Тайны старообрядцев раскрыты! Наверное...

0 3087

Печатное слово как носитель духовности

Анализ бытования изданий старообрядческой печати в современных условиях

Для начала необходимо сказать несколько слов о том, что, начиная с 17 века юг Тюменской области исторически был одним из крупнейших зон расселения старообрядцев. У некоторых респондентов при определении самоидентификации встречается термин «староверы» - как интерпретация «приверженцы старой веры».

Но термин «старообрядческая церковь», «старообрядческий» мы встречаем в современных самоназваниях многих согласий. Также будем называть их и мы. На сегодняшний день как в Тюмени, так и в селах Исетского, Вагайского, Омутинского и других районов насчитывается достаточно большой процент старообрядческого населения. В самой Тюмени имеется как община приверженцев белокриницкой церкви, так и небольшие общины беспоповского согласия – часовенных, поморцев, федосеевцев. Нелишне упомянуть в данном контексте, что знаменитый советский разведчик Никанор (Николай) Кузнецов, учившийся в Тюменском сельскохозяйственном техникуме был родом из поморской общины д.Зырянка Талицкого района Свердловской области[ 4 ].

После ряда бесед с современными старообрядцами – большей частью респонденты являются людьми старшего пожилого возраста, можно с уверенностью отметить, что в ментальности, в этноидентификационной картине у многих из них до сих пор сохраняются категории, свойственные сознанию людей эпохи 17-19 веков, что, несомненно, является ценным антропологическим источником.

Сегодня мы поговорим в первую очередь о сохраняющемся трепетном отношении старообрядчества к книге, к печатному слову. Необходимо подчеркнуть, что за прошедшие годы, крайне непростые в отношении норм морали и нравственности, многие старообрядцы серьезно пострадали – утратили свои книги, иконы, литые образа, как, например, это произошло в д.Кирсаново Исетского района Тюменской области. Факт кражи древностей с погоста и из часовни до сих пор вспоминается всеми респондентами с болью и слезами. Ценности, кстати, не возвращены им до сих пор[8].

Мы будем говорить об изданиях старообрядческой печати 19-нач.20 веков в основном московских печатен [1,3] и о современных изданиях нескольких российских старообрядческих печатен[24]. И будем приводить наблюдения автора за проявлениями ментальности старообрядцев г.Тюмени, г.Кургана, сел Исетского района Тюменской области и Петуховского района Курганской области.

Итак, во-первых, надо отметить крепкие представления старообрядчества о том, слово, напечатанное и написанное, должно сохранять тот облик, в котором оно было запечатлено изначально. Вызывает уважение убежденность в том, что изменение внешнего облика слова – в угоду современным требованиям, диалектным произношениям – существенно меняет его содержание, что особенно значимо для произведений отцов церкви. Казалось бы, что может сделать разница в одну букву, но смысл приобретает разные оттенки: «норов» и «нрав», «голод» и «глад»… Во всех достаточно хорошо сохранившихся книгах мы находим в конце тома – на последней странице - точное указание, где, в какой год, в какой печатне и с каких образцов перепечатана данная книга. Как свидетельство ее истинности, отсутствия искаженных слов и речевых конструкций. В этом, кстати, можно отметить актуализацию ментальной категории самоидентификации старообрядчества – «мое слово, мое честное имя – залог истинности и правды в том, что я делаю».

Во-вторых, сохранение текста как логической структуры в грамматике тысячелетней давности в сознании старообрядчества так же значимо. Любой текст в богослужебных книгах – носитель мудрости, требует многократного прочтения, неторопливого обсуждения, осмысления, и в конечном итоге, личностного присвоения, чтобы прочитанное уже воспринималось не только текстом, а нравственной парадигмой, нормой мировосприятия. Происходит это во время бесед в перерывах между службами. Подобные беседы между очень пожилыми людьми не раз наблюдались автором, особенно во время Великого поста.

