Хотко С.Х. - Очерки истории черкесов от эпохи киммерийцев до Кавказской войны (фрагмент из книги)

0 6873

Эмиграция адыгов в страны Восточной Европы носила не только военный, аристократический характер, но и простонародный, крестьянский. Адыги-крестьяне могли покидать родину вслед за своими господами, но чаще всего стихийно, соблазнившись свободными землями, возможностью самим решать свою судьбу. Многие из них вступали в казачье братство в Запорожье. Адыги могли с легкостью проникать на Украину морским и речным путем, т.е. пользуясь теми транспортными артериями, которыми так и не сумели овладеть кочевники. В этой связи мы можем предположить, что на Украину таким путем проникали в большей степени уроженцы горных, приморских областей Черкесии, имевшие репутацию превосходных мореходов и пиратов. Здесь надо вспомнить указание Арнольда Тойнби на то, что первые казачьи общины возникли по островам Днепра и удержались внутри тюркского мира именно благодаря тому, что занимались пиратством: степь принадлежала тюркам, а реки казакам. Но к XIV-XV вв. мореходные навыки и, тем более, традиция морского разбоя были давно утеряны и в среде южнорусского населения. До прихода монголов русские уже два с половиной столетия не знали моря, выход к которому был отрезан сначала печенегами, затем кипчаками. Последние примеры русского пиратства относятся к Х в. Напротив, горы Адыгеи всегда давали прекрасную возможность к пиратству, традиция которого не прерывалась здесь со времен Страбона. Образование первой казачьей республики на Хортице - есть результат адыгского пиратства, нуждавшегося в крупных операционных базах вне метрополии.

Новейший исследователь темы казачьего мореходства В. Королев (Ростов-на-Дону), подчеркивает значимость черкесского фактора: «Казачья морская история резко противоречит довольно популярной «татарской» гипотезе происхождения казачества по той причине, что татары не занимались мореходством. Из восточных версий подходящей с морской точки зрения оказывается «черкесская» гипотеза. В XVI в. черкесы (адыги) жили на побережье Азовского моря; в том числе в дельте Дона, и только потом были оттеснены на Таманский полуостров, а в последствие и в горы. От упомянутого столетия дошло довольно много информации о черкесских действиях на море, вполне подобных казачьим. Морская активность адыгов продолжалась вплоть до Кавказской войны XIX в., и известны случаи нападения черкесских судов на корабли российского Черноморского флота. При этом надо подчеркнуть, что гребные суда адыгов внешне напоминали казачьи струги. Но их детальным сравнением пока никто не занимался, и трудно сказать, есть ли в этом сходстве «генетика»».

Перемещение масс населения из Черкесии на Украину не связано исключительно с историей образования казачества, но последнее, без сомнения, впитало в себя большую часть адыгской эмиграции начиная с XIV-XV вв. Термин казак уже породил в историографии множество дискуссий. В тюркских языках он имеет толкование «свободный человек», «пограничный житель» и впервые упоминается в Тарих Рашиди в середине XV в. Прояснение этимологии этого термина не входит в наши задачи. Ясно, что этот термин в XIV-XV вв. не имел определенного этнического содержания и употреблялся по адресу славян, тюрок, черкесов и других национальных групп. Северные узбеки, населявшие среднеазиатскую степь и не вошедшие в состав централизованного узбекского государства со столицей в Самарканде, получили в XV в. название казаков. Пиратская республика на Хортице, по всей видимости, черкесская по происхождению, получила название казачьей. Ватаги разбойников, уроженцев южнорусских областей, Литвы и Северного Кавказа, также звались казаками. То, что в среде раннего казачества доминировали черкесы, определило и название украинских земель Черкасией. Разница между терминами черкас и черкес исключительно звуковая, но не содержательная. До XVIII в. включительно адыгов на Кавказе русские и европейские источники называли черкасами, а их страну Черкасией. Другие произношения: шаркас, джихаркас, джарказ, циркас, таркас и т.п. Филипп Брун, автор двухтомного трактата «Черноморье» отмечал, что в источниках XIV-XV вв. под термином казак подразумевались исключительно черкесы. Эдмунд Спенсер также считал черкесскую эмиграцию и наемничество определяющими факторами в появлении такого социального феномена, как казачество: «Вероятно, черкесы, которые на протяжении веков вели полувоенный, полубандитский образ жизни и бывшие одновременно телохранителями султанов Египта, Турции и Крымских ханов были известны окружающим народам под этим названием (Kassack), которое давалось каждому племени, ведшему такой образ жизни».

Академик Н.Я. Марр обращал внимание на возможную генетическую и лингвистическую преемственность этнонимов казак и касог. Одна из форм термина касог - касах или касак. Персы именовали так жителей Западного Кавказа. Затем этот термин переняли арабы (кашак у Масуди). Г.А. Меликишвили считал возможным возводить касогов-кашагов к кашкам (кашк, каск), хаттоязычному этносу на северо-востоке Анатолии. Взаимосвязь этих разновременных этнических наименований хотя и проблематична, но вполне вероятна: точно также как анатолийские кашки совпадают с западнокавказскими кашаками, так и соседи кашков абешла напоминают нам самоназвание абхазов - апсуа, а также термин апсил, название одного из племен абхазского средневековья. Эд. Гиббон (конец XVIII в.), один из лучших знатоков истории Черноморья, писал: «Казаки были черкесские эмигранты, их первоначальная родина находилась среди западных областей Кавказа и называлась во времена Константина Порфирородного Касахией». Автор истории Крымского ханства И.Э. Тунманн (конец XVIII в.) относил появление первого казачьего сообщества к XV в. и считал его следствием черкесской эмиграции: «Черкесы завладели Керчью в Крыму, часто нападали на этот полуостров и другие европейские местности, сделались основным составом образовавшихся тогда казацких народностей и основали в Египте знаменитую династию. Кубанские черкесы удерживались как на Кубани, так и на Дону. Там составляли они, хотя и сильно смешавшись с русскими, донское казацкое государство». Эта цитата из Тунманна многократно воспроизводилась в XIX веке (С. Броневский, И. Бларамберг и др.). Сам первоисточник при этом не упоминался, а мнение Тунманна не оспаривалось. Привлекательность этого отрывка заключалась в том, что Тунманн кратко и точно отобразил наиболее яркие проявления черкесского средневековья: создание черкесского государства в Египте (1382-1517гг.) и первой казачьей-черкесской республики на Украине. Эти события были связаны с особенностями социального развития Черкесии в XIII—XV вв., вызвавшими перманентную эмиграцию. Неслучайно, что и Эд. Спенсер увязывал усиление мамлюков и казаков с проблемами эмиграции из Черкесии.

В российской историографии проблема черкесского присутствия на Украине не ставилась и не получила до сих пор сколько-нибудь детального освещения. Вместе с тем, мнение о черкесском происхождении казачества высказывали (одной-двумя строчками или одной страницей) основатели исторической науки в России И.Н. Болтин, В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин. Они с уверенностью отмечали черкесское происхождение первых казачьих отрядов, но столь же уверенно сводили черкесский фактор к минимуму - эмиграция носила разовый характер, ее инициировали ханы или баскаки Золотой Орды, а черкесы-переселенцы очень скоро ассимилировались. И эти, и все другие историки знали и признавали тот факт, что сама страна Украина носила название Черкасии с XV по XVII вв. Уже одно это обстоятельство должно было сподвигнуть исследователей на предметный и неспешный анализ темы, но за исключением двух или трех статей на протяжении двух веков, которые далеко не исчерпывают этой темы, мы не имеем значимых результатов. Причина игнорирования этой темы - исключительная зависимость историка от власти в нашей стране.»

«…Многие из этих черкесов, по всей видимости, навсегда остались на Руси. Мы можем предположить, что такие фамилии как Бган, Касогов, Хетитов, Нардуков восходят к касожской диаспоре XI-XII вв. К этому периоду относится и дискуссионная проблема этнической атрибуции так называемых «черных клобуков », занимавших земли к югу от Киева и Чернигова. «Черные клобуки» вели оседлый образ жизни, жили хуторами, но не имели городов и четко выраженной государственной организации. Антропологически они принадлежали к средиземноморско-балканской расе. Они имели репутацию превосходных всадников и их с охотой принимали на службу князья Киева. В целом, большую часть домонгольского периода «черные клобуки» являлись союзниками русских, за что страдали от нападений половцев. К коалиции «черных клобуков» принадлежали мелкие племена ковуев, или куев, торков и берендеев. Все эти всадники носили высокие черные конусообразные шапки - отсюда и название «черные клобуки». Подобный головной убор был характерен для абхазо-адыгов от эпохи сарматов до XIX века. Необычно высокие колпаки (абх. хылпак – шапка, где (а)хы – голова, (л)пак (ее) покрытие) носили адыгские аристократы-уорки, а затем все, кто мог это себе позволить. Этот головной убор стал очень популярен у садзов, убыхов и западных абхазов. В XIV в. черкесы в Египте носили такие высокие черные колпаки, что резко выделяло их из местной и мамлюкской-тюркской среды. Т.Д. Равдоникас, признанный специалист в истории одежды населения Северо-Западного Кавказа, особо отмечает, что конусообразные высокие шапки являлись характерной чертой абхазо-адыгского костюма на протяжении 2—2,5 тысяч лет. Очень важно, что позднейшие русские летописцы XIV-XVBB. отождествляли «черных клобуков» именно с черкесами. Вот, например, отрывок из сводов Воскресенской и Киевской летописей: «И сконе свою дружину пойде, пойма с собой Вячеслав полк весь и вся черные клобуки, еже зовутся черкасы». Имея в виду этот серьезный источниковый фон нам представляется неуместной та легкость и безаппеляционность, с которой некоторые отечественные авторы относят «черных клобуков» XI-XII вв. к тюркам. Мы, в свою очередь, можем предположить, что «черные клобуки» в Поднепровье являлись остатками старого сарматского населения. Таким образом, они вряд ли являлись эмигрантами из Касогии (Черкесии), но этнически и культурно были связаны с абхазо-адыгским миром Западного Кавказа, Собственно «казачья» эмиграция из Черкесии началась в золотоордынскую эпоху. «В 1282 году, - отмечал И.Н. Болтин, - Баскак Татарской Курскаго Княжения призвал Черкес из Бештаю или Пятигорья, населил ими слободы под именем козаков. Разбои и грабежи, производимые ими, произвели многие жалобы на них; для коих наконец Олег Князь Курский, по дозволению ханскому, разорил их жилища, многих из них побил, а прочие разбежалися. Сии совокупясь с Русскими беглецами, долгое время чинили всюду по дорогам разбои, укрываясь от поисков над ними по лесам и оврагам. Много труда стоило всех их оттуда выгнать и искоренить. Многолюдная их шайка, не обретая себе безопасности там, ушла в Канев к Баскаку, который и назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они и построили себе городок и назвали Черкаск по причине, что большая часть их были породою Черкасы». Говоря о черкесской эмиграции на Украину и в Россию И.Н. Болтин опирался на Лаврентьевскую летопись, но те листы, содержащие эту информацию, были утеряны в XIX в. Мы можем с уверенностью сказать, что цитата из Болтина является очень точным пересказом соответствующего места из Лаврентьевской летописи. Эта уверенность основана на том факте, что другие крупные историки XVIII в. - В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин - также пользовались этим летописным сводом и так -же точно установили черкесскую природу ранней казачьей общины на Днепре. В.Н. Татищев явно читал тот и же источник, что и Болтин: «Первые казаки сброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 столетии явились, где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли, потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре , построили». Карамзин отмечал этническую взаимосвязь «черных клобуков», берендеев, торков, касогов, черкесов и казаков.

Эмиграция черкесов на Украину в XIV-XV вв. носила столь масштабный характер, что сама страна получила название Черкасии. Это название удерживалось в официальных документах вплоть до начала XIX в. «До царствования императора Александра 1-го, отмечал украинский историк В. Гатцук, - когда кавказские Черкесы, не пожелавшие-добровольно покориться, были объявлены «врагами России», - не только русский народ, но и официальные бумаги называли Малороссиян Черкасами».

Сведения о средневековой адыгской диаспоре на Украине достаточно разнообразны и подробны. Трудность анализа состоит в том, что адыги селились по преимуществу в юго-восточных районах Украины, которые входили в состав Речи Посполитой номинально, очень часто здесь даже не было представительств общепольских государственных институтов, как например в Киеве или в Полтаве. Соответственно этот регион был слабо затронут письменной традицией Кракова или Варшавы. Прибытие эмигрантов из Черкесии никто не фиксировал, а то обстоятельство, что черкесы принимали христианские имена лишь добавляет проблем в изучении этой непростой темы.»


«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Отважные зачистили Очеретино и освободили Новобахмутовку, штурмуют Новокалиново, Семеновку и подходят к Керамику

Украинские военные аналитики публикуют новые карты, признавая полный провал ВСУ на Авдеевском направлении:➖«ВС РФ взяли Очеретино и Новобахмутовку, имели успех в направлении Керамика и в Семеновке».➖«...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...