В разных источниках мы увидим, что герой былин князь Владимир Всеславич Красное Солнышко и князь Владимир Святославич Святой — две разные исторические личности, принадлежавшие к разным эпохам.
Время правления князя Владимира Всеславича соответствовало времени владычества гуннского правителя Аттилы, т.е. первой половине V в., и его прозвание Красное Солнышко было не проявлением ласкового отношения к нему народа, а определяло его вероисповедание — поклонение Солнцу как проявлению божества.
Князь Владимир Святославович вошёл в историю как проводник христианства, т.е. как Креститель Руси, за что и получил прозвание Святой.
Статья о том, кто был на самом деле князь Владимир Красное Солнышко. Лидия Грот отвоевала около 500 лет украденной у нас истории.
На данный факт уже обращал внимание известный исследователь русского эпоса А.Н.Веселовский (1838—1906), который ещё при жизни писал о том, что он не усматривает в эпическом Владимире отражение образа Владимира Святославовича, поскольку обстоятельный анализ показывает, что имя отца эпического Владимира было Всеслав.
К сожалению, эта работа А.Н.Веселовского под названием «Былины о Волхе Всеславьевиче и поэмы об Ортните» была опубликована С.Н.Азбелевым только в 1993 г.
В ней А.Н.Веселовский продолжал тему соотнесения русских былин с памятниками, отразившими германский средневековый эпос и привлекал к сравнительному анализу поэму «Ортнит» и былины о богатыре Волхе Всеславьевиче. Эта тема была поднята им в работе «Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском», опубликованной в 1906 г.
Интерес к Тидрексаге легко объясним. Тидрексага — уникальный источник, в котором наряду с вождем гуннов Аттилой и правителем готов Тидреком — прообразом короля готов Теодориха, фигурировали русский витязь Илья и русский король Владимир.
Об этом писал наш крупнейший историк А.Г.Кузьмин, он считал, что «Сага о Тидреке Бернском» имеет исключительную ценность, поскольку в основе важнейших событий саги — постоянная борьба готов и неких “русских” на территории Среднего Подунавья.
Понять сведения Тидрексаги - писал С.Н.Азбелев - помогает именно материал НИЛ, поскольку в летописи и в саге совпадают и имя русского князя Владимира, и время его правления — исторический этап чрезвычайной значимости: князь Владимир из НИЛ и из Тидрексаги был правителем Руси в период, когда она подверглась нашествиям гуннов.
По словам С.Н.Азбелева, «эта была, очевидно, эпоха максимального напряжения сил народа, “эпическое время”, которое должно было оставить глубокий след в народной памяти. Сага называет Владимира королем. Употребление этого термина здесь оправданно: территория, подвластная, если верить саге, эпическому Владимиру, включала земли от моря до моря, простираясь далеко на восток (в чем, кстати, согласуются данные саги и НИЛ) и превосходила размеры позднейшего Киевского государства X в. Этим объясняется интерес к Владимиру и Руси в Тидрексаге, главная тема которой, казалось бы, позволяла о них не упоминать».
Согласно НИЛ, князь Владимир был одним из сыновей князя славян Вандала, правившего в великом граде Славенске «полуночном», основанном его далёким предком князем Славеном, который «имея многие войны на востоце, идоша к западу, многи земли о Черном мори и Дунае себе покориша... иде к полуносчи и град великий созда, во свое имя Славенск нарече».
Названный князь Владимир принял власть после смерти отца и братьев. В НИЛ не приводится дат, но хронологические расчеты примерного времени его правления были произведены ещё В.Н.Татищевым.
В.Н.Татищев, используя данные хрониста Гельмольда, подсчитал, что от Владимирова отца до Гостомысла прошло «14 колен», что, считая 25 лет на одного владетеля, составило около 350 лет. На основе вышеизложенного можно предположить, князь Владимир, о котором ведет речь НИЛ, мог править приблизительно в первой половине V в., что соответствовало времени владычества гуннского правителя Аттилы (ум. 453 г.).
В Тидрексаге Владимир является младшим сыном короля Гертнита, бывшего правителем Руси (Rydzeland), а также таких стран, как Pullinaland, Greken, Ungaria и много других стран. Стольным городом Руси является Новгород (Nogard).