Любой текст, имеющий сакральное содержание, не может быть поруган – даже отдельные выпавшие листки из книг бережно хранятся, не выбрасываются. Редкие рукописные книги помещаются под охрану, как, например, это сделано поморской общиной в г. Кургане, на данный момент являющейся официально зарегистрированной организацией[20]. Все имеющиеся в библиотеке общины древние издания, по словам ее современного руководства, были доверены старыми наставниками общины контролю и охране местной службы КГБ еще в конце 80-х годов 20 века.

В третьих, любая старообрядческая богослужебная книга воспринимается как памятник веры, как святыня – но все же преимущественно людьми старшего поколения. Поколение их детей и внуков уже далеко не всегда демонстрирует такую же убежденность.

До сих пор в обращении с книгами сохраняется ряд жестких требований соблюдения чистоты – физической и духовной. Так, брать книги можно только чистыми руками, в процессе чтения используются указки, чтоб не водить пальцем по строчкам и не оставлять телесных следов на бумаге. Богослужебные книги, календари хранятся только в особом месте – на особом столике, накрытые чистой тканью, в отдельном шкафу или полках. В помещении, где хранятся книги, люди ведут себя подчеркнуто сдержанно, не разговаривают на повышенных тонах.

Женщины в период природной нечистоты не допускаются даже к перелистыванию книг, не то что к их чтению и исполнению службы (что является проявлением очень интересных категорий ментальности раннего средневековья об особой природе женщины).

Респонденты утверждают: «Книга требует, чтоб ее открывали. Читали, использовали для служб. Если книги долго не читать, они «замирают». Опять же считается, что человек, открывающий богослужебную книгу ради сугубого любопытства или чисто исследовательского интереса, не оказывает данной книге должного почтения, небрежен в вере. К книге надо обращаться как к мудрому, авторитетному собеседнику, олицетворению нормы, правильности, а не как к бездушному носителю информации.

Необходимо отметить особое отношение старообрядчества к книгам, владельцы которых уже умерли. Отсутствует в коллективном сознании современного старообрядчества категория собственности по отношению к богослужебным книгам - очень редко можно увидеть надписи на форзаце типа «Эта книга принадлежит…». Понимается, что человек как бы временно ими пользовался, и после его смерти книги должны быть переданы безвозмездно для дальнейшего использования другим сторонникам того же согласия – родственникам, наставнику, в общинную моленную или храм. Имя умершего пользователя книг должно быть поминаемо вслух на каждой службе.

Может быть, этими требованиями можно объяснить убеждения старообрядцев о том, что передача книг не единоверцам, продажа старых книг – страшный грех, поругание святынь, разрушение пространства живой памяти поколений. То же проявление ментальности характерно по отношению к вновь отпечатанным репринтным изданиям. Их не покупают – а как бы оплачивают расходы издателя по изготовлению и доставке носителя сакральных текстов.

Надо отметить, что современное старообрядчество не имеет характер закрытой секты, это такие же граждане Российской Федерации с четко осознаваемой гражданской идентичностью. Часть из них является (или являлась) государственными служащими, врачами, педагогами. Небольшой процент «молодого поколения» ведет довольно успешную предпринимательскую деятельность. Современные старообрядцы бывают и на службах в храмах РПЦ, и на Православных выставках, и в церковных лавках. И, когда обнаруживают факты открытой продажи печатных или иных старообрядческих древностей, небрежного отношения к вере, к концепции «святости», очень болезненно переживают и обсуждают данные факты в своем кругу.

Можно более подробно осветить спектр современных печатных изданий старообрядческих печатен, работающих на данный момент в России.

В первую очередь это репринты всех признаваемых староверием богослужебных книг, соответственно, любая община сейчас может быть обеспечена необходимым перечнем книг для отправления служб[29]. Затем довольно большую группу составляют репринтные же издания учебной литературы – учебники по закону божию, по обучению церковнославянской азбуке и чтению[24]. Особое внимание стоит уделить вновь издаваемым пособиям по знаменному пению[21] .

