Писать на тему "голодомора" раньше не собирался. Считаю, что исследований на эту тему достаточно, нового ничего не скажу. Те, кто здесь читает и пишет, в этой теме разбираются в достаточной степени. И здесь я не буду уничтожать миф. Я о другом.
Толчком к написанию этой заметки послужил недавний разговор. Произошёл он на Волыни. Собственно, и разговором это трудно назвать. Почему? Да потому, что я в ходе разговора ("дискуссии") услышал фразу, которую вынес в заголовок. Да, мой собеседник утверждал, "что Польша спасла Западную Украину от голодомора".
Собственно, сама по себе постановка вопроса о спасении Польшей украинцев для меня (и не только) звучит дико. Но тут ситуация особенная. Всё-таки "голодомор". Ни для кого не секрет, насколько раздута эта тема на Украине. Впрочем, и у нас есть "знатоки" по этому вопросу. Но до сих пор современная трактовка темы "голодомора" на Украине, которую я встречал, звучала как "геноцид украинского народа клятыми коммуняками-москалями". Надо сказать, что трактовки "Польша спасла..." я до сих пор в СМИ не встречал. Возможно, она существует для Западной Украины. Это не принципиально. Будь она в СМИ, будь она в сознании отдельных людей, такая трактовка есть побочный (но закономерный) эффект от переваривания "голодоморского" мифа. Как антисоветского и антирусского. Получается, что отдельные люди в этом "анти"-порыве готовы рождать или воспроизводить бред о "спасении" украинцев Польшей. Это не грустно. Это больше, чем грустно. Я намеренно употребляю "Польша", имея в виду не народ польский (как отдельных людей, так и в массе), а государственную агрессивную идеологическую систему, которая почти всегда относилась к украинцам одинаково - как к быдлу.
Так как же жили люди на временно оккупированных Польшей территориях нынешней Украины в начале 30-х годов? Информация об этом есть, долго искать не надо. Для тех, кто не знаком с работой Е.А.Прудниковой и И.И.Чигирина "Мифология "голодомора" (очень рекомендую прочитать, кто интересуется темой), даю ссылку на сетевой ресурс, где приведены цитаты из современных газет на эту тему.
Приведу пару цитат здесь:
"1932 г. Польская газета "Новый час":
"На Гуцульщине число голодающих хозяйств достигло 88,6%... В марте голодовало полностью около 40 сёл Косивского, 12 сёл Наддвирнянского и 10 – Коломийского уездов... Люди повально пухнут с голоду и умирают на ходу. Особенно лютует голод в сёлах – Перехреснях, Старому Гвиздцы, Островици. Вместе с голодом быстро распространились брюшной тиф и туберкулёз."
Вот ещё (уже Чехия):
"1932 г. Американская газета "Украiнськi щоденнi вiстi". Из статьи "15 тысячам детей в Закарпатье угрожает голодная смерть":
"Два дня тому назад оппозиционные депутаты в чешском парламенте заявили, что голодная смерть угрожает 15000 детей на Закарпатской Украине, а сообщения английских и немецких журналистов, которые недавно посетили эту провинцию Чехословакии, подтверждают факт, что всё тамошнее население живёт в состоянии невероятной бедности и невероятного голодания."
Вот такое "спасение"... А та моя "беседа" закончилась конфликтом. Без драки, разумеется. Беда в том, что многие люди придерживаются позиции, которую можно обозначить так: "У меня есть точка зрения, и менять её я не собираюсь". Как достучаться в таком случае? Как делиться знаниями? Эта проблема не национальная. Не только украинская.
Один из аспектов этой проблемы описала Е.А.Прудникова в упомянутой выше книге (и этот аспект тоже не национальный):
"Наведавшись как-то в Катынь, один из нас преподнес книгу «Катынь. Ложь, ставшая историей» сотрудникам музея. Приехав в другой раз, имел с ними примечательный разговор. Прочитали ли они книгу? Да, прочитали. Изменилось ли их мнение по поводу событий? Мнутся, но из ответа явствует, что не изменилось. Почему? И вот тут собеседника пробило на момент истины. Ответ звучал следующим образом: «Ну, мы же государственная организация…»
Музейные товарищи не одиноки в своем преклонении перед властью. Что касается Катыни, то самый расхожий аргумент за «версию НКВД»: «Так ведь САМ ПРЕЗИДЕНТ сказал!» Фактически, президент России признается если не самим Господом Богом, то, по-видимому, приближенной к нему сущностью. А кем еще может являться персонаж, чье слово в процессе установления истины ценится выше исторических фактов?"
Что делать? Всё-таки писать, делиться. Вода камень точит. И информация, хоть маленькими каплями, но будет просачиваться. Постараюсь, чтобы и участники той моей беседы с этим материалом ознакомились.
Оценили 3 человека
3 кармы