Гертнит описан как могущественный и богатый правитель. (этимология имени: норв. hertug.Слово это двусоставное: оно состоит из корня-существительного *here- «армия», «войско» (норв. hær) и глагольного корня *tog- ( норв tegner) «тянуть». По-русски воевода, свой человек.)
В его стране было много городов и крепостей, и это привлекало соседних правителей приходить на Русь с грабительскими походами. Например, на владения Гертнита нападал соседний правитель — король Вилькин, страна которого находилась там, где теперь Свеяланд, Гёталанд, Сконе, Зеландия и Винланд, т.е. в нынешних южной Швеции и на южнобалтийском побережье.
В старости король Гертнит разделил свои владения между сыновьями. Владимир получил Русь, Pullinaland и титул короля. Владимир именовался как Владимир Новгородский (Waldemar konung aff Nogard), так и Владимир Хольмгардский (Waldimar af Holmgardi).
Отношения между соседними правителями в саге были осложнены постоянными войнами.
В правление короля Владимира это были войны между ним и между двумя союзниками — королем гуннов Атиллой и королем Тидреком / Дидреком Бернским. В одной из битв от руки Дидрека гибнет сначала сын Владимира, которого зовут Дидреком Владимировичем, что указывает на наличие междинастических браков, невзирая на многочисленные сражения. В другом сражении сошлись в поединке король Владимир Новгородский и Дидрек Бернский. Владимир был убит.
С гибелью Владимира прерывается, видимо, на какое-то время успешный период в истории Руси, поскольку в Тидрексаге исчезают рассказы о русах.
Кроме НИЛ, есть и другие источники, благодаря которым можно пополнить историю правления князя Владимира Новгородского. Например, нужные сведения имеются в таком памятнике как «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Списки Сказания сохранились в различных летописных памятниках. Л Грот использовала хронографический рассказ "о Словене и Русе и городе Словенске». В нем рассказывается о расселении предков русских в Восточной Европе, начиная с 2409 года до н.э. или с лета 3099 от сотворения мира.
Тогда, согласно Сказанию, роды князей Словена и Руса переселились от «Евксинопонта» в Прильменье, где они и их потомки создали мощную державу: «обладаша северными странами и по всему Поморию», а также — «до предела Ледовитого моря, по великим рекам Печере и Выми», …«за высокими и непроходимыми горами во стране… по великой реце Обве…Тамо бо берущи дорогою скорою звери, рекомого дымка, сиречь соболь».
Согласно сказанию, многотысячелетняя история народа, который стал называться «словяне и руси» или словяно-русы, прерывалась в Прильменье под влиянием различных катастроф. И население «...пустоты ради избегоша из градов в дальныя страны, овии на Белыя воды, иже ныне зовется Бело езеро… инии же по иным странам и прозвашася различными проимяновании. Овии же паки на Дунав ко прежним родом своим, на старожитныя страны возвратишась..».
Но потомки славяно-русов по прошествии времени возвращались на землю предков и начинали ее возрождать. В одной из частей Сказания упоминаются войны словено-русов с белыми уграми, которых принято отождествлять с гуннами: «…приидоша же на них угры белыя, и повоеваша их до конца, и грады их раскопаша, и положиша Словенскую землю в конечное запустение».
История гуннов в Восточной Европе относится, как известно, к периоду с конца IV века и по конец VII века. А на середину V века приходится время правления князя Владимира Новгородского, со смертью которого, можно предположить, и началось конечное запустение земель словено-русов. Но и этот период запустения прошел, и вновь вернулось разбежавшееся население на землю «праотец своих», и снова «Земля же Руская тогда сверже с себя ризы сетованныя и паки облечеся в порфиру и виссон и к тому уже не вдовствуя, ниже сетуя, но паки по сем же и дети разилоди и на многа лета опочивая пребывши с премудрым Гостомыслом».
Итак, сопоставление приведенных в статье источников дает основание полагать, что история князя Владимира Всеславича, фигурировавшего в былинах, в НИЛ и в Тидрексаге, относится к V в.
