Россия, которую мы потеряли...

25 3858

Политические взгляды значительной части армейского и флотского духовенства Русской православной церкви в период февральской революции: его отношение к свержению монархии в России и установлению власти Временного правительства, к деятельности последнего, понятие о желаемых священнослужителями моделях власти и о связи церкви и государства в стране почерпнул для себя в книге М. А. Бабкина "Духовенство русской православной церкви и свержение монархии", занимательное чтиво, скажу я вам...

 


Коротко:

В марте—апреле 1917 года церковные съезды собирались по инициативе или самих рядовых священнослужителей, или местных архиереев. 5 мая определением Святейшего Синода РПЦ всему российскому духовенству было дано официальное разрешение на проведение на местах различных съездов с участием представителей духовно-учебных заведений и прихожан. Здесь обсуждались не только вопросы, касающиеся местных дел, но и проблемы, вызванные происшедшими переменами в российской политической жизни. По каждому вопросу съезды принимали решения в виде отдельных резолюций, отражая свои позиции в текстах приветственных телеграмм, направлявшихся, например, Временному правительству или Государственной думе.

Тексты телеграмм, опубликованных на страницах церковной и светской периодики весной и летом 1917 года, как правило, не подписаны их непосредственными отправителями. В печатных источниках указывается лишь информация о том, кому и от имени какого съезда (собрания) духовенства эти телеграммы были посланы.

Однако практически во всех подлинниках приветственных телеграмм, хранящихся в архивных фондах, мы найдем подписи их непосредственных отправителей - председателей съездов, секретарей церковных собраний и благочинных. В некоторых случаях число фамилий достигает десятка. Поэтому, чтобы не перечислять всех указанных под публикуемыми документами должностей, санов и фамилий священно- и церковно-служителей, указывается только наличие подписи епископа (имярек) и главных священников армии или флота.

Обратите внимание, что во всех телеграммах февральские события 1917 года прямо называются переворотом, оценка переворота исключительно положительная, спектр эмоций – от «полной удовлетворённости» до «умиления». Во всех посланиях выражено полное неприятие старого режима, впрямую отождествляемого с рабством, гнётом, времени «полного стеснений и насилий в делах веры» и т.п. Везде упование на всеобщую свободу, равенство и братство, на «светлые перспективы обновлённой жизни». Никакого монархизма; монархия в одной телеграмме названа цезаризмом.

Итак.

Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко

От духовенства Черноморского флота и гарнизона Севастополя

8 марта 1917 г.

Духовенство Черноморского флота и гарнизона Севастополя просит ваше высокопревосходительство и в вашем лице Государственную думу принять наш привет и поздравление с завершением великого государственного переворота. Молим Господа, да ведет Он дорогую Родину нашу от силы в силу по новому славному пути. Верим, что скоро на соборе церковь скажет свое мощное слово, согретое евангельской правдой.

Главный священник Черноморского флота

Георгий СПАССКИЙ

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. Д. 1292. Л. 39.

Подлинник.

Следует особо отметить материалы съезда духовенства и мирян Донской епархии, который состоялся в Новочеркасске в конце апреля 1917 года. В церковно-административном отношении территория вышеназванной епархии совпадала с землей Войска Донского, а деятельность РПЦ в казачьих землях находилась под строгим контролем войскового начальства, поэтому документы этого съезда характеризуют политические взгляды духовенства крупнейшего в России казачьего войска.

Телеграммы чрезвычайного съезда духовенства и мирян Донской епархии

26 апреля 1917 г .

Председателю Государственной думы Родзянко:

Донской чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян приветствует Вас, первого гражданина Русской земли, сумевшего в минуту опасности объединить вокруг своего имени всех борцов за свободу и благо Русской земли.

Донская христианская мысль. Новочеркасск, 1917. № 2. Отдел офиц. С. 30; РГИА.

Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 161, 163.

Подлинники. Два экземпляра.

* * *

27 апреля 1917 г.

Председателю Государственной думы Родзянко:

Чрезвычайный Донской епархиальный съезд представителей духовенства и мирян ныне, в день открытия первой Государственной думы, горячо приветствует членов этой думы, впервые объявивших широкое применение истинно-христианского акта амнистии борцам за благо народа, жестоко пострадавшим от гнета цезаризма, и желает им успеха в закреплении завоеванных начал свободы, равенства и братства. Выражая свое сочувствие борцам за свободу, съезд отчислил из своих средств десять тысяч рублей на обеспечение их семейств.

