что, находясь в ссылках, Джугашвили активно изучает немецкий и французский языки. К тому же в семинарии языки преподавались неплохо. Начиная со второго курса отмечаются его увлечение поэзией, творчеством, а с третьего курса он начинает печататься в серьезных грузинских газетах – «Иберия», «Квалли». И это не просто юношеская дань музе, это выражение духовных исканий, проявление целеустремленности характера. Мне очень импонирует мессианская философия в стихах, опубликованных в газете «Иберия» в 1895 году 16-летним Иосифом. Не удержусь, процитирую:
…Ходил он от дома к дому,
В двери чужие стучал.
Под старый дубовый бандуры
Нехитрый мотив звучал.
В напеве его и в песне,
Как солнечный луч чиста,
Звучала великая правда,
Божественная мечта.
Сердца, превращенные в камень,
Будил одинокий напев.
Дремавший в потемках пламень,
Взметался выше дерев.
Но люди, забывшие Бога,
Хранящие в сердце тьму.
Вместо вина отраву
Налили в чашу ему.
Сказали ему: «Будь проклят.
Чашу испей до дна.
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна».
Чем не аллегория провозвестника из раннего христианства, преодолевающего людскую глухоту?..
В.Ч. Да, для 16-летнего юноши это глубоко. Философский взгляд на жизненную реальность, а какое сочетание фраз – «как солнечный луч чиста, звучала великая правда, божественная мечта» … И как это близко к дням нынешним!
Л.И. В этом и есть Сталин, его сущность. Иосиф Виссарионович – глубокий интеллектуал, его оппоненты – интеллигентские склочники.
В.Ч. Чем привлек Сталин Владимира Ильича? «Черные копатели» большевистской истории спят и видят, как им выкопать пропасть между вождями революции… А.Н. Яковлев обучал своих питомцев: Лениным ударим по Сталину.
Л.И. В 1913 году публикуется статья И.В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос», актуальность и глубина которой востребованы и сегодня. Автор дает определение нации, национальному характеру, национализму, выявляет признаки, определяющие нацию. При этом И.В. Сталин полемизирует с видными исследователями национального вопроса австрийцами – Шпрингером и Бауэром. Разбивает их попытки определить культурно-национальную автономию для разрозненного еврейского и других этносов. Развивает некоторые положения статьи К. Маркса «К еврейскому вопросу» (1848 г.). Цитирую: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. …Необходимо подчеркнуть, что ни один из указанных признаков, взятый в отдельности, недостаточен для определения нации. Достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией. …Только наличие всех признаков, взятых вместе, дает нам нацию. … Говоря о национальных движениях, И.В. Сталин подчеркивал: «Борьба началась и разгорелась, собственно, не между нациями в целом, а между господствующими классами командующих и оттесненных наций. …Вопрос о национальной автономии для русских евреев принимает несколько курьезный характер: предлагают автономию для нации, будущность которой отрицается, существование которой нужно еще доказать!»
Работа «Марксизм и национальный вопрос», вызвавшая общественный интерес, привлекла внимание В.И. Ленина, и он попросил издать статью в виде брошюры и распространять среди социал-демократов. А также заинтересовался другими статьями «чудесного грузина» – будущего Сталина. Владимир Ильич, видимо, не только увидел глубину таланта молодого грузинского революционера, но и разглядел в нем своего надежного союзника.
Отношение к русскому народу, русской культуре и языку у Иосифа Джугашвили всегда было высоко уважительное. Более того, будучи уже Сталиным, он жестко боролся против того, что отрицали Троцкий, Зиновьев и особенно Бухарин – историю, культуру, словесность Российской империи. Н. Бухарин высмеивал творчество Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, не забывал потоптаться вокруг «буржуазности» А.С. Пушкина. Доставалось от этого псевдобольшевика В.В. Маяковскому, «двигающему нас от коммунизма в анархическое болото» и, конечно, С.А. Есенину, «пробравшемуся в советский лагерь, дабы тянуть якобы вольные песни». В моде были иные имена (почти все нерусские). Поощряли раскручиваемого Троцким Демьяна Бедного (Ефима Придворова):
Спала Россия, деревянная дура,
Тысячу лет! Тысячу лет!
