Виктор Михайлов Интересы государства превратились в криминал

0 731

В 1990-м году в статье «Не стать бы нам «обкомом культуры»…» известный ученый и выдающийся деятель культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Совершенно ясна связь между подъемом культурного уровня и оздоровлением нравственного климата в стране. Об этом мне неоднократно приходилось выступать и писать. Никакие законы в обществе не действуют, если нравственность в стране падает. <...> Культурой следует заниматься профессионально, а не по-чиновничьи».

Эти слова относились и к управленцам из Министерства культуры, которых Дмитрий Сергеевич нередко критиковал. Но наверняка он даже представить себе не мог, что со временем это ведомство превратится даже не в обком, а в источник дискредитации российской культурной политики не только в глазах собственных граждан, но и мировой общественности.

Бизнес на культуре

В отличие от предшественников нынешние руководители Министерства культуры не имеют к ней ни малейшего отношения. Мединский ранее возглавлял пиар-агентство, лоббировал пивной, и игорный бизнес, работал на престиж и имидж американской корпорации «Филип Моррис». Его замы также далеки от серьезных и актуальных проблем культуры страны. Григорий Пирумов пришел из бизнеса по торговле недвижимостью, Сергей Обрывалин руководил подразделением «Аэрофлота», Павел Пожигайло по образованию ракетчик и бывший сотрудник ГРУ, а первый заместитель министра Владимир Аристархов и вовсе занимался строительными проектами в одной из корпораций со штаб-квартирой в Лондоне .

Чтобы вписаться в непривычную для себя интеллектуальную среду, они обзавелись учеными степенями путем подлога документов и фальсификации истории, как в случае Мединского , или масштабного плагиата, как в случае С.Обрывалина . Но то, что для истинного академического ученого считается позором и концом его профессиональной карьеры, высокопоставленным функционерам легко сошло с рук.

Появление случайных людей в культурной сфере стало логическим началом ее коммерциализации. Многомиллиардные контракты по реставрации старинного зодчества вызвали жгучий интерес у компаний давних друзей Мединского, а также его жены и близких родственников В.Аристархова . Свою обязанность сохранять памятники старины менеджеры Минкульта превратили в средство для наживы. В результате – нескончаемая череда коррупционных уголовных дел в отношении первых лиц министерства.

То, что не успело разрушить время, дельцы от культуры отдали в руки псевдореставраторов. Иоанно-Предтеченский, Новодевичий, Соловецкий и московский Спасо-Андроников монастыри, Изборская крепость, башня Кронпринц в Калининграде, исторические здания усадеб и театров. Это далеко не весь перечень пострадавшего наследия, которым расплачивается страна за безответственность засевших во главе Минкульта невежественных и аморальных государственных чиновников.

Семейственность и протекционизм пустили при Мединском глубокие корни. Не успело начаться следствие о хищениях руководителями Минкультуры бюджетных средств, выделенных на реставрацию объектов культурного наследия, как Мединский поспешил письменно заверить суд в исключительной положительности своего зама и главного организатора преступной группы Г.Пирумова. Не стесняясь очевидных фактов, Мединский оставил нечистых на руку подчиненных в должности и через своего представителя просил суд не лишать их свободы.

Как просил, так и вышло – после полного признания своей вины организованная преступная группа в полном составе оказалась на свободе, а некоторые обвиняемые даже сохранили доходные места. Мединский и Аристархов сами неоднократно выкручивались из коррупционных скандалов. Иначе, как непотопляемым синдикатом команду Мединского не назовешь.

Не успела осесть вся эта реставрационная пыль, как Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о кражах государственных средств при восстановлении памятников всемирного наследия ЮНЕСКО Соловецкого монастыря и Изборской крепости.

Потребительство и торговля достоянием народа, ужасающая безнравственность и попрание всех этических норм поведения теми, кто должен служить примером для граждан своей страны, — это ли не признаки глубокого кризиса и разложения главного культурного ведомства России?

