Темное наследие ирландских прачечных Магдалины

5 737

Прачечные Магдалины, известные также как приюты Магдалины, олицетворяют одну из самых мрачных и болезненных страниц недавней истории Ирландии. Созданные ещё в XVIII веке, эти учреждения изначально задумывались как убежища и места реабилитации для так называемых «падших женщин». Однако вскоре они превратились в центры принудительного труда, полной изоляции и наказаний для женщин, чья «вина» зачастую сводилась к несоответствию строгим общественным нормам.

Под управлением католических монашеских орденов через эти приюты прошло около 30 000 женщин с XVIII века до конца XX столетия.

Возникновение приютов Магдалины: мораль и стремление к исправлению

История приютов Магдалины началась в 1765 году с основания первого такого учреждения на Лоуэр-Лисон-стрит в Дублине. Автором этой инициативы стала леди Арабелла Денни, которая учредила Дублинский приют Магдалины для покаянных женщин, предназначенный исключительно для протестанток. Леди Денни разделяла распространённое в её время убеждение, что женщины, нарушившие моральные устои общества, нуждаются в «исправлении». Это касалось прежде представительниц «Древнейшей профессии» или демонстрировал иное «грешное» поведение. Изначально понятие «падшая женщина» ассоциировалось исключительно с проститутками, но к концу XIX века его значение значительно расширилось. Под этот термин попадали «соблазнённые» женщины, матери-одиночки и даже те, кто не вписывался в строгое общественное представление о женской добродетели.

С усилением контроля над моральным обликом женщин приюты Магдалины начали принимать не только тех, кто торговал своим телом, но и жертв изнасилований, инцеста или оставленных родственниками женщин. Даже простое несоответствие социальным ожиданиям могло стать поводом для изоляции. Как отмечает исследовательница Фрэнсис Финнеган в своей книге «Совершай покаяние или погибай: исследование приютов Магдалины в Ирландии», миссионеры, связанные с этими учреждениями, часто выходили на улицы, чтобы уговаривать женщин присоединиться к прачечным. Они раздавали религиозные трактаты, обещая искупление грехов и возможность отказаться от «порочной жизни».

 

Жизнь внутри прачечных Магдалины: бесплатный труд и глубокие душевные раны

То, что начиналось как попытка морального перевоспитания, стремительно превратилось в жестокую систему изоляции. Прачечные Магдалины функционировали как самодостаточные предприятия, опиравшиеся на бесплатный труд женщин, вынужденных работать без права на отказ. Учёный Джеймс Смит отмечал, что ирландские прачечные Магдалины приобрели «уникальный характер», действуя в значительной степени вне поля зрения общества при поддержке как церкви, так и государства. Журналистка Мэри Рафтери, исследовавшая эти заведения, описывала, как заключённые работали долгие часы в суровых условиях, главным образом в прачечных, которые обеспечивали финансовую стабильность этих учреждений: «Очевидно, что эти девушки использовались как доступная и бесплатная рабочая сила для прачечных».
Жизнь в таких приютах была наполнена молчанием, жёсткой дисциплиной и зачастую откровенной жестокостью. По словам Финнеган и Смита, прачечные становились «особенно жестокими», превращаясь в заведения, где наказания и секретность подменяли первоначальную миссию поддержки и перевоспитания. Женщины ежедневно подвергались словесным оскорблениям, бесконечному труду и полной изоляции без какого-либо юридического контроля. К 1920 году прачечные Магдалины окончательно отошли от своей изначальной цели и стали «органично вписываться в государственную систему изоляции», создавая то, что Финнеган называет «огромной взаимосвязанной структурой». Эта структура включала не только прачечные, но и исправительные школы, а также индустриальные учреждения, которые поддерживали друг друга, перемещая женщин и девочек из одного заведения в другое в бесконечном цикле.

Распространение и социальная поддержка прачечных Магдалины

Католические приюты Магдалины в Ирландии просуществовали намного дольше, чем аналогичные учреждения в других странах, и окончательно закрылись лишь в 1996 году. На протяжении более двух столетий прачечные были неотъемлемой частью ирландской социальной структуры, укоренённой в строгих моральных нормах и сексуальных табу. Государство, не афишируя этого, активно поддерживало деятельность прачечных, заключая с ними контракты для удовлетворения институциональных нужд и направляя туда женщин через систему уголовного правосудия и социальные службы.
К XX веку прачечные Магдалины получили поддержку ключевых ирландских учреждений, таких как армия, государственные департаменты, больницы и даже местный бизнес. Газета The Irish Times позже сообщила, что среди покровителей прачечных значились известные компании, включая Guinness, Clerys, театр Gaiety, Департамент обороны и несколько гольф-клубов.

