Историческая встреча: Президент и митрополит РСПЦ

2 2207

«Это историческая встреча», – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий, комментируя свое общение с Владимиром Путиным. Как отмечают сами старообрядцы, общение такого формата с главой российского государства последний раз имело место собственно до Раскола.

Фото: Кremlin.ru

«Это историческая встреча. Старообрядцы никогда не имели возможности, ни при царской власти, ни в советское время, чтобы предстоятель встретился с главой государства, и не просто встретился, но и обсудил какие-то нужды, проблемы, вопросы взаимодействия с государством», – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), митрополит Московский и всея Руси Корнилий.

Фото: Кremlin.ru

 Как рассказал владыка Корнилий, основой для встречи с главой государства послужила резолюция Путина на обращение старообрядческого сообщества. Речь в обращении шла о праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума (почитаемого в старообрядчестве как священномученика и исповедника), которое будет отмечаться в 2020 году.

На вопрос, удивило ли его, что президент проявляет интерес к фигуре протопопа Аввакума, собеседник отметил, что «протопоп Аввакум – это знаковая фигура». Аввакум Петров проявил себя как человек культурный, многие знали его как писателя, выступающего за чистоту веры, семейных отношений. «Так и мы хотим позиционировать этот юбилей. С точки зрения, чтобы не раскалывать общество, а находить что-то общее и важное», – подчеркнул митрополит.

Максим Горький: «Язык, а также стиль писем протопопа Аввакума и «Жития» его остается непревзойденным образцом пламенной и страстной речи бойца, и вообще в старинной литературе нашей есть чему поучиться». Оно и понятно, почему: по словам Николая Чернышевского, протопоп Аввакум Петров «…человек был, не кисель с размазней…»

Кроме того, как сообщил сайт РПСЦ, на встрече с президентом глава старообрядческой церкви обсудил реконструкцию памятников архитектуры в основных центрах празднования 400-летия протопопа Аввакума – на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы.

Ранее в комментариях митрополит Корнилий подчеркнул: «Глава государства впервые за последние 350 лет официально принимает предстоятеля Православной старообрядческой церкви». Поясним: именно 350 лет назад, в середине XVII века, в русской Церкви произошел раскол, следствием которого и стало разделение верующих на приверженцев старого обряда и тех, кто принял реформы патриарха Никона. Таким образом, предыдущим главой российского государства, официально принимавшим главу дораскольной церкви, был царь Алексей Михайлович.

«Старообрядчество было в гонениях – то сильнее, то слабее. В советское время очень сильно пострадало, тысячи храмов были разрушены, репрессировано все священство. Поэтому доброе отношение президента и вообще власти к нашей церкви очень радует», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД секретарь предстоятеля РПСЦ протодиакон Виктор Савельев. Ранее, в том числе в 2013 году, глава государства уже принимал митрополита Корнилия, но, как пояснил о. Виктор, на сей раз речь идет об официальной встрече – и в этом значительная разница.

«Митрополит Корнилий уже много лет официально присутствует на государственных торжествах, на оглашении посланий президента, и уже не раз встречался с президентом в составе различных делегаций, и даже имел короткий разговор с главой государства. Но такая полноценная, полноформатная встреча по сути является первой не только в новейшей истории, но и вообще за весь период существования старообрядчества в качестве конфессии», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД член комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, прихожанин московского Никольского храма РПСЦ Валерий Коровин.

За прошедшее время удается наладить взаимодействие государства со старообрядческими общинами и организациями. Так, в октябре прошлого года президентские гранты, среди прочих НКО, получили: московский духовно-просветительский центр «Криница» (работающий в храме Николы Чудотворца у Белорусского вокзала) и волонтеры, работающие в московской Рогожской слободе и сохраняющие Громовское старообрядческое кладбище в Санкт-Петербурге.

«В алтаре тренажеры стоят...»

В январе предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий обратился к депутатам Госдумы за содействием в возвращении храмов, проданных в начале 90-х годов сторонним организациям.

«Судьба храма Покрова Пресвятой Богородицы в Гавриковом переулке в центре Москвы – это вопиющий случай, – подчеркнул протодиакон Виктор Савельев. – До сих пор там располагается спортивный зал, в алтаре тренажеры стоят, боксом занимаются. Мы не можем это воспринимать иначе как кощунство».

Вопрос о возвращении храма верующим обсуждался, но он достаточно сложный, потому что храм был приватизирован в 90-х годах. Идет спор о том, насколько приватизация была законной. Судебная сторона на сегодня поддерживает владельцев, но возможны пути какого-то мирного решения.

Другой важный для старообрядцев вопрос – реконструкция Рогожского комплекса. «У нас есть здания, которые до сих пор, с советских времен, не было возможности восстановить, – рассказал о. Виктор. – В них должны размещаться образовательные центры, выставочные экспозиции, ремесленные мастерские. Поэтому для нас эта встреча с президентом была очень важна, и мы надеемся к 400-летию на положительные изменения на Рогожском комплексе».

«Православная традиция принимается во всей полноте»

«Встреча президента со старообрядческим митрополитом означает полную легитимацию старообрядчества со стороны власти. Она означает возвращение старообрядцев в качестве полноценного элемента российского общества – безо всяких оговорок, недомолвок и всякого рода негативных коннотаций и подразумеваний», – отмечает член Общественной палаты Валерий Коровин.

