Перечитывая и ожидая...

52 384

Тот, кто продолжает писать собственные произведения, уже признав что не сможет завязать с этим делом, поймёт, о чём я собираюсь сказать. Вполне вероятно, что будучи начинающим, амбициозным и, по собственному мнению имеющим дар, он тоже когда-то не дождался, чтобы авторское имя его громко прозвучало, как наивно мечтается почти всем, кто ступил на творческий путь. К тому же оказалось, что редакции журналов и книжные издательства не распахивают свои двери перед начинающими авторами, как думалось до этого, а наоборот: принимающие материал редактора не улыбчивы, строги и сразу дают понять, что шансов нет, поскольку “неформат”. Но, не веря в то, что “стать творцом - не судьба ”, упрямо продолжая писать, а после того, как исписаны пачки бумаги, поскитавшись, обивая пороги столичных издательских домов, и рассылая свой интеллектуальный продукт на электронные адреса редакций других городов, на сайте которых мелькало сообщение о приёме произведений от новых авторов, возможно, начинающий автор через пару-тройку лет добился того, что пару его творений всё же увидели свет.

Благосклонно принятые читателями (численностью сообщества в несколько тысяч человек), эти произведения послужили поводом к тому, что молодой автор получил официальный статус в виде членства в одном из писательских союзов первых десяток в большом электронном рейтинге союзов того времени, после чего, наконец, приобрёл уверенность в том, что пребывание его в кругу литераторов не случайно, и в разговорах с гордостью стал упоминать наличие у него читательской аудитории. Последнее обстоятельство грело и длительное время являлось главным стимулом творить дальше, но, честно говоря, полноценно ощущать себя творческим деятелем, всё же не получалось, по причине того, что на тот момент (и до недавнего времени) литература, как культурное направление находилась в сильной зависимости от издательского рынка, и надо было, чтобы тобой заинтересовались, пригласили, раскрутили и продали подороже, чтобы вернуть вложенные деньги, а далее кабальный договор, чтобы подзаработать. Кого могли заинтересовать произведения о “добром и вечном”, если они не в цене? Никого, кроме тех, кто всегда искал подобную литературу, поэтому у автора “непродаваемых произведений” имелся стимул писать для узкой аудитории думающих читателей - людей верных и преданных, большинство из которых проживало с ним в одном регионе.

Тем не менее, творческих людей, преодолевших и эти пороги пути, периодически настигает разочарование в собственных творческих потугах, и тогда человек пытается побороть возникшее у него желание писать что-нибудь новое. По собственному опыту я знаю, что начинает происходить: имея профессию, можно с головой окунуться в работу, ведь за её исполнение тебе платят приличную зарплату и в отсутствии гонораров, она единственная “кормит” тебя, заняться решением бытовых и семейных дел, до которых раньше не доходили руки... А выглядит эта картина избавления от порывов вдохновения, словно море перед штормом, когда налетевший порывистый ветр колышет поверхность воды, поднимает и раскачивает волны, гоня их к берегу на погибель. И, к сожалению, все эти попытки безуспешны...

Хотя, как сказать! Спустя много лет, не бросив и продолжая писать, можно прийти к выводу, что все эти тернии, через которые продирался и, не сворачивая, шёл вперёд, все эти твои творческие запалы и застои предопределены Свыше, и происходят ко благу твоему, ведь на этом пути ты неукоснительно меняешься сам - чувствуешь внутри, что лишился прежних амбиций, а тщеславие мнимого творца повержено до такой степени, что начинаешь воздерживаться от громких заявок на неординарность своего авторства: не пишешь больших произведений, в которых больше возможностей привлечь и поразить читателя яркостью своего таланта, демонстрируя ему личностный характер своего творчества, к тому же в больших форматах достаточно простора для того, чтобы показать мастерство, которым овладел, с индивидуальностью языка и стиля.