Также большой объем занимают издания по исследованию истории раскола. До сих пор это очень болезненная тема, поэтому переиздается много книг авторов 19-20 веков, и печатаются современные исследования, в которых даются ссылки на достоверные библиографические источники и приводится оценка событий всего периода раскола, исследование состояния веры и церкви до и после реформ Никона с точки зрения старообрядчества. Так, можно упомянуть многочисленные труды таких авторов конца 19 – начала 20 века, как выдающегося старообрядческого церковного и общественного деятеля Мельникова Федора Евфимьевича (1874-1960)[14], старообрядческого епископа Михаила (Семенова) (1874-1916) [7], Кириллова Ивана Акимовича [10], Сампсона Быстрова [2]. Выпускаются издания современных авторов – церковного историка, головщика Спасского собора Андроникова монастыря в Москве Кутузова Бориса Павловича [12], современного историка Урушева Дмитрия Александровича [22].

Очень интересную часть изданий и важную с точки зрения этнопедагогики представляют произведения назидательной литературы. «Цветник священноинока Дорофея» [5] , «Откровения Святителя Иоанна Златоуста», творения Святого Григория Нисского до сих пор являются самыми любимыми старообрядчеством произведениями подобного жанра, высшим примером сборников назиданий для воспитания подрастающих поколений, поддержания чистоты души и крепости веры. Можно сказать, что тиражей этих изданий всегда не хватает.

Единственным минусом в широком распространении новых печатных изданий можно назвать вымывание из обихода рукописных изданий, переписанных от руки текстов служб и молитв. Постепенно исчезает традиция церковного графического письма, рабочие пометки о ведении службы на полях печатных книг уже с 70-х годов 20 века производят беглым, «мирским» почерком, даже не полууставом. Надо заметить, что рукописное наследие староверия заслуживает отдельного подробного рассмотрения и является неоценимым источником для лингвистов, антропологов, этнологов, историков.

Также нужно отметить широкое распространение периодической печати. Регулярно происходит издание календарей – и настенных, и ежегодных, с подробным уставом соборной службы на воскресные и праздничные дни на каждый год. Каждое согласие старается пользоваться только «своими» разработками. Так, для старообрядцев-поморцев составителем ежегодного устава выступает в течение ряда лет отец Владимир Шамарин, Невская Старообрядческая Поморская Община, г. С.-Петербург [9]. Помимо календарей, на современном этапе в каждом регионе Росссийской Федерации издается свое периодическое издание – газетного типа или журнал. Например, духовно-просветительский журнал «Старая вера» Саратовской старообрядческой Поморской общины Древлеправославной церкви [19], «Сибирское слово», издание Сибирско-Алтайского совета Древлеправославной поморской церкви [18].

Сама структура журналов носит назидательный характер. Информация подается подчеркнуто сдержанно, без суесловия. Обязательно в каждом номере публикуются статьи, освещающие деятельность общин как в России, так и за рубежом – по строительству, реконструкции храмов или моленных, строительстве звонниц (напомним недавнее событие – освящение колокольни на Рогожском кладбище в городе Москве [11], строительство старообрядческого храма в городе Новокузнецке) [17 ]. В каждом издании приводятся отдельные статьи или выдержки из учений отцов церкви.

В журналах печатаются отзывы о поездках делегаций из разных общин друг к другу, о деятельности летних молодежных лагерей, обучении на духовных курсах [15,19]. Даются краткие, но методически верные рекомендации по формированию образовательной среды воскресных школ, духовных училищ[9]. Особые разделы посвящены публикации детальных биографий наставников общин, подробных некрологов об ушедших из жизни рядовых членах общин [9,18]. Только один данный раздел в периодическом издании может оказывать неоценимое педагогическое воздействие на весь круг старообрядчества – в его стремлении подчеркнуть чистоту жизненных установок, пройденного жизненного пути не только выдающихся, но и рядовых представителей старообрядческих общин.