Старая наша «культура»!
Ничего-то в ней ценного нет.
Сталин, вспомним, по этому поводу пишет письмо Демьяну, кропотливо разъясняя его ошибки.
Так называемая элита в начале 20-х гг. развернула массированную атаку на все русское, даже сам термин «русский» стал вычищаться из русского языка. И только в 1934 году И.В. Сталину удалось эту вакханалию остановить и вернуть все к кириллице. Репрессиям подвергались выдающиеся писатели и деятели культуры. Погибли при странных обстоятельствах В. Маяковский, С. Есенин.
И еще одно замечание к термину «недоучка»: Иосиф Джугашвили закончил практически полный курс Тифлисской духовной семинарии, отчислен за неявку на экзамены. И ему даже дали справку, что может работать священником. Но он пошел работать не в церковь, а в Тифлисскую обсерваторию, подрабатывал репетитором по математике.
В.Ч. Не миновать тут темы «сталинских репрессий», навязанной Хрущевым российскому обществу.
Л.И. Давайте мы к этой страшилке подойдем реально исторически. Начать надо с ХVII съезда ВКП(б) (1934 год), вошедшего в историю страны как съезд победителей. На съезде были подведены итоги первой пятилетки. Было построено более 1500 промышленных предприятий, в том числе гиганты индустрии, чем была заложена прочная база обороны страны; создана вторая, после Криворожско-Донбасской, Уральско-Сибирская угольно-металлургическая база. Октябрь 1935 года – отмена карточной системы и восстановление свободной продажи продуктов питания. 25 декабря 1935 года – решение Пленума ЦК партии о завершении третьей чистки партии, начатой в 1933 году. 30 декабря 1935 года в «Известиях» опубликовано постановление ЦИК и СНК СССР «О приеме в вузы и технические училища», которым отменялись все ограничения (дискриминация) по социальному положению. 1 января 1936 года – отмена карточек на промтовары. 1 февраля 1936 года – ликвидация системы привилегированной торговли (Торгсин). 21 апреля 1936 года отменены все ограничения для службы казачества в Красной армии. 3 марта 1936 года объявлен новый конкурс на создание школьного учебника по истории. Дополним: улучшение отношений с Православной церковью – освобождались из мест заключения священники, за которыми не значилось тяжких преступлений. 7 февраля 1936 года по инициативе Сталина была закрыта Коммунистическая академия и образовалась Академия наук СССР, а затем были ликвидированы «пролетарские» творческие союзы писателей, художников, композиторов, архитекторов и т.д. (польза от декларативных схем в манифестах минимальная, а удар по русской литературе весомый, чувствительный) и созданы внеклассовые творческие союзы. Тогда же, в 1936 году, было восстановлено празднование Нового года, опять же при поддержке Сталина, хотя противников было много, в том числе членов ЦК партии. Была развернута программа подготовки к всенародной памяти со дня столетия гибели А.С. Пушкина.
30 апреля 1936 года «Первоначальный проект Конституции СССР» был представлен членам Политбюро и членам Конституционной комиссии. Принципиальные отличия от Конституции 1924 года заключались в следующем:
– исключено упоминание о мировой революции, как главной цели страны;
– провозглашалось избрание депутатов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права.
И, пожалуй, самое важное – выборы должны быть альтернативными: на каждый мандат должно выдвигаться несколько кандидатов, и выдвигать их имели право общественные организации. При этом восстанавливались в правах граждане, ранее лишенные таковых или ограниченные в них по решению судебных органов.
5 марта 1936 года в «Правде» было напечатано интервью И.В. Сталина руководителю крупного американского газетного объединения Рою Уилсону Говарду. Процитируем И.В. Сталина: «Избирательные списки на выборах будет выставлять не только коммунистическая партия, но и всевозможные беспартийные общественные организации. …Всеобщие, равные, прямые и тайные выборы будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти».
