Острота проблемы самоидентификации в России начала 20 века
На данный момент в современном российском обществе остро стоит проблема самоидентификации, и в особенности – этнической самоидентификации. Массовые молодежные движения разной направленности, протестные акции, происходящие в начале 3 тысячелетия, известные политики и политические объединения обращаются к теме сохранения национальной культуры, зачастую спекулируя остротой национального вопроса ради увеличения числа своих сторонников.
В случае с русским этносом национальная идентичность используется как инструмент для политической «мобилизации» самыми разными силами: от попыток адаптировать «русскую идею» к государственной идеологии до версий консервативно-националистических течений (от сталинистов до православных монархистов). Нормальная идентичность замещается гиперпозитивной (этноцентричной, этнодоминирующей или даже фанатичной), этнос консолидируется через самоутверждение и проповедь исключительности. По сути, идентификация становится своеобразным следствием «политической агитации», когда интеллектуалы не ограничиваются теоретическими штудиями, а пытаются активно формировать национальное самосознание. Идеологи находят в этнической идентификации тот ритуал, который выражает солидарность больших анонимных общностей и является катализатором социальной активности.
Тем не менее, проблему этносамоидентификации это не решает. С резким, с исторической точки зрения неестественно быстрым расширением городского образа жизни у всех народов, во всех странах неизбежно происходит болезненный слом поведенческих матриц и моральных установок. У всех народов основу его национальной культуры составляет то, что свойственно патриархальному, общинному укладу. Современный же город в российской действительности – это, как правило, территориальное объединение людей – индивидуалистов, со всем комплексом моральных установок на личный успех, не имеющих навыков поверять каждое свое действие интересами социума – общины. И молодежь, которая по природе своей всегда активно реагирует на любую дисгармонию, пытается найти выход из этой ситуации.
У любого народа основу личности составляют любовь к семье, к своему роду, преданность своей Родине, своей земле, трудолюбие, порядочность, разумность и безопасность поведения с точки зрения общинных интересов. В традиционной картине мира и русского народа, и татарского, и азербайджанского, и многих других, заселяющих территорию РФ – это базовые ценности. И поэтому необходимо вовлекать молодежь в освоение традиционных форм поведения, труда и досуга, восстанавливая, проживая их в городских условиях. В деле, не на словах ребенок и подросток осваивает культуру своего народа и учится уважать и принимать культуру других национальностей.
По мнению Волкогоновой и Татаренко[1], в неустойчивой ситуации «переходного общества» этническая принадлежность является способом вновь ощутить себя частью некоего социального целого, найти психологическую поддержку в традиции. В связи с этим не случайным представ¬ляется повышенное внимание к этнической идентификации. Более того, национальные и этнические проблемы являют¬ся одними из наиболее острых и болезненных в современном мире. Это явление (получившее в литературе название «этнического парадокса») стало своеобразной реакцией на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации. Поэтому наряду с открытостью, интенсивностью культурной жизни, поисками новых решений в переходные периоды жизни государств у людей очевидно возрастает тяга к конформизму, желание вновь обрести устойчивую социальную идентичность и связанный с нею психологический комфорт.
Определение этнической самоидентификации как психологического феномена.
Вообще на данный момент в России не очень много компетентных специалистов для решения проблем этнической самоидентификации, соответствующей парадигме общероссийской идентичности и интересам всего государства.