И надо отметить, что ни в одном из изданий, с которыми я как исследователь ознакомилась, не было выпадов против официальной церкви, оскорбительных замечаний, признаков нетолерантного отношения. В ходе личных бесед с респондентами выяснялось, что многие очень пожилые люди (80-90 лет и старше) не доверяют до сих пор светским властям, помнят о репрессиях со стороны государства и официальной церкви по отношению к своим семьям и ко всему старообрядчеству. «Прощением только спасаемся» - говорят они. Но в более доверительной беседе бывает, что проскользнет высказывание: «Вот, в Деяниях они сами себя простили, а у нас прощения не попросили…» Речь идет о реакции старообрядчества на документ «Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их», где Поместным Собором Русской Православной Церкви было утверждено : «…и считать эти клятвы, яко не бывшие…» [ 6 ].

Довольно интересным будет отметить отношение старообрядчества к современным информационным ресурсам. Многие пожилые представители старообрядчества до сих пор избегают смотреть телевизор, ограниченно слушают радио, стараются избегать телефонной связи, особенно сотовой. «Молодежь» в возрасте 50-60 лет, однако, сотовые телефоны уже использует – с извиняющими их оговорками: «Мол, дети, внуки покупают, звонят».

Но вот интернет как средство связи и репрезентации многие представители старообрядчества принимают и даже одобряют. Видимо, данную позицию можно объяснить тем, что интернет предоставляет право свободного выбора, позволяет избегать навязанной информации. Так, уже давно и довольно успешно функционируют сайты Старове.ру [26], Русская вера [25], группы в социальной сети Вконтакте Древлеправославие [27], Русская вера [25], Знаменный архив головщика Глеба Борисова [28], Исмарагдъ - Церковная лавка старообрядцев [29]. Представители старообрядческих общин активно используют для дистанционного общения и презентации своих книжных изданий социальную сеть Одноклассники.

На этой оптимистической ноте можно было бы и закончить. Но надо отметить, что при анализе фотоматериалов, статей в периодической печати старообрядчества, выявляется тот факт, что молодое поколение, родившееся при Советской власти, не смогло по разным причинам воспринять всю полноту традиционной картины мира старообрядчества, и поэтому в журналах могут встретиться фотографии молодоженов в стилизованных, сценических, не аутентичных костюмах [18].

В статьях присутствует описание конкурсов, более присущих скаутскому лагерю, чем слету старообрядческой молодежи. О традиционных народных детских играх, народной педагогике не упоминается вообще. Хотя в быту староверческих семей, сохраняющих традиционный уклад, эти явления этнопедагогики присутствуют.

Также нельзя не упомянуть, что в России, и в Тюмени в том числе, существует большое количество приверженцев неоязыческих направлений. Так, небезызвестное объединение Александра Хиневича Церковь православных староверов-инглингов с дислокацией в г.Омске [23], позднее переименованная в Древнерусскую православную церковь славян –староверов, выступает серьезным искажающим и компрометирующим фактором в изучении и сохранении основ старой веры.

Несмотря на то, что в деятельности этого объединения силовые структуры выявляют признаки тоталитарной секты, спрос на ее издания только в России составляет сотни тысяч[13]. Можно обратить внимание, что позиции общего оформления изданий – дизайн обложек, оформление колонтитулов, тип печатного шрифта стилизованы под книги старообрядческих печатен, что вводит неискушенного потребителя в глубочайшее заблуждение [16]. Если в Омске, Тюмени подобные издания редко можно встретить в свободном доступе в книжных магазинах, то, например, посещая город – герой боевой славы Туапсе, в течение ряда лет автор встречала данные книги, крайне дорогостоящие, кстати, в продаже в центральном книжном магазине города. Хотя в Причерноморье, на Северном Кавказе встречаются небольшие старообрядческие анклавы, противостоять распространению подобного рода литературы невероятно сложно.