Министерство массовой культуры

Заняв должность министра культуры, Мединский вовсю проявил свои коммерческие наклонности, прежде всего, поставив массовую культуру, шоу- и видеобизнес, в один ряд с высоким искусством. Не приносящие многомиллионные прибыли культурные организации он просто-напросто начал уничтожать под видом «неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества» . Разумеется, нематериальный, т.е. духовный, культурно-просветительский вклад таких организаций министру был не интересен. Только бизнес, ничего лишнего. Отделять зерна от «плевел» Мединский поручил своему первому заместителю и экономисту В.Аристархову.

Вместо провозглашенной на бумаге государственной поддержки культурных организаций Аристархов натравливал на них правоохранительные и контролирующие органы для поиска формальных оснований к выселению или ликвидации. Через свои жернова руководители Минкульта пропустили Академию хорового искусства имени В.С.Попова, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Центральный дом работников искусств, Научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря, Музей русской матрешки в Москве, Государственный центр русского фольклора, Государственный академический русский концертный оркестр «Боян», Музей игрушки, Центр резьбы по дереву «Богородская игрушка», Европейский университет, Музей «Пермь-36», галерею «Дом Нащокина», Музей русского лубка, государственный Музей народной графики, мемориальную усадьбу А.К.Толстого.

Вместо развития центров истинной культуры: музыкальных и художественных школ, библиотек, музеев, театров, объединений народного творчества, страна разбухла от десятков тысяч развлекательных центров. Они стремительно растут словно ядовитые грибы после дождя. А что творится с музейными фондами!

Как известно, до недавнего времени в государственных музеях числились пропавшими почти четверть миллиона предметов. И только десятая их часть находится в розыске по линии МВД . Официальную статистику за последние годы правоохранители вообще не афишируют. Трудно даже представить реальные масштабы опустошения! Неудивительно, что к взорванному террористами храму Бэла в Пальмире Минкульт постарался привлечь больше внимания, чем к происходящей в хранилищах государственных музеев национальной трагедии.

Мировой опыт доказывает, что общественные музеи, напротив, ревностно хранят и оберегают каждую крупицу доверенного им культурного наследия. Есть общественные музеи и в нашей стране. К сожалению, они пока не многочисленны. Но даже в условиях отсутствия финансирования и господдержки они активно участвуют в возрождении культуры России. Именно поэтому президент поручил правительству не вмешиваться в их творческую деятельность и делегировать общественным институтам часть полномочий по управлению сферой культуры .

Вопреки всему Мединский активно уничтожает очаги общественной культуры под своим лозунгом «поливать мы будем те цветы, что нам нравятся. Либо те, которые считаем нужными» . С одной стороны, это проявление тоталитарного мышления, а с другой – страха. Поскольку развитие общественных форм культуры способствует не мнимому, а реальному контролю действий чиновников со стороны общественности. Поэтому команда Мединского стремится погасить любую общественную инициативу, развитие которой фактически будет для них приговором.

Здесь-то и пригодились Мединскому и его замам профессиональные навыки пиар-технологий и манипуляций с недвижимостью, опыт устранения конкурентов, а также старые связи. Применялась тривиальная, но усовершенствованная схема рейдерства. На оппонента обрушивали заказную клевету в СМИ и поток внеплановых проверок. Под различными предлогами у собственников отнимали коллекции, имеющие огромную ценность. Фабриковались заключения о поддельности картин, а оригиналы исчезали.

Так, ушли в неизвестном направлении экспонаты уничтоженного Музея русской матрешки , за что государственные чиновники благополучно оправдались, мол выбросили все на свалку (!). Вопреки постановлениям Конституционного и Верховного судов Минульт до сих пор удерживает картину Карла Брюллова «Христос во гробе», принадлежащую немецкому коллекционеру . Захвачены шедевры Ильи Машкова, ввезенные в Россию известным меценатом князем Лобановым-Ростовским под пустые заверения В.Аристархова создать музей . Все эти картины Минкульт объявил подделкой вопреки целому ряду заключений ведущих экспертов Европы об их подлинности. Вероятно, на них также нашлись заказчики, как и на картины Рерихов, которые из фондов государственных музеев время от времени всплывают в кабинетах высоких политиков и олигархов .