Донская христианская мысль. Новочеркасск, 1917. № 2. Отдел офиц. С. 31.

Резолюции чрезвычайного съезда духовенства и мирян Донской епархии

26 апреля 1917 г.

По поводу политических событий

Свободно избранные делегаты от духовенства и мирян Донской епархии, собравшись на чрезвычайный епархиальный съезд в г[ороде] Новочеркасске, в своем заседании 26 апреля постановили:

1) выразить свою полную удовлетворенность падением старого режима, тормозившего проявление и развитие лучших стремлений человеческого духа к всеобщей свободе, равенству и братству, и свою полную уверенность, что возврата к старому строю не будет, как строю гибельному для веры, церкви и государства, и что только обновленный строй государственной жизни может дать благо и счастье гражданам единой неделимой России;

2) восхищаясь доблестью и геройством воинов, стойко и бодро защищающих Россию, несмотря на печальные и тяжелые условия, в которые они поставлены преступной деятельностью старой власти, съезд выражает свою твердую уверенность, что война будет доведена до победоносного конца, который будет и концом милитаризма, концом угнетения народов, концом захватов и насилий;

3) с грустью взирая на прошедшие времена церковной

жизни, полные стеснений и насилий в делах веры, этого высшего духовного блага каждого человека, съезд с чувством радостного удовлетворения относится к провозглашенным началам свободы исповедания и выражает уверенность, что обновление православной церкви совершится на началах соборности, при деятельном участии клира и мирян, и пожелание скорейшего созыва [Поместного] собора для целей реорганизации церковной жизни.

Донская христианская мысль. Новочеркасск, 1917. № 2. Отдел офиц. С. 29–30;

Резолюции чрезвычайного Донского епархиального съезда духовенства и мирян 1917 г. 

Донские епарх. ведомости. Новочеркасск,

1917. Приложение к № 17. С. 25, 26.

* * *

По поводу взаимоотношений церкви и государства:

1) так как вера составляет высшую ценность человеческого духа, распоряжение которой принадлежит только исповедникам этой веры, съезд признает справедливым и необходимым предоставить свободу вероисповедания всем без различия гражданам государства;

2) православная церковь не претендует на юридическое господство над другими

исповеданиями, а признает в себе достаточную силу для развития и укрепления свойственных ей жизненных начал;

3) православная церковь в отношении к государству, положившему в основу жизни

принципы справедливости, свободы, равенства и братства, желает установить отношения не разделения, а содружества и сотрудничества в проведении этих принципов в жизнь, причем считает для себя возможным пользоваться материальными средствами государства для удовлетворения своих нужд, не претендуя на исключительность в этом отношении пред другими религиями.

Донская христианская мысль. Новочеркасск, 1917. № 2. Отдел офиц. С. 30.

Телеграмма обер-прокурору Святейшего Синода В.Н. Львову , 

председателю Государственной думы М.В. Родзянко, 

министру-председателю князю Г.Е. Львову, 

военному министру А.И. Гучкову собрания военного духовенства

тыловых воинских частей и учреждений Кавказской армии

28 апреля 1917 г.

Военное духовенство тыловых воинских частей и учреждений Кавказской армии, собравшись для обсуждения текущих событий в связи с совершившимся государственным переворотом, помолившись Богу, обращает первый свободный вздох своей раскрепощенной души к благороднейшему первоисточнику мощи, разорвавшей цепи рабства — Временному правительству, в лице его посылая свободной Родине свои самые восторженные, самые искренние, полные уверенности чувства умиления перед совершившимся фактом, видя во Временном правительстве единственную власть, которая до выяснения всенародной воли в Учредительном собрании одна лишь вправе и в силах вести страну по намеченному пути к осуществлению провозглашенных начал. Духовенство Кавказской армии верит и будет уверять своих пасомых, что эта власть тверда и воля ее непреклонна и что всякое частное воздействие, направленное к умалению этой власти, помимо воли народа, не будет допущено.

Председатель собрания главный священник Кавказского фронта протоиерей КРЕМЯНСКИЙ 

22 ГА РФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 98. Л. 42.

Подлинник; РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917.

Д. 1292. Л. 164, 165. Подлинник.

Из резолюций Всероссийского съезда военного и морского духовенства

1—11 июля 1917 г.