Подводя итог, отметим, что современная старообрядческая печать, сохраняя традиции древлеправославного книгоиздания, фиксирует тем самым проявления ментальности, традиционной картины мира людей ушедших эпох, что является бесценным антропологическим, историческим и социологическим источником. Сохраняя в неприкосновенности устои старой веры, старообрядческая печать продлевает жизнь существованию образа эталона православной веры, ортодоксальной церкви, как ее называют на западе. Опираясь на книгу, печатное слово как на символ, носитель идей духовно-нравственного воспитания, старообрядчество сохраняет основы традиционной педагогики русского народа, и, может быть, саму загадочную душу его в чистоте и неприкосновенности.

Библиография.

1. Алехина Л.И. Московские старообрядческие типографии. [ Лекция] [Электронный ресурс] // «Центральный музей имени Андрея Рублева»[Офиц. сайт].URL: http://www.rublev-museum.ru/museum/exhibitions_events_news/moscow_printing.aspx (Дата обращения: 03.05.2015).

2. Быстров С.И. Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности. - Барнаул: Изд-во «Фонд поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви», 2009. -122 с.

3. Викулова Н. Материалы к истории раскола в Курской области. [Электронный ресурс] // «Старообрядческое Подмосковье» [Офиц. сайт]. URL: http://www.genealogy-kzn.ru/kurk_raskol/ (Дата обращения: 10.05.2015).

4. Гусев М. Легендарный разведчик Николай Кузнецов — из семьи крепких уральских кержаков. [Электронный ресурс] // «Русская вера» [Офиц. сайт]. URL: http://ruvera.ru/articles/razvedchik_nikolaiy_kuznecov (Дата обращения: 02.05.2015).

5. Дорофей Авва. Душеполезные поучения.-М.: Изд-во «Сретенский монастырь», 2014. С.432

6. Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их. // Журнал Московской Патриархии. – 1971. – № 6. – с. 5-7. [Электронный ресурс] // «Наследие. Русский портал» [Офиц. сайт]. URL: http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=raskol.sobor1971 (Дата обращения: 02.05.2015).

7. Епископ Михаил (Семенов). Второй Рим. Великий разгром. - Барнаул: Изд-во «Фонд поддержки строительства храма Покрова…», 2004. -400 с.

8. Зеленская Ю. В огне горящие. //АиФ в Западной Сибири, № 10 (881) 07.03.12 [Электронный ресурс] // «Тюмень медиа» [Офиц. сайт]. URL: http://tyumedia.ru/80485.html (Дата обращения: 02.05.2015).

9. Календарь Древлеправославной Поморской церкви на 2015 год. Издание Единого Совета Древлеправославной Поморской Церкви.- М.: «Академиздатцентр «Наука» РАН», 2011. – 248с.

10. Кириллов И.А. Правда старой веры. – Барнаул: Изд-во «Фонд поддержки строительства храма Покрова…», 2008. -502 с.

11. Колокольня в Рогожской Слободе: освящение, фото, история.30.01.15 [Электронный ресурс] // «СТАРОВЕРУ» [Офиц. сайт]. URL: http://starove.ru/izbran/srochno-osvyashhenie-rogozhskoj-kolokolni-v-eto-voskresene/ (Дата обращения: 10.05.2015).

12. Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века: ее истинные причины и цели. – 5-е изд. –Барнаул: Изд-во «Фонд поддержки строительства храма Покрова…», 2009.-592с.

13. Кузьмин А. Г. Неоязыческая печать в современной России: особенности идеологии и пропагандистской деятельности. [Электронный ресурс]//URL: www.gramota.net/materials/3/2014/12-1/29.html (Дата обращения: 10.05.2015).

14. Мельников Ф.Е. Краткая история (древлеправославной) старообрядческой церкви.- Барнаул: Изд-во «Фонд поддержки строительства храма Покрова…», 2006. -572 с.