По мнению собеседника, «теперь старообрядцы не являются какими-то «недогражданами», какой-то неполноценной частью общества, как считалось ранее – особенно со стороны некоторых, наиболее ретивых представителей господствующей церкви». «Речь идет о тех, кто по инерции продолжали бороться со старообрядцами, называя их «раскольниками» и чуть ли не «врагами государства» (несмотря на то, что клятвы со старообрядчества были сняты еще в 1971 году)», – добавил Коровин. Собеседник имеет в виду «клятвы» – т. е. анафемы, которые были наложены на сторонников старого обряда на соборах в 1666–1667 годах. В XX веке позиция Московского патриархата по отношению к староверию смягчилась. На Поместном соборе РПЦ 1971 года клятвы по отношению к старым обрядам и их сторонникам были упразднены.

«Весь этот негатив давно уже не существует в российском обществе, и для него нет никаких оснований, – подчеркивает Коровин. – Но в государстве всегда принято смотреть на первое лицо, на некую официальную отмашку». Эта встреча также «является знаком, свидетельствующим о том, что православная традиция принимается государством во всей полноте», – добавил Коровин.

«Раскол русской церкви был драмой, которая подкосила российскую государственность на несколько столетий, создала атмосферу напряженности и взаимных упреков. Если в атеистический период для государства это не имело значения, то сегодня, когда православная традиция становится основой существования общества, то нерешенные, полуразрешенные и тянущиеся с давних времен недопонимания должны быть окончательно сняты, – отмечает Коровин. – И, собственно, этой встречей они были дезавуированы – никаких противоречий в нашем русском православном большинстве не существует».

«Хотя Русская православная церковь не находится с РПСЦ в литургическом общении, только в нашем содержательном диалоге вижу главную основу возрождения русского национального единства, разрушение которого было заложено даже не трагедией 1917 года, но Расколом XVII века», – в свою очередь заметил заместитель главного редактора телеканала «Царьград-ТВ» Михаил Тюренков, прихожанин единоверческого (ведущего службу по старому обряду) храма Московского патриархата.

«Старообрядцы – уж точно традиционная конфессия»

Встреча Путина и митрополита Корнилия имеет огромное символическое значение, соглашается и председатель комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

«Это говорит о том, что президент считает, что традиционные российские религии, а старообрядцы – уж точно традиционная конфессия в рамках православия, являются значимыми, уважаемыми. Президент обращается ко всем патриотически настроенным силам гражданского общества, которые несут высокие нравственные ценности. Мы хорошо знаем, как из рядов русских старообрядцев выходили виднейшие российские предприниматели», – напомнил Дискин в комментарии газете ВЗГЛЯД.

Серьезных проблем в отношении к старообрядцам в обществе нет, подчеркнул собеседник, добавив, что к нему, как к представителю профильной комиссии, обращались с жалобами представители других христианских конфессий, но старообрядцы – никогда.

Дискин напомнил, что митрополит Корнилий и патриарх Кирилл регулярно встречаются, как, например, в пятницу – в рамках Совета при президенте по взаимодействию с религиозными организациями. «Если у них появится такое желание (сближение РПЦ и старообрядцев), не думаю, что им нужен светский посредник в лице президента. Насколько я знаю, пока задача такая не стоит», – подчеркнул Дискин.

http://www.vzglyad.ru/society/...

А вместе с тем, если посмотреть на ситуацию с точки зрения старообрядчества, то именно современная церковь ( РПЦ) и является раскольнической, изменившей традиционные основы русского православия и в силу поддержки правящих кругов проводившей в течение более чем 300 лет целенаправленный геноцид старообрядческого населения. 

В виде справки: где и сколько живет старообрядцев?

Самый большой процент старообрядцев в России — в Нижегородской области. Крупные общины существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани и Нижнем Новгороде. Но точное количество подсчитать невозможно.

По данным Министерства юстиции, в России зарегистрировано и действует 336 старообрядческих религиозных организаций:

Русская православная старообрядческая церковь — 176;

Русская древлеправославная церковь — 99;

Древлеправославная поморская церковь — 46;

Федосеевское согласие — 10;

Другие согласия — 5.

В Санкт-Петербурге 3 общины поповцев: Покровская, Лиговская, Громовская, беспоповцев — 1. У всех направлений старообрядчества есть общины в других странах. Большинство староверов живут в городах. В Москве 8 старообрядческих храмов разных согласий. В Санкт-Петербурге — 5. Не у каждой общины есть свой храм. Количество общин-приходов, храмов и зарегистрированных юридических лиц, как правило, не совпадает.

Большие общины староверов-беспоповцев находятся в Латвии, Литве, Белоруссии, Румынии. Много староверов-поповцев на Украине, в Молдавии, Румынии, Австралии и США. Староверы живут в Эстонии, Польше, Болгарии, Италии, Уругвае, Аргентине, Бразилии, Боливии, Чили.

Продают на всех стройрынках заранее зная результат: почему продавцы не говорят о главном недостатке прозрачного профлиста
  • sam88
  • Сегодня 06:24
  • В топе

Традиционный анекдот в тему:Жили были два соседа. Один алкаш, второй трезвенник. И вот в один прекрасный день они встречаются на улице. Алкаш, как всегда в состоянии нестояния, грязный...

Доллар изыди!

Здравствуйте, мои дорогие читатели.  Весь мир с интересом наблюдает за процессами, происходящими с самой переоценённой валютой в мире. По данным МВФ, доля доллара в мировых золотов...

Ставка ЦБ и "мы все умрём"

Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

Обсудить
    • Net
    • 18 марта 2017 г. 13:48
    старообрядческая церковь должна воскреснуть в дораскольническом состоянии и выйти на уровень РПЦ .. все раскольнические общины ( беспоповцы, хлысты, молокане и пр.) должны оставаться сектами и быть зарегестрированы.. порядок и тут нужен
  • вот. доверяю. но похоже на подготовку к неомонархистскому формированию Государства