Изучать произведения искусства на предмет медицинских диагнозов и паталогий персонажей - не чья-то прихоть, а научное направление, называется иконодиагностика.
Дело это новое - первые рекомендации для ученых были сформулированы в прошлом году. Отдельных специалистов-иконодиагностов нет, проводит исследования команда из экспертов по биомедицине, истории медицины и истории искусства. Рассматривают изображенных людей, анализируют, интерпретируют. А потом самое интересное - пытаются понять, художник (или скульптор) “заболел” своего персонажа случайно или намеренно, и какое послание хотел передать.
В списке диагностированных уже есть Джоконда с картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи - у нее выявили гипотериоз, а у дамы с фаюмского портрета II века нашей эры разглядели зоб.
Одно из свежих исследований опубликовано в журнале The Breast. И касается фрески Микеланджело из росписи Сикстинской капеллы в Риме. Она огромная - 2,8 м на 5,7 м. Изображены люди, в панике убегающие от наступающей воды. Слева на переднем плане - обнаженная молодая женщина. Вот у нее ученые и разглядели рак груди. Если говорить современными терминами - карциному правой молочной железы на последней стадии. Сосок втянут и деформирован, вокруг виды эрозии и рубцы, около подмышечной впадины выпуклости, какие бывают при увеличенных лимфоузлах. Женщина, судя по голубой косынке, замужняя. И дети у нее были, судя по виду груди. Но рак развился не из-за грудного вскармливания - дело, скорее всего, в генетике. В Италии в то время впервые появились и начали распространяться мутации гена BRCA1, предрасполагающие к раннему развитию рака груди.
Идею, что Микеланджело не особо разбирался в патологиях женской груди, сразу отмели. В юности художник ассистировал при вскрытиях, так что всякого насмотрелся. Знания анатомии потом активно использовал в живописи и скульптуре. Известно также, что для росписи Сикстинской капеллы он не привлекал живых моделей и реальных людей не изображал.
Но если художник поступил так с дамой намеренно, то что хотел этим сказать? Библейский потоп, как известно, был послан, чтобы уничтожить грешное человечество. На фреске можно распознать аллегорические изображения разных смертных грехов: мужчина с бочкой - чревоугодие и уныние (лени), дерущиеся в лодке - гнев, женщина с домашней утварью - жадность. Дама с раком груди может быть символом греха похоти.
Оценили 13 человек
19 кармы