15. Православный старообрядческий церковный календарь. 2015 год [Электронный ресурс] // «Церковная лавка древнерусской литературы и утвари «Исмарагдъ» [Офиц. сайт]. URL: http://ismaragd.ru/product/kalendar_moscow_2015 (Дата обращения: 10.05.2015).

16. Славяно-Арийские Веды. Сантии Веды Перуна. Книга Мудрости Перуна. Круг Первый. Сага об Инглингах. - Омск, 2012. - 256 с.

17. Свиридов А. В Новокузнецке у старообрядцев появился свой храм. 12.10.12 [Электронный ресурс] // «Городской информационный сайт г.Кемерово» [Офиц. сайт]. URL: http://news.vse42.ru/feed/show/id/394408 (Дата обращения: 10.05.2015).

18. Сибирское слово. Издание Сибирско-Алтайского совета Древлеправославной Поморской церкви. – Таштагол, 2013, №7

19. Старая вера. Старообрядческий духовно-просветительский журнал. – Саратов: Благотворительный фонд поддержки и развития староверческого просвещения «Китежъ», 2013, №20

20. Старообрядцы в Кургане. [Электронный ресурс] // «Курганполит.ру» [Офиц. сайт]. URL: http://kurganpolit.ru/frontend/index/articles?act=article&id=622 (Дата обращения: 10.05.2015).

21. Сырцова А. Знаменное пение для начинающих. Учебное пособие. [Электронный ресурс] // «Церковная лавка древнерусской литературы и утвари «Исмарагдъ» [Офиц. сайт]. URL: http://ismaragd.ru/catalog/bogosluzhebnye/1/10 (Дата обращения: 10.05.2015).

22. Урушев Д.А. Возьми крест свой (история старообрядчества в событиях и лицах).- Барнаул: Изд-во «Фонд поддержки строительства храма Покрова…», 2009. -298 с.

23. Асгардское духовное училище Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов [Электронный ресурс] // «Великая Рассения» [сайт]. URL: http://rassenia.ru/news.htm (Дата обращения: 11.05.2015).

24. Церковная лавка РПсЦ . [Электронный ресурс] // «Церковная лавка древнерусской литературы и утвари «Исмарагдъ» [Офиц. сайт]. URL: http://ismaragd.ru/catalog/bogosluzhebnye/1/10 (Дата обращения: 10.05.2015).

25. «Русская вера» Первое новостное интернет-издание старообрядцев. [Электронный ресурс] // «Рувера.ру» [Офиц. сайт]. URL: http://ruvera.ru/staroobryadchestvo ; http://vk.com/ruvera_ru (Дата обращения: 10.05.2015).

26. Старообрядческая мысль [Электронный ресурс] // «СТАРОВЕРУ» [Офиц. сайт]. URL: http://starove.ru/about/ (Дата обращения: 10.05.2015).

27. Древлеправославие. Страница ВКонтакте. [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/drevlepravoslavie (Дата обращения: 10.05.2015).

28. Знаменный архив головщика Глеба Борисова. Страница ВКонтакте. [Электронный ресурс] URL: http://vk.com/public73872402 (Дата обращения: 10.05.2015).

29. «Исмарагдъ» Церковная лавка старообрядцев. [Электронный ресурс] // «Ismaragd.ru » [Офиц. сайт]. URL: http://ismaragd.ru/ ; http://vk.com/ismaragd (Дата обращения: 10.05.2015).

Просто новости – 245

Владимир Путин, как и обещал, посмотрел ролики блогера Влада Бумага, после чего Ютуб полностью лёг. Я, кстати, тоже глянул и сразу вспомнил, как гонял внуков от телека, чтобы не смотрел...

Только Бог с Россией будет всегда. Три задачи эры Путина

В России принято персонифицировать, переживаемые страной исторические периоды, связывая их с именами верховный правителей державы. Когда связывать не с кем, период называется Смутой.Пос...