Тем не менее в марте 1937 года Политбюро утвердило постановление «О прекращении производства дел о лишении избирательных прав граждан СССР по мотивам социального и имущественного положения и прошлой деятельности». То есть речь шла о ситуации с кулаками, белыми офицерами, дворянским сословием, священнослужителями и другими категориями граждан. Они получали избирательное (политическое) равноправие и могли не только голосовать, но и избираться.
К тому же И.В. Сталин неожиданно предложил Пленуму ЦК, сделав оговорку, что это временная мера, «использовать для беспристрастного контроля за выборами представителей общественных организаций, а не ВКП (б)».
В.Ч. Это действительно был момент исторического поворота к подлинному народовластию, решения пленума ЦК могли бы покончить с репрессиями, и страна готова была к первым в истории России демократическим народным выборам всех уровней.
Л.И. Но… Пленум ЦК ВКП(б) принимает постановление, в котором говорилось: «ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций партии и руководителям региональных НКВД взять на учет всех вернувшихся на Родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки, а остальные, менее активные, но все же враждебные элементы, были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД. … ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество людей, подлежащих высылке». Вот такой крутой и неожиданный и нелогичный разворот.
В.Ч. Да, принимаются решения, усиливающие репрессии, и без суда и следствия тысячи людей приговариваются жестким мерам наказания – к расстрелу и высылке в места не столь отдаленные. Причем списки «виновных» требуется представить уже через пять дней. Это же явный антисталинский сговор, призванный отменить все демократические решения и дискредитировать политику единения народа в условиях приближающейся войны.
Л.И. Партийные бароны показали свою силу и реальную власть партократии. Были задавлены ростки демократического обновления страны и установления правовых норм в обществе и государстве – и выступили одномоментно в трех ипостасях – следствия, обвинения и суда. А состоявшаяся вслед за Пленумом ЦК партии сессия ЦИК СССР (Центральный исполнительный комитет Советов) единогласно утвердила «Положение о выборах в Верховный Совет СССР». То есть избирательная система, предложенная группой Сталина, стала законом. Но партийные бароны с этим не согласились. Одним из наиболее ретивых оказался Н.С. Хрущев, руководивший московской парторганизацией. Выступая на партактиве 4 июля 1937 года в своей организации, он восклицал: «Каждый партийный и непартийный большевик должен помнить, что враги народа… – эти шпионы, диверсанты и убийцы, будут всячески использовать выборы для своих враждебных контрреволюционных целей… Разоблачение, выкорчевывание и разгром всех врагов народа является важнейшим условием успешного проведения выборов в советы» («Правда», 1937. 6 июля).
Хрущев поставил в качестве главной задачи подготовки к выборам массовые репрессии и указал, по каким пунктам обвинения расстреливать «врагов». И потоком в ходе пленума пошли списки приговоренных к расстрелу и высылке. Больше всех предлагал расстрелять Н.С. Хрущев – 8500 человек, выслать и репрессировать – 32 850 москвичей. Старались не отстать и другие партийные секретари, но мы отметим тех, кто поступал разумно и гуманно – их было явное меньшинство: Молдавская ССР – 11 на расстрел и 248 – на высылку; Карельская АССР – 12 и 74 соответственно; Удмуртская АССР – 63 и 423; Крымская АССР – 143 и 1383. Некоторые поступили мудро: вооруженных бандитов, воров и прочих преступников переквалифицировали в шпионов, врагов народа и включили в списки.
Состоялся и приказ наркома внутренних дел Ежова, где были такие строки: «Приказываю: с 5 августа 1937 года во всех республиках, краях и областях начать операцию по репрессированию…» Завершить операцию следовало к 5–15 декабря 1937 года. Расстреливались прежде всего не рядовые граждане, а те, кто мог составить конкуренцию партийным боссам и их клиентуре, в том числе и партийные руководители…
Сталин потерпел серьезное политическое поражение. Но не сломался. Очень скоро «Большой террор» стал пожирать собственных инициаторов и вдохновителей. В октябре 1937 года был снят со своей должности и арестован Варейкис. А вот прямая атака на самого сильного «регионала» – С. Косиора – захлебнулась. В августе 1937 года на Украину прибыла руководящая группа в составе В.М. Молотова, Н.С. Хрущева и Н.И. Ежова. Группу сопровождал контингент спецвойск НКВД. Прибыв на заседание пленума ЦК ВКП(б), посланцы из Москвы потребовали снять со своего поста Косиора. Однако сталинская группа явно переоценила свои силы. Пленум взбунтовался и отверг требования Москвы. Тогда И.В. Сталин избрал иную тактику.
