Зерна «теологии освобождения» в латиноамериканской истории (часть 2): прозрение элит

1 1554

Освободительное движение в Латинской Америке началось стихийно. Ему предшествовал ряд интересных событий, особенно хорошо показывающий отношения элит метрополий к высшим слоям общества в колониях, а также к колониям в целом. Войну за независимость в Латинской Америке возглавили отнюдь не простые люди: в Аргентине — генерал Хосе де Сан-Мартин, в Чили — генерал Бернардо О’Хиггингс. В Венесуэле руководство патриотами в деле освобождения взял на себя сначала генерал Франсиско де Миранда, а затем выходец из богатой креольской семьи Симон Боливар. Что заставило их пойти на перемены в колониальном порядке, при котором представители местных элит, казалось, имели огромные возможности? Почему они не только поддержали, но и возглавили войну за освобождение?

Ответ прост: они осознали свою зависимость. Как и всякие представители высших слоев общества зависимых стран, элиты стран Латинской Америки всегда были людьми второго сорта для представителей элит метрополий (созвучно с нынешней политической ситуацией, не правда ли?). Не только рабы-негры и индейцы, на которых свалился двойной гнет, чувствовали себя неполноценными, но и высшее общество, состоящее преимущественно из креолов и, в гораздо меньшей степени, метисов, также ощущало свою ущербность и зависимость. Леопольдо Сеа, ссылаясь на бразильского ученого и антрополога Дарси Рибейро, говорит об этом следующее: «Оставаясь местным властелином, повелителем над индейцами, неграми и метисами, креол никогда не поднимется выше уровня иберийца, от которого получает приказы и распоряжения». Креол, к тому же, всегда будет ниже своего «испанского отца» в силу того, что родился в Латинской Америке, а не в одном из центров власти. Метис чувствует себя неполноценным из-за своей матери-индеанки: «отождествляя себя с отцом, он оказывается врагом материнского рода. Но и в отцовском роду он не мог достичь равноправия, поскольку ему приходилось испытывать на себе груз предрассудков, порожденных высокомерным отношением господ к туземному населению как к низшему и неполноценному».

Когда в 1808 году французские войска во главе с Наполеоном вошли в Испанию, и Фердинанд VII был свергнут, испанские колонии, привыкшие к патернализму, почувствовали себя буквально «осиротевшими». Как испанские провинции на европейском континенте, они отказались подчиняться французам, чувствуя себя принадлежными к Испании — власть в колониях выразила свою поддержку свергнутому Фердинанду VII. И здесь их ждало страшное разочарование: даже павшая испанская монархия не желала признавать за колониями право на солидарность, сопротивление и временную автономию колониальных правительств до восстановления испанской монархии. Расхожей среди испанцев в это время была фраза: «Америка должна будет склониться перед любым покровителем Испании, кем бы ни был это пройдоха, пусть хоть самим Бонапартом». Поэтому, когда Фердинанд VII снова взошел на престол, он с ожесточением начал карать колонии за попытки получить независимость, хотя колонии с самого начала были ему верны. Колониальные элиты окончательно почувствовали себя отвергнутыми, презираемыми, осознали свою зависимость и возглавили войну за отделение от Испании.

Тут-то и проявилось взаимопроникновение культур, которого так не хотели испанские конкистадоры. Оказалось, что испанцы подарили Америке не только рабское сознание, проникавшее через колониальные порядки и систему образования, но и патриотизм, национальную гордость, желание драться за свой очаг. «Сама того не подозревая, Испания привила покоренным ею народам тот дух, который заставлял их действовать именно так, как действовали бы — и действовали — сами испанцы, отстаивая свою независимость... Один и тот же дух присутствовал в борьбе испанцев против нашествия римлян, а затем и французов, и испаноамериканцев — против иберийских испанцев. Это была общая борьба, которая велась против врага, не желающего признавать права народа на чувство собственного достоинства», — пишет Леопольдо Сеа.

Таким образом Латинская Америка начала свое освобождение от колониального гнета, и в этой борьбе элиты соединились с народом: индейцы, креолы, метисы, негры, освобожденные в 1810-1820-х годах, встали на защиту независимости.

(Продолжение следует)

http://lisichka-post.livejournal.com/5605.html


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...