Л.Грот с С.Н.Азбелевым считают,что именно этот Владимир «послужил, очевидно, первым историческим прототипом былинного князя Владимира».
При этом не должно смущать то, что в НИЛ имя его отца указывается как Вандал. Это имя явно общеродовое. Известны вандальские короли и под персональными династийными именами. Одним из таких династийных имен было Вислав / Visislav. Вариантами Вислава / Висислава являются Вечеслав или Вячеслав, что родственно и Всеславу.
Теперь о прозваниях летописного и былинного князей.
Сакральная традиция поклоняться Солнцу как проявлению божества. Эта традиция была хорошо известна как у древних ариев, так и у древних русов.
При исследовании древнерусской солярной традиции удалось выявить, что в древнерусском пантеоне с солнцем было связано божество, известное под иносказательным прозванием Волос. Поклонение этому божеству составляло ядро древнерусских дохристианских верований. Это видно из ПВЛ, где ещё и князь Олег, и князь Святослав скрепляют договоры с Византией именем Волоса (наряду с именем Перуна) .
Эта древнерусская традиция имела глубокие корни. Именно благодаря ей былинный князь Владимир прозывался Владимиром Красное Солнышко. Традиция поклонения Солнце-божеству известна с эпохи бронзы. Например, в Южной Сибири и Центральной Азии она распространилось в ходе арийских миграций. Традиция поклонения Солнце-божеству была известна и саамам Кольского полуострова.
А у аборигенного населения Центральной и Восточной Азии главным культом был культ Земли.
Широкая распространенность традиции поклонения Солнцу как проявлению божества отразилась в русских былинах о Подсолнечном царстве, т.е. о царстве под охраной великого Солнце-бога. Царство это характеризуется в былине как царство великое, в котором правил царь Подсолнечный.
В это царство можно было долететь на орле самолетном, которого по заказу царя Василия Михайловича сделал царский мастер. Его сын царевич Иван Васильевич "Брал орла самолетного, Садился молодцом на того орла Улетал в далече чисто поле Под тые под облака высокие Увидал царство под солнышком Под солнышком царство великое В этом царстве Подсолнечном царевич увидел «терем — золоты верхи»".
Сторожа рассказывают царевичу, что "У нашего царя Подсолнечного Есть у него дочи любимая Молодая Марья Лиховидьевна."
Царевна Марья Лиховидьевна носит в былине и другое имя: Марья Лебедь Белая. Это прозвание соединяется с именами героинь и в других былинах, такими, например, как Авдотья Лебедь Белая, Маринка Белая Лебедь и встречается в былине новгородского цикла о Михайле Потыке, в былине «Иван Горденович» и др.
Лебедь в мировой мифологии известен как одно из зооморфных воплощений солнечного божества.
Б.А.Рыбаков отмечал, что сочетание солнечной темы с темой лебедей было популярно у разных народов, и напоминал в качестве примеров, что этрусскому искусству было хорошо известно символическое изображение солнечного колеса, влекомого лебедями, а в античной Греции сформировался целый цикл мифов о солнечном Аполлоне.
Мифы об Аполлоне неразрывно связаны с лебедями и с севером Восточной Европы или со страной гипербореев, куда уносили солнечного бога лебеди, впряженные в золотую колесницу . Согласно некоторым версиям древнегреческих мифов, из страны гипербореев происходила мать Аполлона Лето.
Известно и отождествление Лето с Ледой, родившей Елену от Зевса, явившегося ей в образе лебедя. Богатый материал о наличии древней традиции поклонения Солнцу как высшему божеству имеется в русской культуре.
В севернорусской ритуальной вышивке вплоть до наших дней сохранились образы женщины, стоящей в небесных сферах с жестом молитвенного благоговения пред великим светилом Солнца, в окружении свастических знаков и крылатых существ.
Многими исследователями отмечалась особая роль, которая отводилась образу лебедя в русском фольклоре.
Традиция поклонения Солнцу в образе божества была естественна русской культуре. От неё происходит и широкое использование в былинном эпосе прозвания князя Владимира Красным Солнышком или просто Солнышком («Добрыня и змей», «Добрыня и Настасья», «Илья Муромец в изгнании и идолище», «Иван Горденович», «Ставр Гординович»; в былине «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» князя называют Владимир Солнышко Сеславьев).
