Цитаты известных мыслителей
Спиноза: Определение VII. Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только само собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной называется такая, чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образу. См. Б. Спиноза. Этика. Санкт-Петербург: Аста-пресс, 1993. с.
Гегель:…переход от необходимости к свободе не есть простой переход, но движение по ступеням, состоящее из многих моментов, изложение которых и составляет содержание философии природы. См. Гегель. Энциклопедия философских наук. Часть третья: Философия духа. М.: Мысль, 1977. С.23
…свобода имеет своей предпосылкой необходимость и содержит ее в себе как снятую. См. Гегель. Энциклопедия философских наук. Часть первая: Наука логики. М.: Мысль, 1977. С 337
Маркс, Самое цитируемое изречение:
Свобода - осознанная необходимость
Дмитрий Лавров, блогер.
Маркс имел в виду, что человек свободен в том смысле, что осознав необходимость соблюдения законов, ряда норм и правил, он свободен в рамках выбора из того, что осталось. А остаётся не так уж мало! (с)
http://www.chitalnya.ru/commen...
Остаётся возможность жить, как все. Каждый может убедиться в свободе каждой клетки своего организма. Перестанет клетка функционировать на своём месте, и, скорее всего, она погибнет.
Но в целом организм имеет большую свободу. И вместе с ним этой свободой обладают все клетки. Живут и радуются. Да ещё и общаются друг с другом, создают душу, которая кое-что может изменить в свободе организма через его желания. Если перейти к обществу, то сразу же поймём, что до свободы клеток нам в обществе, ой как далеко ещё.
О связи слов с личностями, которые эти слова нам внушили
Барух д′Эспиноза родился в Амстердаме в состоятельной семье испанских евреев, бежавших в Голландию от преследований со стороны инквизиции. Хотя они и вынуждены были принять христианство, но втайне сохраняли верность иудаизму. Поначалу Спиноза занимался в школе еврейской общины в Амстердаме, где выучил древнееврейский язык, глубоко изучил Библию и Талмуд....(с)
Таким образом, Спиноза говорил о себе, о внутреннем состоянии человека. Главным для него было такое внешнее состояние, чтобы окружающие не могли заметить его свободу, цель не показать свою свободу, а быть действительно свободным в любой момент безнаказанно уничтожить любое препятствие его свободе. Требовалось не показывать свою свободу, скрывать её, чтобы не было очередного преследования.
Маркс, как сторонник массовых манипуляций угнетённым населением, расширял понятие свободы у толпы до космических глубин коллективного бессознательного масс. В конструируемом новом обществе каждый индивид чувствовал свою свободу в обусловленных жизненными обстоятельствами пределах, и не боролся с окружающей действительностью в силу равного отношения к свободе других членов общества. Это равенство в свободном государстве остаётся иерархическим.
Иерархия самоустанавливается без помощи и принуждения государства в пределах норм законов и морали.Таким образом определения Спинозы и Маркса противоположные, хотя и выражаются одними и теми же словами.По этой причине вообще любой текст без указания авторства ничего не значит. Его можно истолковать самыми различными способами, вплоть до противоположных смыслов.
Об этом писал ещё Чжуан Цзы в притче о колёснике и умерших мудрецах
Царь Хуань-гун читал книгу в своем дворце, а у входа во дворец обтесывал колесо колесник Бянь. Отложив молоток и долото, колесник вошел в зал и спросил: "Осмелюсь полюбопытствовать, что читает государь?"
- Слова мудрецов, -- ответил Хуань-гун.
- А мудрецы те еще живы? - спросил колесник.
- Нет, давно умерли.
- Значит, то, что читает государь, - это всего только шелуха душ древних людей (отстой древних вин).
- Да как смеешь ты, ничтожный колесник, рассуждать о книге, которую читаю я - единственный из людей? Если тебе есть что сказать, то говори, а нет - так мигом простишься с жизнью!
- Ваш слуга судит об этом по своей работе, - ответил колесник.
- Если я работаю без спешки, трудностей у меня не бывает, но колесо получается непрочным. Если я слишком спешу, то мне приходится трудно и колесо не прилаживается. Если же я не спешу, но и не медлю, руки словно сами все делают, а сердце им откликается, я об этом не сумею сказать словами. Тут есть какой-то секрет, и я не могу передать его даже собственному сыну, да и сын не смог бы перенять его у меня. Вот почему, проработав семь десятков лет и дожив до глубокой старости, я все еще мастерю колеса. Вот и древние люди, должно быть, умерли, не раскрыв своего секрета. Выходит, читаемое государем -- это шелуха душ древних мудрецов (отстой древних вин)!
http://lib.ru/POECHIN/ch_tzh.t...
Оценили 15 человек
34 кармы