Следует отметить, что наиболее плодотворный теоретический и практический подходы демонстрируют российско-немецкие общества. Так, в 2010г в г.Москве Образовательно-информационным центром в Российско-немецком Доме при участии Немецкого молодежного объединения был проведен семинар по формированию и актуализации этнической идентичности. По словам психолога, доцента кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского городского психолого-педагогического университета, Марины Чибисовой, понимание сущности этносамоидентификации как этнопсихологического феномена необходимо для корректной формулировки практических задач, которые решаются специалистами этнокультурной сферы[2,с.5]
Совокупность представлений человека о себе составляет его идентичность. В самом широком смысле идентичность— это ответ на вопрос: «Кто я такой?». Обратим внимание: именно «кто», а не «какой». Оценочный компонент представлений человека о себе называется самооценкой и к этнокультурной деятельности непосредственного отношения не имеет. В ходе своего психологического развития каждый человек решает для себя две основные задачи. Во-первых, он стремится обозначить свою непохожесть на других, отличие от них. Во-вторых, ему необходимо найти свое место в социуме, из множества разнообразных социальных групп выбрать ту, к которой он будет принадлежать. В соответствии с вышеперечисленными задачами у человека формируются два различных вида идентичности: персональная (личная) и социальная (групповая). Персональная идентичность — это осознание человеком себя как уникальной личности, неповторимой и своеобразной. Социальная идентичность— это восприятие себя как члена определенной группы, ощущение принадлежности и эмоциональной привязанности к ней. Социальная идентичность может быть профессиональной (преподаватель), региональной (сибиряк), возрастной (пенсионер).Одной из разновидностей социальной идентичности и является этническая — осознание себя как представителя определенного этноса. Например, русский, бурят, российский немец — все это варианты этнической идентичности. Может показаться, что этническая идентичность — то же самое, что национальность. Однако это явления разного порядка. Национальность (этничность) — это социологическая категория, внешняя, формальная характеристика, которая отражается в различных документах (в свидетельствах о рождении и о браке, в анкетах и т.д.) и фиксируется на основании некоторых внешних параметров (прежде всего в качестве такого параметра выступает этническая принадлежность родителей). А этническая идентичность — это внутренняя, психологическая характеристика. Специалистам, работающим в этнокультурной сфере, необходимо помнить о том, что интерес к народу и его культуре не означает наличия соответствующей этнической идентичности, а знакомство с фольклором, языком, страноведением не обязательно повлияет на формирование этнической идентичности! Так, человек может прекрасно говорить, например, по-немецки, знать множество стихов и песен на диалекте и при этом считать себя русским.
Согласно большинству этнопсихологических концепций, этническая идентичность имеет трехкомпонентную структуру.
Когнитивный, или познавательный, компонент включает знания человека о своей этнической группе: самоназвание, особенности ее исторической судьбы, традиций и обычаев, элементов материальной и духовной культуры (народный костюм, фольклор, национальная кухня и т.п.), национальной символики и т.д. Сущность этого компонента можно выразить вопросом: «Что я знаю о своем народе?». Усвоение этих знаний происходит преимущественно в ходе неформального образования, общения с представителями своей этнической группы, а также через опыт непосредственного участия в традиционных мероприятиях и праздниках.
Аффективный, или эмоциональный компонент, отражает личное отношение человека к своей этнической группе и к принадлежности к ней, субъективную значимость данной группы. В зависимости от характера этого отношения выделяют позитивную и негативную этническую идентичность: человек может позитивно относиться к своему происхождению, гордиться своим народом, или, напротив, стыдиться своей этнической группы, относиться к ней с презрением. Этот компонент можно охарактеризовать таким вопросом: «Какие чувства я испытываю по отношению к своему народу и к себе как его представителю?». Для формирования этого компонента большое значение имеет получение информации о выдающихся представителях своего народа, об их достижениях.
На основе двух данных компонентов формируется третий — поведенческий. Он проявляется в способе организации бытовой и общественной жизни, стандартах и образцах деятельности. Этот элемент дает ответ на вопрос: «Что и как я делаю как представитель определенного народа?»
Какие психологические функции выполняет этническая идентичность?
Прежде всего, она способствует сохранению этнической группы. Как показывает история, этнос может существовать, утратив родной язык или государственность, переходя от одних обычаев и традиций к другим. Однако утрата осознания единства со своей группой и принадлежности к ней напрямую ведут к прекращению существования самого этноса. Помимо этого, этническая идентичность дает человеку чувство защищенности, удовлетворяет потребность в принадлежности к коллективу. «Я не один, таких, как я, много» — такое ощущение возникает, безусловно, не только благодаря этнической идентификации, но именно причастность к этнической группе является наиболее устойчивой и надежной по сравнению с другими.
Наконец, как показывают многочисленные исследования, позитивная этническая идентичность является основой конструктивного межкультурного взаимодействия. Прежде чем научиться продуктивно общаться с представителями другого народа, необходимо сформировать позитивное отношение к своему собственному.
1.О.Д. Волкогонова, И.В. Татаренко. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом. – М.: Мир России, №2, 2001
2. М.Чибисова. Понятие этнической идентичности: теоретические основы. //Информационно-методический журнал Biz –Образовательно-информационного центра в Российско-Немецком Доме в Москве, стр.5 –М.: 2010г, №2http://www.rusdeutsch.ru/file/BIZ/BB/biz-bote-02-2010.pdf
Оценили 0 человек
0 кармы