Затем Пленум нанес удар по первому секретарю Куйбышевского обкома, кандидату в члены Политбюро П.П. Постышеву. Сталин дал свою оценку деятельности Постышева: «Это расстрел парторганизации». При этом Косиор, Эйхе и др. отмалчивались. Они не были склонны обвинять Постышева, однако то, что он делал, являлось перегибом даже с их точки зрения. Верхом абсурда стал поиск фашистской символики на школьных тетрадках, проводимый лично Постышевым. Он видел их даже в изображениях ромашек. Контуры свастик виделись ему даже внутри любительской колбасы. И за этим следовали аресты, сроки, высылки, расстрелы. В полном соответствии с решениями июньского Пленума ЦК 1937 года. Регионалы отдали Постышева на съедение. В январе его сместили со всех постов, исключили из партии. 22 февраля он был арестован. Падение Постышева создало необходимый прецедент. В апреле 1938 года был арестован Эйхе, в июне – Косиор. И далее был запущен террор против инициаторов антисталинских репрессий.
В.Ч. Вы делаете совершенно правильный вывод. Исторической наукой накоплено множество фактов, которые позволяют сделать вывод о том, что «Большой террор» был инициирован не только «органами», и, конечно, не Сталиным. Этим террором наша страна обязана региональной партийной бюрократии, упорно не желавшей проводить какие-либо преобразования и мечтавшей о консервации системы, сложившейся во времена Гражданской войны и НЭПа.
Л.И. Самыми сильными из региональных князьков были первый секретарь ЦК Компартии Украины С.В. Косиор; первый секретарь ЗападноСибирского крайкома партии Р.И. Эйхе; первый секретарь Центрально-Черноземного крайкома В.М. Варейкис и другие. Все они были нейтрализованы сталинской группой.
Л.И. Но завершить сегодняшний разговор предлагаю темой о вечном. Приведу несколько строк из траурного выступления патриарха Алексия I на похоронах вождя. Вдумаемся в каждое слово предстоятеля Русской православной церкви:
«Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная; сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные – его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума. …Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках. Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам…» Во время одной из зарубежных поездок на вопрос, почему патриарх отпевал безбожника, Алексий I ответил: «Я отпевал глубоко верующего человека». Сталин не верил прежней церкви и церковникам. А в Бога? Послушаем его последнее стихотворение, написанное в 1949 году (редакция Сталина).
Поговорим о вечности с тобою.
Конечно, я во многом виноват.
Но кто-то правил и моей судьбою,
Я ощущал тот вездесущий взгляд.
Он не давал ни сна мне, ни покоя,
Он жил во мне и правил свыше мной.
И я, как раб вселенского настроя,
Железной волей управлял страной.
Кто был мой тайный Высший Повелитель?
Чего хотел Он, управляя мной?
Я, словно раб, судья и исполнитель
Был всем над этой нищею страной.
И было все тогда непостижимо.
Откуда брались сила, воля, власть?
Моя душа как колесо машины,
Переминала миллионов страсть.
И лишь потом, весною в сорок пятом,
Он прошептал мне тихо на ушко:
Ты был моим послушником, солдатом,
И твой покой уже недалеко.
Нам не дано узнать кто создал мир и управляет им. Но мир-то существует! А может его нет? И чудеса творятся спонтанно.
Скажем спасибо Леониду Григорьевичу и Валентину Васильевичу за их интервью, Я повторил их мысли с единственной целью, что бы об этом знали больше людей, любящих свою родину.
Л.П. Рябов.
Оценили 16 человек
21 кармы