А князь Владимир Святославович (960—1015) вошел в историю c прозванием Святой, поскольку был Крестителем Руси и проводником христианства. Совершенно очевидно, что Владимир Всеславич Красное Солнышко и Владимир Святославович Святой — две разные исторические личности, принадлежавшие к разным эпохам.
И народная память их различала, наделив разными прозваниями, а вот историческая наука, начиная с эпохи Просвещения, стала их смешивать и видеть в них одно лицо. Одной из причин этому является невнимание науки к такому историческому феномену, как древнерусская солярная традиция или традиция поклонения Солнцу как проявлению бога.
Теперь хотелось бы обратить внимание на следующий факт. Былинного князя Владимира в поздние века именуют стольнокиевским (Солнышко Владимир стольнокиевский), т.е. место его пребывания — славный Киев-град, а Новгород не упоминается.
Как говорилось выше, король Владимир именуется и Владимиром Новгородским (Waldemar konung aff Nogard), и Владимиром Хольмгардским (Waldimar af Holmgardi) жил в V веке.
Перейдём к XI веку. Норвежский король Харальд Суровый (1046—1066) прожил жизнь, полную приключений. В 1031 году он прибыл в Киев и поступил на службу к Ярославу Мудрому, а в 1034 году отправился на службу к византийскому императору. Зимой 1043 / 1044 Харальд вернулся в Киев и женился на дочери Ярослава Елизавете. С молодой женой и богатствами, приобретенными на службе в Византии. Вот отрывок из саги, где рассказывается о возвращении Харальда к Ярославу Мудрому: «Харальд прибыл в Хольмгард и был подружески принят конунгом Ярославом. Он пробыл у него всю зиму» .
Из этого отрывка с достаточной определенностью можно заключить, что название Хольмгард в скандинавских сагах относилось не только к Новгороду, но и к Киеву. Следовательно, согласно Тидрексаге, к территориям, подвластным Владимиру, принадлежали и Новгород, и Киев.
Но тогда возникает вопрос: куда исчез Новгород из былин о князе Владимире Красное Солнышко?
Рассмотрим былину «Волх Всеславьевич».
Генеалогию этих героев А.Н.Веселовский сравнивает с Тидрексагой и поэмой об Ортните и полагает, что есть основание видеть в Волхе Всеславьевиче и Владимире Всеславьевиче братьев по отцу. Постановка вопроса очень интересная.
Обратим внимание на другой момент, а именно на поход Волха Всеславьевича в Индейское царство.
В былине приводятся величественные картины описания Индейского царства: И пришли они к стене белокаменной; Крепка стена белокаменна, Ворота у города железные, Крюки, засовы все медные, … Двери были у палат железные, Крюки, пробои по булату злачены... По мнению учёных, под Индейским царством подразумевалась некая неизвестная богатая земля и её правитель. И это при том, что в былинах, как правило, назывались вполне реальные страны.
Небезынтересно напомнить, что известный индолог Н.Р.Гусева связывала появление названия «Индия» с Русским Севером, соотнося с ним целый ряд северных гидронимов и объясняя их через санскрит. Обычно приводятся такие гидронимы, как Индега (Печерский уезд), Индога (Тотемский уезд), две Индиги (Мурманский и Мезенский уезды), Большая и Малая Индоманки (Вологодская обл.).
Но эта часть научной деятельности Н.Р.Гусевой подвергается резкой критике, поскольку её выводы (как и выводы её ученицы С.В.Жарниковой) идут вразрез с утвердившимся в науке взглядом о финно-угорском субстрате севера и центра Восточной Европы, в соответствии с которым вся топонимика указанного региона может толковаться только исходя из финно-угорских этимологий.
Но как Л. Грот удалось выяснить, работая со скандинавскими материалами, сама идея финно-угорского субстрата в Восточной Европе была рождена в лоне шведского политического мифа XVII—XVIII вв., т.е. вышла из лона ненаучного источника.