Отношение к государственному перевороту

Съезд ...[постановил] единодушно приветствовать совершившийся государственный переворот как исторический момент исключительной важности, открывший перед русским народом светлые перспективы обновленной политически и церковно-общественной жизни, построенных на евангельских началах свободы, любви, равенства и братства.

…Служители церкви, проповедующие вечные истины, должны стоять выше изменяющейся политики и каких-либо партий, но, будучи в то же время гражданами, призванными в данный момент осуществить свои гражданские права, священно-церковнослужители могут присоединяться к политическим партиям и поддерживать (например в Учредительном собрании) тех представителей, которые борются за проведение в жизнь христианских начал и идей народовластия.

Церковно-общественная мысль. 1917. № 1. С. 34—35

* * *

Первое после свержения монархии заседание Святейшего Синода под председательством митрополита Киевского Владимира состоялось 4 марта. От лица Временного правительства Владимир Львов объявил на нем о предоставлении Церкви свободы от опеки государства. Члены Синода (за исключением отсутствовавшего митрополита Питирима) выразили искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Церкви. В частности, архиепископ Новгородский Арсений говорил о появлении перед Российской Церковью больших перспектив, открывшихся после того, как "революция дала нам (Церкви) свободу от цезарепапизма".

Тогда же из зала заседаний Синода по инициативе обер-прокурора было вынесено царское кресло, которое в глазах иерархов являлось «символом цезарепапизма в Церкви Русской».

Знаменательно, что вынести его обер-прокурору помог член Синода митрополит Владимир. Кресло было решено передать в музей. На следующий день Синод распорядился, чтобы во всех церквах Петроградской епархии многолетие царствующему дому «отныне не провозглашалось»... Во всех храмах империи совершались молебны с возглашением многолетия «Богохранимой державе Российской и благоверному Временному правительству ея».

9 марта Синод обратился с посланием «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий». Послание начиналось так: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ея новом пути». Тем самым фактически Синод признал государственный переворот правомочным и официально провозгласил начало новой государственной жизни России, а революционные события объявил как свершившуюся «волю Божию».

Из всего вышеизложенного, духовенство Русской Православной Церкви в целом сыграло важную роль в революционном процессе, направленном на свержение монархии в России. Высшему же органу церковной власти – Святейшему правительствующему Синоду принадлежит особая, одна из ведущих и определяющих ролей в установлении в России народовластия, в свержении института царской власти...

Абзац!

http://www.e-reading.club/book...


Нет денег и нет технологий - это про США

В воскресенье на эфир, во вторник на эфир, в среду на два эфира, в четверг на эфир. А работать я когда буду? Вот ночью и будешь, не ной. Вот ночью и работаю… Итак, два последних эфира б...

Страна вернула патронный завод
  • pretty
  • Сегодня 07:21
  • В топе

АМАРАНТ"Всё для победы!" По иску прокуратуры легендарный Климовский патронный завод забрали у ловчил-прихватизаторов. Страна вернула патронный заводКлимовский специализированный патронны...

Обсудить
  • "Россия, которую мы потеряли" ==== Мы ничего не теряли. Россия, после Петра, нашей не была, и нашей не стала. К сожалению.
    • Koncm
    • 5 марта 2017 г. 23:49
    +++ Ужас. Только вот не было русской православной церкви до революции. И сам термин православный вызывает сомнения. Зато ярко звучит ПАСОМЫХ( те верующихю рабов с нательными крестами)
  • Книжка хороша, слов нет. Бабкин расстреливает РПЦ крупнокалиберными болванками с позиций убеждённого монархиста и антикоммуниста. Даже и не знаю, насколько это распространённая позиция для противника церкви. А утверждение автора о том, что церковь была одной из самых эффективных антимонархических сил весной 1917-го "проливает новый свет" на многое. Мне Бабкина порекомендовал уважаемый oserit https://cont.ws/@ozerit А сам я последнее время пробую писать о новомучениках. Может быть, Вам будет интересно: //cont.ws/@mzarezin1307/540132
  • Россия которую мы потеряли. Вы в какой стране живёте? Если не в России,то где? Была создана новая Россия во всех отношениях лучше прежней!!!!
  • Еще один адепт секты возвращения к феодализму???? Еще раз спрошу в астрал: откуда царей будете выписывать? Рюрики закончились, Оранские заняты, впрочем, как и Виндзоры. Романовы породу подпортили, да и не любят у нас возвращенцев. На свидомой пошукайте или в польше. Там, что ни пан, так князь или потомок королей. ДБ!(C)