Операция против Рериха

Святослав Рерих, выполняя волю своих родителей Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, в 1990 году безвозмездно передал имеющееся у него художественно-философское наследие семьи из Индии в Россию. При этом он получил от правительства страны гарантии, что согласно его воле для коллекции государство создаст Центр-Музей с общественным статусом, который не будет подчиняться Министерству культуры и тем более госмузею Востока. И государство эти условия приняло.

Силами энтузиастов без единой копейки государственных средств был создан общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. Этот культурный и научный центр более двадцати шести лет проводил широкую работу по защите и популяризации культуры страны на самом высоком международном уровне в качестве члена Всеевропейской федерации по сохранению культурного наследия «Europa Nostra», Международного Совета Музеев ЮНЕСКО, Международной Организации Национальных Трастов, Департамента общественной информации ООН, специального консультанта при Экономическом и Социальном Совете ООН. Деятельность общественного рериховского центра отмечена благодарностями от глав вышеназванных межгосударственных органов, государственными наградами России, в том числе за образцовую реставрацию музейного комплекса усадьбы Лопухиных.

Общая стоимость сохраняемого в музее центра Рерихов наследия оценивается суммой около одного миллиарда долларов США. Пройти мимо такого куша господин Мединский, разумеется, не мог.

Не имея никаких прав на наследие Рерихов, министр культуры Мединский не стал обращаться в суд. Он выбрал более привычный для себя путь. Четыре года его первый заместитель Аристархов, пользуясь своим служебным положением и покровительством шефа, с помощью официальных СМИ и писем в различные инстанции пытался дискредитировать заслуженный авторитет Международного Центра Рерихов. Он выдумывал самые дикие обвинения от экстремизма и хранения взрывоопасных устройств до укрывательства боевиков .

С 2015 по 2016 год по инициативе В.Аристархова Международный Центр Рерихов и его музей подверглись более двадцати (!) внеплановым проверкам со стороны практически всех главных контролирующих и надзорных органов страны, причем по надуманным поводам. Но общественная организация устояла. И, несмотря на устроенную Минкультом финансовую блокаду, не поддалась на предложения некоторых российских олигархов передать им общественный музей Рериха в обмен на материальную поддержку.

Весной 2017 года руководство Министерства культуры, прикрываясь «государственными интересами», решило покончить с непокорным и несговорчивым рериховским Центром силовым путем. В рейдерском захвате участвовали советник министра культуры К.Рыбак и первые лица государственного музея Востока, подконтрольного епархии Мединского – Александр Седов, являющийся членом этической комиссии ИКОМ России, его заместитель Тигран Мкртычев и юрисконсульт Юрий Избачков, бывший сотрудник юридического департамента Минкульта.

Строения усадьбы вместе с имуществом и принадлежащими МЦР культурными ценностями были переданы музею Востока. Примечательно, что предыдущий министр культуры Авдеев официально уличил ГМВ в незаконном удержании и растрате картин Рерихов. Видимо, захваченные картины вновь оказались в этих же «надежных» руках совсем не случайно.

17 мая 2017 года министр Мединский с трибуны Госдумы гордо объявил о состоявшейся национализации общественного Музея. «Поверьте мне, – горячо убеждал он депутатов, – картины Рерихов, творчество, наследие не только не пострадают, но и, наконец, вернутся в лоно российского государства, которому, собственно, Рерихи это и завещали <…> криминальная история с удержанием коллекции советского фонда Рерихов» вскоре завершится . На самом деле, криминал только начинал набирать обороты, но не со стороны МЦР и его общественного Музея имени Н.К.Рериха, а по отношению к нему .