Как-то незаметно и само собой перестало нравиться выступать - читать собственные произведения перед публикой, несмотря на то, что раньше было лестно, когда престарелые члены бывшего Союза Писателей и более молодые - нынешнего СП приглашали к себе (обычно в какую-нибудь библиотеку) на творческие вечера. Впрочем и до этого, когда после выступления и рукоплесканий, все эти милые люди с искренним удивлением заявляли, мол открыли для себя нового интересного автора, случалось с улыбкой думать о том, “поздновато вы меня открыли...”, и ощущать себя на задворках русской литературы действительным членом сборной из недооценённых гениев (действительно великолепных поэтов и прозаиков прошлого времени, оставшихся в тени своих коллег, слово которых не услышано было тогдашним социумом!) и окружавших их графоманов, поскольку  быть писателями и поэтами стало сейчас модно.

Это очень грустно, поэтому в последующем, не колеблясь, отвечаешь отказом приехать, даже если тебя приглашают в новый литературный салон, организованный кем-то из давних коллег - товарищей, с которыми вместе, когда начинали писать. А как объяснить, что тебе совершенно расхотелось, чтобы “авторское имя громко зазвучало и было оглашено народу”? Тем более не поймут, если расскажешь о том: что ты уже давно ощущает себя так, будто находишься внутри подводной лодки и не хочешь, чтобы она всплыла на поверхность; что тебя вполне устраивает то, что ты считаешь творческой работой для себя - пишешь миниатюры, стихи, общаешься виртуально с приятными людьми и, имея привычку, делишься собственным мнением. 

Короче, автору со стажем, лишённому всяческих иллюзий по поводу того, что его произведения станут нетленными и заинтересуют потомков, всегда найдётся чем заняться, а если сочинять не будет настроения, можно будет почитать... Однако найти что-нибудь стоящее и современное - отныне не просто в условиях, когда неизвестно что ждёт отечественную литературу и культуру в целом дальше.

Решать этот вопрос давно пора и, судя по публикациям в СМИ, уборка с выметанием мусора с прилавков и полок книжных магазинов уже началась. Это приятно слышать, но при этом, мне почему-то вспоминается сказка Андерсена “Новое платье короля”, когда короля все, наконец, увидели голым, и думается о том, что не только короля, но и всех фаворитов его свиты пытались обмануть хитрецы-лжецы. Так и представляется маленький мальчик, пробегающий в толпе, который указывает пальчиком на следующего и, призывая внимание, восклицает: “Этот тоже голый!” И бежит дальше, вглядываясь...

А за то время, что мы перечитываем старые книги с произведениями замечательных писателей и поэтов, творчество которых отнесено к русскому литературному наследию, глядишь, появится когорта литераторов нового поколения, чьи авторские голоса поднимут и вернут нашу литературу на прежний уровень. Открытым, искренним, талантливым, полным желания и сил нашим людям СЛОВО всегда поможет справиться... А о том какими должны быть слова, на мой взгляд, лучше всех высказался русский, советский прозаик, поэт и переводчик, фантаст, журналист, фронтовой корреспондент Вадим Шефнер (1915-2002)

Даже сквозь года строки эти звучат, как наказ всем творческим людям:

СЛОВА

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.


Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в душе их в чехле берегу.

Кто их часто твердит - я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленных прах,


Тех, кто в темных лесах и траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость, как буря, иль горе - как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!


19 января 2023

Светлана Ливоки 

 

Иллюстрации: Интернет в свободном доступе

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • :thumbsup: "Однако найти что-нибудь стоящее и современное - отныне не просто в условиях, когда неизвестно что ждёт отечественную литературу и культуру в целом дальше" Мелкота от самолюбования и неразвитости «Да, были люди в наше время…» М. Лермонтов Да, были здесь до нас поэты. Богатыри, не мы… Мы не читаем их, ведь это Могло б смутить умы. Свои творенья мы мусолим, Чтоб бросить в Интернет. Так огонек мелькнет на поле, И снова тусклый свет.
  • Спасибо автору за неравнодушие и мудрость! :hand: :person_with_pouting_face:
  • :thumbsup: :fist: :hand:
  • Сильно и правдиво!
  • :star2: :sparkles: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :sparkles: :star2: