Слово бездуховность, наверное, понятно всем, о нем часто говорят представители различных религиозных конфессий, деятели культуры, педагоги, общественные деятели. Это слово предполагает такое отношение к жизни и соответствующее поведение, при котором проявляются самые низкие человеческие пороки — распущенность, грубость, наглость, хамство и многое другое из длинного перечня качеств, которые называют как качества тамаса и раджаса.
А вот слово псевдодуховность, может быть, у многих ни с чем не ассоциируется, за ним не стоит явление, которое всем понятно, в отличие от бездуховности. Но именно псевдодуховность является еще бóльшим злом в силу своей непонятности и замаскированности под духовность. Примитивная бездуховность очевидна, и здравомыслящие люди стараются избегать ее проявлений, хотя, конечно, сегодня многие ужасные явления в виде различных излишеств, извращений, откровенной пошлости и разнузданности вошли в общественное сознание почти как нормальные. Но все же для многих людей низость их очевидна. А вот псевдодуховность — это высшая степень бездуховности, прикрывающаяся духовностью, и ее проявления для многих совсем не очевидны. По большому счету, крушения цивилизаций происходят из-за того, что элита, призванная давать образцы духовности, погружается в псевдодуховность.
Степень лицемерия может доходить до таких пределов, что о духовности, культуре и морали могут говорить и даже поучать те, кто всегда заботился лишь о внешней стороне законности и видимости правильности, полагая, что моральность и духовность состоит в том, чтобы убеждать всех в своей собственной высокоморальности и непогрешимости.
Проблема эта, между прочим, отражена и в Евангелиях, в утверждении, что многие «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» и совершенно не задумываются о том, что видимость есть тлен и прах, как говорил Г.С. Сковорода, а ценно лишь состояние внутренней сущности человека. Эта идея — лейтмотив всего философского учения Христа.
С явлением псевдодуховности связаны все беды и пороки, существующие в современном обществе и у современной цивилизации, и у всех прошлых цивилизаций, крушение которых было связано с необходимостью восстановления равновесия, утраченного из-за несоответствия претензии на проявление духовности и реальностью ее проявления.
Почему существует сегодня это несоответствие? Потому что в сознании современного человека все еще нет представлений о «видимости» невидимого, а значит, существует иллюзия, что можно что-то изображать из себя и иметь от этого для себя пользу.
Человеческая духовность определяется способностью проявлять энергии духа, которые в потенции находятся в каждом человеке, но их проявление возможно только через очищение сознания от вибраций, связанных с низшей природой человека, т.е. с раджасом и тамасом. Когда же самостный человек начинает причислять себя в силу наличия каких-то внешних атрибутов, или в силу образования, или в силу занимаемой должности к носителям духовности, не освободившись от раджасических и тамасических энергий или вибраций и соответствующих самостных проявлений, то возникает именно это явление, которое называется псевдодуховностью.
Именно об этом явлении говорил две тысячи лет назад Иисус Христос, который вновь провозгласил высочайшую идею возможности достижения человеком состояния богочеловека, с одной стороны, а с другой, предупреждал об опасности лжи, лицемерия и всяческих зол, которые могут твориться с именем Бога на устах людьми, убежденными в своей духовности только потому, что они одели соответствующие одеяния и произносят соответствующие слова. В Евангелии от Матфея, например, можно прочитать:
«27. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.
28. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»1.
Так что проблема псевдодуховности — это древнейшая проблема. Перепутав сиюминутную текущую пользу и выгоду с истинным Благом, человек прикладывает огромные усилия к поиску собственной эгоистичной выгоды, часто прикрываясь моралью.
В современных политологических словарях есть термин, отражающий духовное состояние современного общества. Легализм — поведение, которое только внешне согласовывается с общепринятыми моральными нормами, не отвечая истинному духу морали. Соблюсти формально законность так, чтобы комар носа не подточил, — забота многих представителей сегодняшней элиты.
Возникает вопрос: зачем мы пытается изображать из себя то, чего нет на самом деле? Ответ простой: более привлекательно выглядят те, кто внешне красив, добр, ласков и т.д. Ситуация типичная, обычная, которая отражает склонность современного человека больше казаться, чем быть. Огромное количество усилий человек тратит на то, чтобы внешне что-то из себя изображать, глубоко сокрыв то, что у него внутри.
При этом человек в силу неведения не думает о правильности совершаемых действий, он создает иллюзию для других людей, вредя при этом прежде всего самому себе, поскольку усиливает в своем внутреннем человеке накопления негативных энергий-состояний, неизбежно приводящих к страданиям.
История человечества — это иллюстрация борьбы истинной духовности и псевдодуховности, правды и лжи, философии и софистики. И эта борьба идет на внутреннем плане каждого человека. Ее нет у животных, поскольку животные воплощают собою низшую природу, ее нет у людей, достигших состояния святости, поскольку они стали олицетворением Высшей природы.
Преодоление явления псевдодуховности возможно лишь тогда, когда представления об энергетическом составе человека станут общераспространенными, и для каждого человека станет очевидным и неприятным напитывать себя энергиями тамаса и раджаса, как неприятно сегодня нормальному человеку питаться гнилой, разлагающейся пищей.
Фрагмент из "Тройсвенность и двойсвенность Природы человека." - Харьков: ЦСФИ, 2010. - 52с. Гальченко Г.И.,...
Оценили 4 человека
4 кармы