Можно любить поэзию и, отлично зная произведения классиков, приводить отдельные цитаты или целиком декламировать стихи, эстетические критерии которых тебе по вкусу, но самому не написать ни строчки, а можно просто любить читать, не зная о том, как разрушает стих плохая рифма и метрический сбой, не имея представления о классическом подходе к стихосложению со времён стихов великих поэтов, и начать писать стихи, которые надиктовывает тебе вдохновение.
О том, как сама начала писать и насколько серьёзно относилась к накатам собственного вдохновения, - я уже высказалась. Есть у меня на Конте один опус, название которого “Можешь не писать - не пиши” говорит само за себя. В нём я писала о том, как меня буквально “отводило” от поэзии: о первой травме в шестом классе, когда сочинила, как мне казалось, замечательное, очень красивое и очень нежное стихотворение и отправила его в редакцию своего любимого издания пионерского журнала, и о том какой ответ мне поступил оттуда, после которого, вплоть до окончания школы, прекратила вообще рифмовать слова, приходившие в голову, поскольку ощущала себя бездарностью; и о второй травме, полученной уже в студенческие годы на одной из лекций по предмету под названием “ВТЭК” (врачебно-трудовая экспертиза), когда наш преподаватель, в миру являвшийся главным врачом-психиатром, говоря об особенностях человеческой психики, заочно и огульно диагностировал “шизофрению” у большинства пишущих стихи; и как после этой лекции я потом годами не решалась писать и гасила на корню в себе любые всполохи строк и рифм в мозгу, тем более, что в профессии, которую выбрала, мне напрямую приходилось сталкиваться с людьми, имевшими такой диагноз.
Это сейчас психиатрию восьмидесятых годов во всеуслышание называют “карательной”, а тогда люди об этом не знали, но интуитивно боялись прослыть не такими как все, чтобы за свою индивидуальность не поставили в медучреждение на учёт, и человек, ощущавший в себе творческие способности, не грезил выделяться из толпы, а прежде чем демонстрировать на людях свой талант, предпочитал, “наступив на горло собственной песне”, заиметь вполне земную специальность, чтобы реализовать себя в какой-нибудь из серьёзных профессий. У известных ныне творческих людей, впрочем и у тех, кто со временем не смог добиться и приобрести известности, но продолжающих ощущать в себе тягу к творчеству, содержание ящиков письменного стола одинаково - в них полно записей и набросков на отдельных листах, в тетрадках, блокнотах.
Так и я, уже лишённая всяческих амбиций и со временем признав победу вдохновения над собой, стала в свободное от работы время записывать то, что оно мне надиктовывало, потому что:
Мне проще выразить в стихах то, что тревожит душу,
Чем раскрывать всё впопыхах любителю послушать,
Потом бранить себя, корить за исповедь чужому, -
Нельзя свой крест переложить и снова быть здорову...
Но не познав сути стихов, угодных слуху Бога,
Было в строкАх, вместо оков, утяжеленье слога,
Пока не родился мотив к словам, что и изливала.
Так и родился позитив в стихе, что зачитала...
Светлана Ливоки (из ранних)
Однако мне нравится одна цитата, к которой я иногда прибегаю, чтобы выразить собственное отношение ко всему тому, что выходит из под моего пера. По свидетельству очевидцев - современников Екатерины Великой, царица однажды, удивившись высокой оценке своего писательства, произнесла: “Что касается моих сочинений, то я всегда смотрела на них, как на пустяк; я просто любила пробовать перо в различном роде; мне кажется, что всё, что я написала, довольно посредственно, поэтому я никогда не придавала этому никакого значения, кроме развлечения, которое мне это доставляло...”
Примерно так и у меня сложилось. Возможно, поэтому без особого энтузиазма и уверенности в том, что стихи мои достойны внимания широкого круга публики, я публиковала лишь немногие из них и писала больше прозу, однако читать поэтические произведения других авторов мне всегда доставляло удовольствие. На сегодняшний день, в переходный период, на ход которого оказывают большое влияние разные события, у современной прозы, на мой взгляд, ещё недавно лидировавшей по отношению к поэзии в читательском спросе, происходит передышка. Наверняка, серьёзным прозаикам сейчас не до романов и повестей, ведь сама жизнь в реальности взялась творить ближайшее будущее и, пока она ведёт повествование, невозможно предугадать каким будет финал, чтобы кто-то мог достоверно описать весь сюжет.
