В любом старинном провинциальном городе найдется что посмотреть. И не обязательно участие экскурсоводов, которые покажут тебе достопримечательности и расскажут о них. Большинству из россиян перемещаться внутри страны даже привычнее, заранее ознакомившись с материалом, имеющимся в Интернете об истории, памятных местах и другим материалом, касающимся цели поездки, и по прибытии на место самостоятельно изучать с картой, или без неё то, что интересует. А если человек любознателен, наблюдателен, приветлив и открыт, так сказать с душой воспринимает окружающую действительность любого уголка своей необъятной Родины, то даже обычные прогулки по улицам станут для него информативными и появится ощущение духа старины, витающего над местом, куда он приехал, а после довольно скоро сложится общее представление о вековых традициях и об облике соотечественников, живущих в этой местности, об их настроениях, трудностях и радостях.
Но автору хочется предложить своему читателю пройтись вместе с ним по улочкам старого города, который прекрасно знаком самой, где ещё частные дома в преимуществе своём деревянные, а кирпичные малоэтажки в три - четыре этажа особняком стоят поодаль, будто испытывая уважение к старшему поколению застроек. И начнём мы с вами прогулку не с “Абрикосовой и Виноградной”, как поётся в песне Ю. Антонова, а с проспекта Мира и пройдём по улице Александра Невского и, пересекая ул. Гоголя, дальше пойдём по Пушкинской до улицы Декабристов, на которую свернём и, пройдя по ней до Площади Володарского, окажемся у перехода к памятнику великого русского полководца А.В. Суворова, после чего направимся через парк центра города Боровичей к главной достопримечательности его и символу.
Помните замечательный советский фильма 1961 года с Юрием Никулиным и Инной Гулая в главных ролях “Когда деревья были большие”? Приезжая сюда, я каждый раз невольно вспоминаю название этого фильма глядя на исторический мост, и думаю о том, что спустя десятилетие после выхода этого фильма на экраны в начале семидесятых не только деревья казались мне большими, но и это сооружение.
Трудно представить теперь то, что застала и видела собственными глазами в начале 70-х годов прошлого века, ведь в то время и долгое время потом мост был очень оживлённым от автомобильного движения, а у реки Мсты были высокие берега внутри которых с шумом и плеском нёсся могучий поток воды. Рыбалка у мужчин здесь была главной страстью, а женщины спускались на сооружённые деревянные помосты с корзинами белья полоскать... Даже не вериться в это, глядя на это сейчас и на музейное* фото большой труженицы реки.
Несопоставимо... Остаётся просто любоваться тем что открывается взгляду на городскую реку, стараясь не думать о том, что произошло с ней под влиянием времени и экологии. Не зря реку сравнивают с человеческой судьбой. И река продолжает свой бег в русле, сотворённом Всевышним и, хотя состарилась, поток ослабел, а обмелевшее дно поросло водорослями, однако продолжает нести свои воды вперёд и, возможно, тем самым приносит посильную пользу своему краю.
Основную нагрузку с исторического моста давно уже снял автомобильный мост, который возвели неподалёку. Приезжающих в город машин поток не ослабевает, но глядя на статую великого полководца, который стоит спиной к въезду в город, мне на миг показалось, что А.В. Суворов внимательно следит за теми, кто из города выезжает.))
Часть нагрузки, безусловно, снял и подвесной мост, который имеется тоже неподалёку. Местная ребятня с него ныряет в воду, по оба берега там сидят с удочками рыбаки, а идёшь по мосту, который покачивается от шагов тех, кто по нему проходит и почти с радостью замечаешь, что в этом месте река оживляется и набирает силу своего потока.
Но возвратимся в центр и, сойдя и с исторического моста пойдём по переулку Реппо до улицы Советской, особенно близкой и памятной мне улицы с тех пор, когда родители отправляли меня сюда на каникулы.
А ведь когда-то она казалась мне самой красивой в городе, зелёной с нарядными домами и широкой мостовой, поверхность булыжников которой поблескивала глянцевым светом на солнце и омывалась до блеска внезапным летним дождём, под которым мы с моими местными друзьями детства босые танцевали и, давясь от смеха мокли. Но таковой эта улица, к сожалению, остаётся только в моей памяти - ныне она вся заросла и утратила половину домов. Сами разрушились, или снесены дома - об этом мне не известно, поэтому лучше скорректировать немного маршрут и подняться по соседней улице Льва Толстого до главной улицы центра с названием Коммунарная, чтобы взглянуть на фасады и стены купеческих и мещанских домов, которые ещё хранят дух старины и, даже проходя мимо, можно это чувствовать.
Покидая центр, пройти по улицам с уцелевшими здесь старыми бревенчатыми домами, в большинстве своём, построенными уже в советский период времени, сохранившими в своём облике традиционные особенности оформления и стиля и посетить микрорайон из современных пятиэтажек.
Проблем у города, конечно, хватает, как и у большинства малых городов - отсутствие рабочих мест, из-за чего молодёжь уезжает сразу после школы в большие города мигранты, маленькие зарплаты и пенсии, сельское хозяйство в упадке, однако народ в большинстве своём живет здесь православный - с терпением и пониманием относится к тому, что происходит в стране.
На мой взгляд пора бы забыть о названии, данном городу будущим маршалом Язовым, свадьба которого состоялась здесь 9 мая 1945 года. На ней он (по преданию) назвал Боровичи “маленьким Парижем». Сейчас уже окончательно стало понятно, что звучит это даже оскорблением российского древнего, православного и русского города.
А в свете того, что происходит за границей, думается мне, что даже известному русскому композитору Анатолию Константиновичу Лядову (1855-1914), жизнь и творчество которого было тесно связано с Боровичами не приходило в голову сравнивать город, где было родовое имение его тёти, с Парижем, в котором ему, наверняка, доводилось бывать, судя по происхождению.
Небольшая усадьба Пестрецово (Благодатное) находилась в пяти километров от Боровичей. Именно там, по свидетельству сестры композитора он полюбил русскую песню в её живом, народном звучании. А в последние десятилетие жизни создал известные миниатюры сказочного содержания для оркестра, из которых мне наиболее нравится “Волшебное озеро (1909), прообразом которого послужило о. Дуденево в окрестностях Боровичей.
Это произведение удивительно точно отражает состояния трепета и восторга, которые ощущает человек, очарованный природой тех мест, а волшебная музыка способна оживить воспоминания о Боровичского крае - о небе над ним, покоряющим своей бескрайностью и разнообразием оттенков синевы в любую погоду. Видя как вольно плывут по нему белоснежные облака, дышится легко и полной грудью, ведь в воздух там иной - без загазованности и вредных примесей.
ФОТО АВТОРА, включая 4 из Музея города Боровичи и Боровического края.
30 июля 2024
Светлана Ливоки
Оценили 18 человек
39 кармы