Мединский с трибуны депутатам солгал. Он ничего не сказал о нотариально оформленном волеизъявлении Святослава Рериха по передаче своего права собственности на наследие своих родителей Международному Центру Рерихов. Не прозвучало ни слова и о многочисленных письмах Рериха к первым лицам государства с просьбой защитить созданный им МЦР и переданное ему наследие от захватнических намерений Минкульта и ГМВ.

Тем самым, чиновники незаконно объявили частную музейную коллекцию государственной вопреки воли владельца. На глазах у всех ситуация разворачивается по уже не раз обкатанной схеме. В ответ на многочисленные заявления МЦР бездействуют Прокуратура, МВД, ФСБ. Видимо, слишком ценна добыча и могущественны заказчики.

Понимая, чем вся эта криминальная история рано или поздно закончится, Аристархов стал с удвоенными силами забрасывать прокуратуру и Минюст требованиями удалить из Устава МЦР все упоминания о праве на наследие Рерихов. Сейчас руководители Минкульта стараются с помощью давления на Минюст ликвидировать Международный Центр Рерихов как единственного полноправного владельца и свидетеля воли Рериха. Тогда картины и архивы Рерихов окажутся бесхозными и Минкульт получит право распоряжаться ими по своему усмотрению. Именно поэтому идет саботаж всех заявлений и жалоб МЦР в правоохранительные органы с требованием расследовать самый масштабный за всю историю современной России государственный рейдерский захват культурных ценностей мирового значения.

Финальная афера команды Мединского

Восемь месяцев захваченный общественный музей был закрыт для посетителей. Новые хозяева орудовали в его зданиях при полной бесконтрольности. Сигнализация и видеонаблюдение были выведены из строя еще весной 2017 года во время силового захвата. Вывозилось и выносилось все, что только можно. Причем МЦР при изъятии коллекции было отказано в составлении подробных описей, чтобы потом можно было переложить вину за расхищение экспонатов на эту общественную организацию.

Видимо, по этой же причине Мединский и Аристархов не допустили государственных экспертов для контроля за сохранностью захваченных у МЦР фондов. Вместо них для участия в грабеже Минкульт пригласил из США менеджера нью-йоркского музея Д.Попова . За оказанные услуги этому действующему сотруднику американской неправительственной организации была пожалована материально ответственная должность заведующего захваченным архивом общественного Музея имени Н.К.Рериха.

Попов изрядно наследил перед своим выездом из России в США. Например, в 1990-м году он пытался помешать Святославу Рериху передать наследие в Россию, желая, чтобы все культурные ценности попали в музей Нью-Йорка . После того, как Попов устроился в этот музей менеджером, из его фондов стали активно распродаваться на аукционах картины Рерихов .

Частные коллекционеры готовы заплатить любые деньги за врученный Минкультом в руки Попова архив общественного Музея имени Н.К. Рериха. Здесь предприимчивым чиновникам люди с моральными обязательствами перед российской культурой не нужны.

По странному совпадению активные участники захвата Музея, показывающие себя патриотами России, либо жили в США, как Мкртычев и Попов, либо стремятся туда уехать, как юрист Ю.Избачков , проявляющий после участия в ограблении музея повышенный интерес к получению политического убежища в этой стране.

Но и до этого Избачков, еще будучи сотрудником Минкульта, под псевдонимом Strax5 выплескивал в интернете свою ненависть к действующей власти страны и проводимой политике , призывая россиян покупать валюту и «валить из страны» . Оправдывал зверства фашизма . Что это, если не экстремизм? Правоохранительные органы наверняка заинтересует интернет-исповедь Избачкова о заказных проверках неугодных организаций , о своем участии в коррупционных схемах госзакупок, с которых он «кормится» , а также об организации ряда фальсификаций судебных доказательств с целью выселения МЦР из музейного комплекса .

