Не снимая крестик с тех пор, как ношение его перестало вызывать колкие вопросы у тех, кто ко времени восстановления разрушенных храмов сам его не надел, хотя у части населения наоборот возникла мода на ношение массивных крестов, и часто поверх одежды, чтоб замечали, во мне вдруг возник большой интерес к религии и православию. Много времени прошло с тех пор, прежде чем дано мне узнать всё то, о чём имею представление сейчас. Откровенно говоря, знания мои не так, уж, велики - сводятся к основам, которые усвоила и, опробовав на практике, непосредственно в жизни, неоднократно утвердилась в том, что их мне необходимо придерживаться, поскольку считаю себя православным человеком.
Данный путь познания не прост - широк, долог и труден и, если не посвятить изучению богословия свою жизнь целиком, - вряд ли, хватит срока пребывания человека на земле, чтобы в полной мере ощущать Божественную истину, которая открылась. А у большинства наших с вами соотечественников - людей простых и по своей сути грешных начало пути к вере начинается почти одинаково: представителей поколения, рождённого при социализме-атеизме всегда увлекала символика. Бывая в ближайшей церкви, разъезжая по монастырям, мы прежде всего обращаем внимание на внешний вид строений, любуемся блеском золота крестов и куполов, восхищаемся внутренним убранством, древностью икон, церковной утварью и знакомимся с историей и архитектурой храмов, возведённых “на крови праведников и страдальцев за православие”, однако всё равно воспринимаем истинную веру несколько отстранённо и, покидая памятные места и возвращаясь домой, полные впечатлений, оставляем её там, где она находилась, в древних стенах памятников старины и объектов культурного наследия.
Поэтому может случиться, что человек в своём восприятии православия продолжает ограничивать себя традиционным: кое-какие ритуалы соблюдает - крестит детей, венчается, присутствует на отпевании почивших, возможно, воздержится от излишеств в Великий пост и, вполне вероятно, осеняет себя крестом каждый раз, произнося “Господи спаси, сохрани и помилуй”, в минуты страха и гнетущих сомнений, а ещё посещает Святую Церковь по большим праздникам, но при этом у него не возникает острого желания молиться и, тем более не появляется интерес к изучению трудов Святых Отцов, отчего посещение действующих храмов не станет родной обителью для его души...
Тот же, кто не останавливается, а, преодолев первую ступень, идёт дальше и периодически его начинает тянуть зайти поставить свечи и написать записки в Божий дом, непременно со временем ощутит рост своей духовности, которая будет направлять его вперёд и сподвигнет к открытию нового в целой области знаний о вере. И это стремление заглянуть в то, что открывается, отодвигая линию горизонта собственного видения мира и его проблем на значительное расстояние, со временем значительно увеличит площадь его обзора, а после общей молитвы, исповеди и причащения в храме Божьем, накапливая благодать и ощущая свою принадлежность к миру вечному и справедливому, просветлённый человек будет чувствовать себя спокойно в мирской жизни, будучи уверенным в том, что его защищает Сам Бог.
Точно не скажу вам, когда впервые ощутила как “проклёвывается” во мне интерес к изучению духовной литературы, однако помню что его вызвало. Это было большое желание узнать какие ещё религии существуют на свете и в чём их отличия от православия. Не могу похвастаться, что изучала источники, не отрываясь, долго и углублённо, однако представление заимела - достаточное, на мой взгляд, чтобы, поддержать разговор на данную тему, а иногда даже кратко, опираясь на теорию, высказать своё мнение по тому, или иному случаю.
Примерно лет семь тому назад наблюдала одну картину. В одной из серьёзных организаций производился внутренний ремонт офисных помещений, в частности зала заседаний, и однажды главный руководитель организации, только что вернувшийся из отпуска, после того, как подписал график заседаний, которые должны были начаться вскоре, решил взглянуть на каком этапе находится процесс подготовки этого зала. И целая делегация явилась в помещение, в котором, как везде тогда, трудились приезжие из Средней Азии работники. Я видела, как наш руководитель, делая обход помещения, сначала довольно улыбался, одобрительно высказывался о том, как ему понравился цвет, в который выкрасили стены, пол и новые панели потолка с вмонтированными в них софитами, но пройдя большую часть зала по окружности, вдруг замолчал и застыл на месте...
Из-за спин его замов мне не было видно, что явилось причиной остановки шефа, но когда подошла ближе, - поняла. В небольшой нише, примыкавшей к одному из углов, расстелив коврик, стоял на коленях парень и молился. Многие сотрудники видели этого паренька в составе бригады мигрантов до этого, помнится даже обсуждали кем этот рабочий лет семнадцати, от силы восемнадцати приходится бригадиру - сыном, или племянником... Но не о возрасте приезжих завела я речь, а о том, что поразило меня тогда в зале, о том, что никогда до этого я вживую не видела в каком состоянии отрешённости от внешнего мира находятся те, кто молится своему Богу, ведь этот юный мусульманин пребывал в таком молитвенном состоянии, что не видел, не слышал и, казалось, не замечал, что происходит вокруг и в двух шагах от него, что пришёл уважаемый начальник объекта со свитой, от настроения которого зависит оценка результата работы целой бригады...
Всё обошлось, если кто-то вдруг подумал, что вышел скандал, - нет, никто молитву парня не прервал, и свита во главе с шефом, немного поспешно окончив осмотр, направилась к выходу и покинула помещение. Кстати говоря, ремонт после этого закончился очень быстро и, буквально через день, мы с сотрудниками наблюдали из окна как члены бригады вывозят оставшиеся материалы, свои инструменты и приспособления. Парня того в их составе почему-то не было.
