Экскурсия в День города: Музей ГУЛАГ

1 2089

Так называемый «Музей истории ГУЛАГ» еще не открылся после переезда в новое здание, но упорно продолжает свою деятельность по очернению советской истории. Одним из проявлений этой деятельности стало проведение в день города экскурсий для всех желающих. Одна называлась «Музей ГУЛАГа: Маршрут совпадений», вторая — «Музей и окрестности».

Конечно же, я не мог пропустить такое и записался на обе. Спешу поделиться впечатлениями.

В экскурсиях участвовало 15-20 человек. На 15 миллионов населения Москвы. Радует, что немногих привлекла перспектива в дни празднования рождения столицы бродить по ее улицам, выслушивая предвзятые суждения о нашей истории (слова «сталинский террор» прозвучали буквально в первую минуту). Большинство пришло, явно не осознавая, зачем, и что они хотят услышать на столь специфическом мероприятии. Несколько человек, тем не менее, были «на одной волне» с экскурсоводами, молодыми людьми лет тридцати. Еще до начала второй экскурсии они успели обсудить и осудить нашу «привычку писать доносы». Поводом послужил некий популярный экскурсовод, якобы недавно уволенный после написанной на него анонимки.

Конечно, музей не мог себе позволить в такой день только пугать людей Сталиным и Берией, поэтому что-то можно было узнать не только об НКВД, но и об истории зданий, мимо которых мы проходили. В этом смысле мне больше понравилась экскурсия по окрестностям музея. Предводитель же первой, Максим, одержимый антисоветским зудом, во всем старался обвинить советскую власть. Под горячую руку попал, например, конструктивизм как архитектурный стиль. Оказывается, целью его создания было коренное преобразование (ха-ха!) человека. Максим, кстати, на протяжении всей экскурсии при всяком удобном моменте иронически упоминал об утопических идеях изменения человека уже не с помощью именно конструктивизма, а искусства вообще. Во-первых, даже если это правда, то что здесь странного, такого, что об этом нужно сообщать с ухмылкой? Разве искусство не преобразует человека? Более того, разве это не основная его цель? Во-вторых, здания в стиле конструктивизма строили и на Западе. Какую цель преследовали их создатели? Неужели тоже изменение человека? Получается, там заблуждались вместе с Советским Союзом? Но ведь Запад в глазах наших либералов непогрешим и не может ошибаться. Я не стал задавать вопрос нашему гиду, ведь возникшая логическая нестыковка могла повредить его психике.

Чуть не забыл — Пушкину тоже досталось. Казалось бы, где великий русский поэт, а где — ГУЛАГ? Но единственные слова, которые экскурсовод нашел для Александра Сергеевича, были из книги — сборника городского фольклора, авторство которого осталось неизвестным. Пересказ был примерно в таком стиле: «Царь-то,он когда затеет чего хитрое, а генералы да советники ничего путного подсказать не могут, так сразу за Пушкиным звал. Тот приедет, поспрошает...», ну, и так далее. Безусловно, это очень помогло раскрытию образа поэта и его связи с московскими достопримечательностями.

Больше же всего мне запомнилось одно умозаключение, которое выдал экскурсовод Константин, когда мы прогуливались по району Самотеки, где теперь будет располагаться музей. Он сказал примерно следующее:"Жилье здесь достаточно дорогое, поэтому снять или купить квартиру здесь могут позволить себе только обеспеченные люди, что способствует сохранению интеллигентной ауры этого района" (!). Не знаю, что меня поразило больше — само высказывание, или то, что никто из группы не сказал ни слова в ответ. А ведь сказать было что. Врачи, учителя, работники культуры — далеко не все они хорошо зарабатывают. Значит, не интеллигенция? А вот наличие солидного банковского счета, по мнению нашего провожатого, автоматически делает человека культурным, интеллигентным. И такое говорит человек, призванный знакомить людей с историей Москвы!

Обе экскурсии заканчивались в самом музее. Экспозиция пока практически отсутствует, но директор музея с энтузиазмом водил нас по залам, рассказывая, как здесь будет замечательно. Первым делом мы посетили зал, загадочно именуемый полифункциональным. Там планируется проводить лекции, презентации, показывать фильмы. Тусклое освещение и свисающие с потолка некие продолговатые предметы, напоминающие не то цепи, не то кандалы, сразу должны создать мрачное настроение у посетителей, ведь главная цель музея — показать историю СССР исключительно в черных красках. Директор поспешил сообщить, что звуки, создающие нужную атмосферу, записаны в Бутырской тюрьме с помощью ФСИН. Звуками дело не ограничилось, в следующем зале мы увидели лежащие в ряд на полу двери тюремных камер, находящиеся, как гласила табличка, в процессе реставрации. Хочу напомнить — музей существует на бюджетные средства, и вот эти невесть откуда притащенные «экспонаты» восстанавливают в том числе и на наши с вами деньги.


Следующий зал своей планировкой — рядом дверей на галерее, напомнил тюрьму. После него мы поднялись в помещение, в одном углу которого стояли сейфы. Как нам сообщил директор, они подчеркивают то, что «все повествование о ГУЛАГе будет подкреплено документами». Часть сейфов останутся закрытыми, символизируя то, что часть архивов по-прежнему недоступны для ученых. Неплохая лазейка, если вдруг обвинят в необъективности.

Наконец, мы вышли на открытую обзорную площадку с видом в сторону Садового кольца. А директор все продолжал рассказывать о творческих планах. Когда он сказал, что у них есть договоренность с Департаментом образования о том, чтобы привозить школьников на экскурсии в музей, некоторые из присутствующих изменились в лице. После такого сообщение о планируемом обустройстве парковке для туристических автобусов (явно в основном для гостей из дальнего зарубежья) уже не так обеспокоило. Неприятно, конечно, что иностранцам будут рассказывать об ужасном GULAG, но куда хуже, что сюда будут привозить наших детей.

А уж упоминание о том, что Музей планирует приглашать «немецких коллег» на различные мероприятия все-таки заставило меня выйти из образа случайного посетителя и поинтересоваться, что это будут за за «коллеги». Господин Романов охотно сообщил, что это «молодые ученые из Германии, занимающиеся проблемами тоталитарных режимов». Нужно ли объяснять, какие параллели будут проводиться с помощью «немецких коллег»?

Подведем итоги. Что мы узнали? Музей скоро откроется. Все описанное выше подтверждает — на новом месте будет продолжаться то же, что и на Петровке, 16 — наступление на нашу подлинную историю, попытки заменить ее выдуманной, но не менее опасной от этого, представляющей советский период как абсолютно негативное. Методы тоже известны: внедряемые еще со времен «перестройки» мифы, воздействие на эмоции, подтасовка фактов.

Можно обсуждать еще многое, например, принятую недавно "Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий«,льющую воду на ту же мельницу, пока же зафиксируем одно — «десоветизаторы» не угомонились. На их стороне сплоченность и часть административного ресурса. Зато на нашей стороне правда и большинство граждан России, которые не согласны считать советское время черной полосой истории. Значит, мы победим.

Источник: http://g-git1.livejournal.com/...

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Вчера 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...