Поэтому, считая, что современная поэзия вышла на первый план, я с удовольствием читаю стихотворные произведения поэтов - современников, разыскивая в них мысли, тождественные моему нынешнему и переменчивому внутреннему состоянию. И хотя имена поэтов творений, просвещающих мой разум божественным светом, не раскручены до масштаба страны, душевно приятно мне отыскать какую-нибудь великолепную вещицу, в которой оригинально подаётся мысль, настолько, что диву даёшься мастерству - с какой лёгкостью и изяществом удаётся поэту изложить другим, то что думает. Особенно нравится, если выбраны “не избитые” темы и надеюсь, что мизерная подборка моя, в которой всего четыре стихотворения, предоставит вам возможность почувствовать то, что я испытываю...
***
Раздарю я рифмы
И прощу все клятвы,
Мой корабль о рифы
Разобьётся, вряд ли.
Мне совсем не нужно
Допинга и “кайфа”,
От любви и дружбы
Мне хватает драйва.
Всё на карту ставлю
Что бывает круче?
А печаль оставлю
Я на крайний случай.
Этот случай крайний,
Может, рядом бродит,
Но меня мой ангел
От беды уводит.
Стану я добрее,
Проще и везучей.
Я все так же верю
В свой счастливый случай.
Наталья Троицкая
Белый Яр
Художники жили - Моне и Мане
Художники жили - Моне и Мане,
И даже дружили - понятно вполне.
Профессия часто сближает людей,
У них было много похожих идей.
Они в девятнадцатый век родились,
И с ними родился импрессионизм,
В который Моне и Мане принесли
Живую струю впечатлений своих.
Но только для зрителей ясности нет:
На чей же мы смотрим, однако, сюжет?
Меж тем, скажет вам любой искусствовед,
Что скрылся в вопросе намёк на ответ.
Сюжет у Моне - это чаще пейзаж,
Сады и цветы, а, возможно, и пляж,
В картинах Мане многолюдно порой,
Пейзаж отступает на план на второй.
В картинах Моне строгих контуров нет.
Его занимает свет, тени и цвет.
Широкие кистью наносит мазки,
Пейзажи воздушны Моне и мягки.
В работах Мане мы увидим объём,
И несколько планов - особый приём,
Реальны фигуры и лица людей.
Полотна теперь различим мы друзей!
Елена Казанцева
Подмосковье
Свиридов. Метель
Как музыка звучит! Замри и слушай,
Не отведи от музыки очей.
Метёт метель. Смеётся юный Пушкин.
Тоскует и поёт виолончель -
О том, что будет и что было прежде,
О звёздном небе и былых друзьях,
О горечи несбывшейся надежды,
О милых неулыбчивых глазах.
Запела скрипка. Сердце защемило.
И стало страшно музыкой дышать.
О всех живущих и ушедших милых
Счастливой болью изошла душа.
Дела забылись. Умерли обиды.
Лил месяц свет на белые поля.
И в нём слились и Пушкин, и Свиридов,
Виолончель, летящий снег и я...
Людмила Соснина
Абакан
Поэт-охотник
Поэт- Саврасов русского пейзажа,
Он - Айвазовский всех морей!
Крамской людского эпатажа
И Врубель дьявольских страстей!
Поэт- Чайковский волн прибрежных,
Он -Бах прибоя и грозы,
Он - Моцарт трав, шумящих нежно,
Он - Брамс полёта стрекозы!
Поэт - Энштейн энергий звёздных,
Он - Циолковский взлёта ввысь,
Он - Ленин строк амбициозных,
Что в его сердце родились!
Поэт - охотник за словами,
Он ловит их в силки, как птиц!
И наделяет их правами:
Быть украшением страниц!
Поэт - певец! Поэт-художник,
Он -композитор, автор слов!
О трёх ногах его треножник:
Надежда, Вера и Любовь!
Валерий Новиков
Хакасия
P.S. И хотя, я пыталась слегка откреститься от стихосложения, по концовке этого опуса, в голове моей невольно возникла фраза, которая могла бы, наверное, стать строкой целого стихотворения:
“Когда молчат прозаики - возвышен голос поэта!”:)
12 мая 2024
Светлана Ливоки
Иллюстрации - Интернет в свободном доступе; Фото книг - автора
Оценили 16 человек
42 кармы