На то время я уже была подкована, зная кое что о религиозности исповедующих ислам. Для мусульман религиозное чувство является врождённым качеством, заложенным в природу в момент создания, а не приобретённым позже, поэтому каждому присуща вера в Бога и желание поклоняться Ему. Настоящей потребностью, которую нужно удовлетворить, чтобы постичь путь к достижению истины, как обрести счастье в земной и последующей жизни, становится для этих людей соблюдение Божественного Закона, переданного Всевышним Богом, именуемым Аллахом, людям через Его пророков. Для истинных мусульман религия - это институт формирования законов, обеспечивающих единство мира, согласие, порядок, справедливость и мораль в обществе. Только у отдалившихся от основ наблюдается распад личности и духовности, анархия и правовой беспредел. Таких толпами и направляют к нам враги России, пытаясь возбудить национальную рознь, недовольство населения и хаос...
В этой связи мне даже обидно, что наше отношение к православию, мягко говоря, выглядит порой совокупностью обрядов, далеким от идеала сильной веры. Служители Церкви здесь не при чём! Видно ведь, как они изо всех сил, особенно сейчас: неустанно молятся за народ и страну, даже на передовой продолжают совершать обряды крещения и отпевания, просвещают и разъясняют пастве в миру, как спасти свою душу, стараются привлечь к вопросам Церкви больше внимания и, чтобы увеличился круг православных, приобщают людей медийно.
Тем не менее у меня возникает один вопрос: “Когда же православных людей в нашей стране будет большинство, как встарь, и молиться каждый из правоверных будет так, что никто из иноверцев не посмеет прервать молитвенного обращения его к Богу, а усиленная множеством голосов совместная православная молитва станет надёжным щитом для отражения любых атак разномастных демонов?”
Пока процесс этот туго идёт, - полно у нас “маловерующих” и не мало воинствующих атеистов, с которыми чревато обсуждать темы вероисповедания, поскольку замаешься слушать ересь, которую несут, и частенько приходится от них “отбиваться”, чтобы перестали нести всякий бред и прекратить разговор. Не раз доводилось мне слышать всякие “весомые доводы отречения от Бога” и об их претензиях, предъявляемых к Всевышнему. Одни говорили, мол зачем забрал у меня дорогого мне человека, другие вопрошали: “Что сделал для меня, чтобы я поверил?” Заявляли, к примеру, и такое: “Помолился я однажды, и что, где результат? Не спас.., всё без толку этот ваш ..., которого сочинили вы и ваши попы”.
“Мартышкин труд”, короче, пытаться доказать что-то человеку, который отрицает само существование Бога, - не будет он слушать. В писании Святых Отцов, как оказалось, можно найти некоторые разъяснения этому, да и современные служители православной Церкви предостерегают от бесед с неверующими на религиозные темы, дабы верующий человек избежал бесовского воздействия, смущающего разум. Короче, перестала я участвовать в подобных разговорах и, вняв предупреждению, не пыталась больше никого переубеждать, предпочитая избегать споров и ссор, на которые провоцирует, стравливая людей, враг человечества, тем более со временем стала почитывать, или слушать Евангелие дня, в котором, как мне кажется теперь, содержится ответ на любой вопрос.
Я не раз убеждалось в том, что в повествовании этой части Библии о жизни и учении Христа иносказательно говорится обо всём, с чем бы не столкнулся человек в земной жизни. Два дня тому назад, например, слушала Евангелие дня, и всплывали в памяти моей лица тех, кто когда-то рьяно выражал своё отрицание, высказывая жуткое недовольство Богу за то, что “в Библии всех называют рабами”. Эти люди, чаще всего называли себя коммунистами и убеждёнными атеистами, что вызывало у меня удивление, поскольку нынешние коммунисты, судя публичным выступлениям их лидеров, уже далеко не атеисты и не выступают против Церкви и Бога. И, хотя многие из них, вряд ли, когда-нибудь станут вчитываться в Священный текст, мне вдруг захотелось, пояснить и тем и другим, что достаточно открыть Евангелие от Иоанна и прочесть отрывок из Главы 15, чтобы стало понятно кто является друзьями Богу, а кто остаётся рабами:
“Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего”
(Ин.15:12-23). https://azbyka.ru/biblia/?Jn.15...
Когда-то давно прочла в каком-то журнале, и запомнилось мне, что писалось там о Едином Боге, мол многие надеются пройти весь коридор, открыть все двери лабиринта и пройти в центральный зал, где будет храниться бесценное сокровище, и те, кто прошёл, станут считать таковым учение о Едином Боге, хотя понятно, что для иудеев и мусульман - христиане всегда являлись идолопоклонниками и политеистами.
(из Википедии: “Политеизм - система верований , религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь” ).
Скоро Успенский пост и, по моему, это прекрасная возможность выразить Богу свою верность. Хочется надеяться что кто-то ещё до поста возьмёт в руки Евангелие и откровенно поговорит с Всевышним. Можно ещё, благовествуя, мечтать о том, что когда-нибудь все, открывшие для себя православие, будут приходить в Храм и творить совместную молитву, возможно тогда наша религиозность, основанная на вероучении и твёрдом убеждении, будет вызывать большое уважение у всех без исключения, ведь говорится же в Евангелие о появлении нового избранного народа...
12 августа 2024
Светлана Ливоки
Иллюстрации: Интернет в свободном доступе
Оценили 15 человек
40 кармы