1993 год: находка, потрясшая Ирландию

В 1993 году тёмное наследие прачечных Магдалины выплеснулось на всеобщее обозрение: на территории бывшей прачечной в Хай-Парке, Драмкондра, принадлежавшей Ордену Сестёр Милосердия Пресвятой Богородицы, были обнаружены останки 155 женщин. Землю, на которой находилась прачечная, Орден продал, чтобы покрыть финансовые убытки. Перед продажей сёстры получили разрешение на эксгумацию, кремацию и повторное захоронение останков в братской могиле на кладбище Гласневин. Однако скандал разразился, когда выяснилось, что официальное разрешение касалось лишь 133 тел, тогда как обнаружили ещё 22.

Общественное негодование усугубилось, когда стало известно, что свидетельства о смерти существовали только для 75 из первоначальных 133 тел. Это вызвало серьёзные вопросы, ведь отсутствие регистрации смерти на территории учреждения является уголовным преступлением. Этот случай стал катализатором для национальной дискуссии о бесчеловечном отношении к женщинам в прачечных Магдалины и о той завесе тайны, которая десятилетиями позволяла этим злоупотреблениям оставаться скрытыми.

Признание ошибок: извинения и компенсации

Открытия в Хай-Парке стали началом широкой общественной критики и призывов к справедливости для выживших. В 1997 году документальный фильм Sex in a Cold Climate (рус. «Секс в холодном климате») потряс зрителей: в нём бывшие заключённые прачечных делились воспоминаниями о сексуальном, психологическом и физическом насилии. Среди свидетельниц была и выжившая Мэри Норрис, чья история, как и рассказы других женщин, только усилили общественный гнев и требование наказать виновных.

В 2002 году фильм «Сёстры Магдалины» (англ. The Magdalene Sisters) показал миру жестокую реальность жизни в этих учреждениях, вызвав новую волну возмущения. Картина стала художественным отражением той несправедливости, которую женщины переживали под прикрытием «морального перевоспитания».
Долгие годы давления на правительство Ирландии в итоге привели к официальному признанию вины. В 2013 году премьер-министр Ирландии Энда Патрик Кенни выступил с официальным извинением, назвав прачечные Магдалины «позором нации». Он заявил: «Я, как Тишек, от имени государства, правительства и всех граждан глубоко сожалею и безоговорочно прошу прощения у всех этих женщин за причинённые им страдания и за то клеймо, которое они носили в результате пребывания в прачечных Магдалины».

Для поддержки пострадавших государство учредило компенсационную программу. К 2022 году в её рамках было выплачено более 32,8 миллиона евро 814 женщинам. Однако религиозные ордена, управлявшие прачечными, отказались финансово участвовать в программе возмещения. Некоторые из сестёр даже не выражали раскаяния. В 2013 году одна из монахинь заявила, что не видит причин для извинений: «За что извиняться? За предоставление услуги? Мы оказывали стране бесплатную услугу».

Прачечные Магдалины остались в истории не только как символ страданий, но и как напоминание о той завесе секретности, которая окутывала их существование. Историк Джеймс Смит отмечал: «У нас нет официальной истории магдалинских приютов в Ирландии XX века». Многие архивы до сих пор недоступны, а попытки создать полную картину жизни в этих стенах продолжаются. Для выживших и их семей прачечные символизируют не только личные травмы, но и более широкие религиозные и социальные механизмы, формировавшие ирландское общество на протяжении веков.

Последняя из этих прачечных закрылась в 1996 году.

https://masterok.livejournal.c...

«Кормите рыб, гады». Источники: Белоусов утопил колонну с румынскими наемниками – вся Одесса на ушах

Российские источники сообщили, что ночью 17 января по приказу главы Минобороны РФ Андрея Белоусова был нанесен необычный удар по Одесской области, в результате которого колонна с румынскими наемниками...

Мигранты начали уезжать, работать пошли школьники – в Екатеринбурге новый подход

Мигранты начали покидать России понемногу, потому что заработали новые законы и стали наводить порядок в этой области. Как ни странно, вопроса с тем, кто же заменит тех самых незаменимы...

НАТО начинает раздел Одессы: Что достанется русским

Валентин ФилипповДелить шаланды не пойманной кефали — любимое занятие наших западных соседей по Одесскому региону. Благо, как писал поэт, памятник которому сломали, из Одессы много ближ...

Обсудить
  • Дикари-с... :rage:
  • Весьма скромненько описано. Года два назад была большая статья на эту тему, которая куда страшнее.
  • Да че уж там. Людоедами они были, людоедами остались.
  • К сожалению, не очень хороший перевод - то и дело спотыкаешься на неестественных выражениях((( Так и не понял, в связи с вышесказанным, почему премьер Ирландии сравнил себя с неким Тишеком (кто это, кстати?)) :sunglasses:
  • Европейские корни фашизма и нацизма, всё меньше получается скрывать.