Миф о финнах как коренном населении севера и центра Восточной Европы явился плодом фантазии шведского писателя Олофа Рудбека и появился в его фантасмагорическом труде «Атлантида». Им увлекался сам Вольтер, благодаря чему мифы О.Рудбека, включая и миф о финнах, якобы населявших Восточную Европу до русских, вошли в европейскую науку через парадный вход.
Шведский исследователь готицизма и рудбекианизма Ю.Свеннунг (1895—1985) явно охарактеризовал «Атлантиду» как произведение, где шовинистические причуды фантазии шведов были доведены до полного абсурда. Однако часть фантазий О.Рудбека прочно закрепилась в российской филологической и исторической науке. Произошло это так.
Когда в начале XIX в. Финляндия из Шведского королевства перешла в Российскую империю, то «ученость» Рудбека стала вливаться в российское общество трудами финских филологов, таких как М.Шёгрен, М.А.Кастрен (1813—1853), Д.Европеус (1820—1884) и др. Образование они получали в шведских учебных заведениях и историю учили «по Рудбеку».Этими учеными была проделана гигантская работа по подгонке индоевропейской топонимики Севера и Северо-Запада Восточной Европы под финно-угорские этимологии, в силу чего шведский рудбекианизм и законсервировался в российской науке.
Но хотелось бы вернуться к рассмотрению былинного сюжета об Индейском царстве.
Имеется в виду описание приема у Лжедмитрия, которое приводит Н.М.Карамзин: «Во время обеда привели двадцать лопарей, бывших тогда в Москве с данью, и рассказывали любопытным иноземцам, что сии странные дикари живут на краю света, близ Индии и Ледовитого моря, не зная ни домов, ни теплой пищи, ни законов, ни Веры».
Под влиянием этого рассказа невольно напрашивается вопрос: не та ли это Индия у «Ледовитого моря» или на Русском Севере, которая фигурирует как былинное царство Индейское, куда ходил походом Волх Всеславьевич, откуда брал он себе в жены царицу Азвяковну, молоду Елену Александровну и где потом сам сделался царем?
Но если Индейское царство — это Русский Север, т.е. земли, которые на протяжении обозримой истории входили в Новгородскую землю, тогда можно разгадать и логику былин, согласно которой в рассказах о князе Владимире Красное Солнышко его величают только как Владимир стольнокиевский, а престол его находится в стольном Киев-граде, при этом же былинный Новгород прославляется как центр торговли впечатляющего масштаба, где в купеческих лавках не выкупить красного товара даже за бессчетную золоту казну.
Былина о Волхе Всеславьевиче сохранила наиболее архаичный пласт легендарно-исторических сведений. И несмотря на расплывчатость и мифологичность былинного материала, в нем можно различить исторически правдивый рассказ о древнейшем периоде истории Руси, складывавшейся благодаря слиянию северных и южных земель Русской равнины.
При этом былины зафиксировали не просто событийную канву, а сохранили первенствующую идею, заложившую основу древнерусской государственности: Русь скрепляют один центр верховной политической власти и единая сакральная традиция (в былинах это — православие, накладывавшееся на дохристианское мировоззрение и превращавшее разрозненные русские земли в Святую Русь). Поэтому два князя Владимира постепенно трансформировались в условные образы верховного правителя Святой Руси.
Начало рассказа о князе Владимире Красное Солнышко относится к V в. Киев-град был хорошо известен северным соседям Руси — творцам Тидрексаги. Но им был известен и великолепный Новгород. Поэтому Тидрексага видит на Руси два важнейших центра.
Итак, князь Владимир Красное Солнышко и князь Владимир Святославович — это два князя Владимира, первый из которых, предположительно, действовал в V в. Но ставя так вопрос, мы наталкиваемся на закоснелое убеждение, впитанное российской исторической мыслью с XVIII в. из западноевропейских утопий о том, что у русской истории не могло быть периода древнее, чем с IX в. А это отрезает гигантскую часть от русской истории и не позволяет древнерусскому Владимиру находиться в Приильменье в V в., а древним русам воевать с гуннами, как об этом рассказывает Тидрексага. Пока не позволяет
Оценили 2 человека
4 кармы