На фоне расправы с музеями и картинами нетрудно представить, какое будущее приготовили уникальному философскому наследию Рерихов все эти паразитирующие на культуре и неспособные к созиданию персонажи. Примечательно, что в служебном кабинете у советника министра культуры К.Рыбака находится всего две книги о Рерихах, причем одна из них – «Сатанизм для интеллигенции» скандально известного блогера дьякона А.Кураева . Эта книга воплощает концентрированную ненависть к Рерихам, их творчеству и философии. Второе издание – каталог рериховских картин похищенных и распроданных в частные руки с московской квартиры Юрия Рериха. На фоне участия К.Рыбака в захвате общественного Центра и коллекции картин его музея вполне понятный выбор для чтения этого чиновника.

Неудивительно, что Тигран Мкртычев, поставленный во главе создаваемого Министерством культуры на руинах общественного Центра-Музея нового Государственного музея Рерихов, абсолютно не разбирается в научном рериховедении. Выставки, которые он организует, становятся провальными и вызывают справедливое возмущение посетителей и общественности .

В январе 2018 года были опубликованы первые свидетельства пиршества государственных рэкетиров на руинах общественного музея Рерихов. Полный разгром экспозиции, разворованы ценные иконы в серебряном окладе, дорогостоящие подарочные книги, скульптурные композиции, взломаны сейфы, разбиты противовандальные витрины с особо ценными экспонатами . Некогда прекрасный общественный центр культуры переделан в некое подобие офисного помещения с унылыми серыми стенами. Бесследно исчезли сотни бесценных шедевров Рерихов и уникальный семейный архив. Где все это находится, никто не знает. Администрация ГМВ на вопросы о пропаже экспонатов стоимостью миллиард долларов отвечать отказывается.

Участники грабежа очень торопятся завершить все свои преступные дела до смены правительства. Общественность совершенно справедливо беспокоится, что предприимчивая команда Мединского уйдет в отставку, покинув свои доходные места с весьма солидным материальным багажом.

24 апреля 2018 года Международный Центр Рерихов направил в Следственный комитет РФ заявление «о привлечении министра культуры В.Р. Мединского, первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова и других лиц к уголовной ответственности за грабеж, совершенный организованной группой в особо крупном размере с незаконным проникновением в помещения и угрозой применения насилия, неопасного для жизни и здоровья» . Хочется верить, что на этот раз правоохранительные органы осознают масштаб содеянного преступной группой Мединского и доведут дело до суда.

24 марта 2018 года в Москве прошел Международный съезд общественности «Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха в свете проблем сохранения культуры России в XXI веке» . Он объединил культурные организации России, подвергшиеся агрессивным атакам и разрушениям со стороны руководителей Минкульта. Участники съезда приняли решение совместно добиваться восстановления своих законных прав, которых они были лишены разрушительными действиями министерства Мединского. Теперь дело за прогрессивной культурной общественностью, творческими коллективами и молодежью, которые намерены отстоять поруганные права культуры.

Из далекого 1931 года великий художник, философ, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих предостерегает нас от безразличия к происходящему варварству: «Сейчас несчастий больше, чем удач, ибо человечество отступилось от культуры. Человечество перевело насущность культуры в роскошь. Никто не признает, что сейчас нормальное время. Даже разбойные ракетиры, и те понимают анормальность условий и ухищряют свои грабительские уловки, чтобы использовать час затмения. Но ведь молодых сердец, откликающихся на все светлое, немало. Только нужно осознать, насколько спешно необходимо обратиться ко всему культурному, облагораживающему вкус и все стремления жизни» .

Сегодня многим становится очевидно, что ведомство Мединского превратилось в криминальный синдикат и источник дискредитации российской культурной политики, прикрывающийся интересами государства. Ситуация требует незамедлительного вмешательства высшего руководства страны и широкого общественного обсуждения. Еще одного мединского российская культура уже не переживет.

07.05.2018

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...