Юрий Ульянов. Светлый праздник Троица!!!

0 79

14 мая 2024 года. Юрий Ульянов

Троица, самый загадочный праздник на Руси, вобравший в себя мудрость поколений. Что мы знаем? В 381 году, в Константинополе, на II Вселенский соборе, сформулировано учение о Троице. Но это не только догмат о равенстве и единосущии всех Божеских лиц.

В Троице отражено триединство мироздания, которое волнует умы и по сей день. 

Все знают про Ньютона, который открыл «Закон всемирного тяготения». Говорят, яблоко ему сначала на голову упало.

Интересно, какое еще, ему яблоко упало, если Ньютон, член тайного ордена розенкрейцеров, в 1690 году написал богословский трактат «An Historical Account of Two Notable Corruptions of Scripture». Сейчас трактат Ньютона, хранится в библиотеке Ватикана, с которым периодически знакомятся католические богословы.

А у Нас?

Если посмотреть на творение Андрея Рублева, совершенно другими глазами, отбросив все религиозные предрасудки, нам откроется много нового. Вот так, в одном шедевре, вплетено множество форм идей и смысла. Образ ёмкий, глубокий и сжатый. Это отражение миропонимания триединства мира автора, жившего на Руси, в гениальном произведении, волнует и по сей день умы мыслителей. Известны более 30 толкований Рублёвской Троицы.

Может у Ньютона есть подсказки?

Труд Ньютона, доступен избранным богословам, потому что противоречит Католической церкви.

МАЛЕНЬКИЕ СОМНЕНИЯ УКРЕПЛЯЮТ ВЕРУ, незыблемая истина. Поэтому, трактат хранящийся в Ватикане, до сих пор востребован. Учёный, взяв первоисточники на греческом и латыни показал, что фразы «на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» нет в оригиналах Евангелия. Но! Тут можно констатировать, что какую ненависть ни питает Католическая церковь к православию, из века в век, но признала первенство за Русской церковью в философской религиозной мысли. Троица, в текстах Нового Завета, у католиков, введена по приказу кардинала Сиснероса, в 1515 году.

Можно смело сказать что Троица, чисто Русский праздник.

Сейчас на Троицу все приносят в дом три ветки березы. Считалось, так можно защитить свой дом, членов семьи, от всего зла.

«Тремя веточками - от молодой, постарше и старой берёз; считали, что они будут охранять дом от гроз. Освящённые ветки втыкали также в стены домов, под "застреху" - на крышу под главное коневое бревно, ставили в изголовье кровати, привязывали по прутику к койкам родителей и в коридоре к перилам».

Есть деталь! Ещё на Троицу принято украшать все зеленью, на пол кладут свежескошенную благовонную траву. «Троицкие травы», - мята, чабрец, чабер, зоря, калуфер, любисток, ковыль, подорожник, пастушья сумка, малошник, плакун, багульник, полевые цветы... Зачем? Только ради запаха - ароматерапия?

Стоит вспомнить обычай, стелить сено в доме на Быдний вечер, когда в дом, на совместную трапезу, приглашаются умершие родичи. Но это зимняя ночь, а Троица, праздник летом. В мордовских деревнях на Троицу возле окон дома, ставят ветки березы. Считается, что на ветках березы, отдыхают вернувшиеся в этот день на землю души умерших предков, заглядывая через окна. У русских, смысл тот-же, в различных вариантах. А в православной традиции, береза является главным атрибутом праздника, ее ветви символизируют силу Святого Духа. Только через три дня, после праздника, травы выметали из домов.

Накануне больших праздников, принято устраивать генеральную уборку в доме. Ведь в День Троицы, строгий запрет на уборку, шитье, стирку, выполнение любых работ по дому.

В этот день, нельзя копать, беспокоить землю, в ряде мест был запрет косить траву и рубить деревья.

В родительскую субботу - день, предшествующий Троице, - посещают кладбища и поминают усопших, а под вечер собирают тридцать три лекарственные травки. Сейчас просто, собирают букет, где есть либо 12 различных цветков, либо их 33, который ставят на стол в доме. Но лучше, если это будут лекарственные травки.

В пользу этого, можно процитировать Максимова, который в 1913 году писал следующее,

- "Троицын день можно с полным основанием назвать «зелёными святками», и не только потому, что в этот день прихожане выстаивают в церквах обедни с букетами луговых цветов (в Ярославле называют «духами») или ветками деревьев, но и по той причине, что как улицы, так и дома украшаются берёзками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивают и хранят за иконами ДЛЯ РАЗНЫХ НАДОБНОСТЕЙ: их кладут под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек, и на чердак, чтобы устранить пожарные беды. Деревья свозят на деревенские улицы целыми возами и украшают не только двери, но и косяки окон, а, в особенности, свою «матушку-церкву», пол которой усыпается свежей травою: ее всякий, при выходе от обедни, старается захватить из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить, как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, иные вьют венки и кладут их в горшки при рассаживании капусты».

Напомню, что листва березы, сама является антиаллергичным средством, а березовый дёготь - бактерицидным. А другие целебные травки можно узнать, заглянув в справочник лекарственных растений. Справочник ещё пригодится, впереди Купало, когда собирают 77 лекарственных трав!

Троица.

Это повод побыть на природе, соблюдая многовековую традицию, накрыть стол или расстелить скатерку, прямо на траве, положив крест накрест под скатерку, два прутика, под сенью берез. В местностях России, бывало, стол собирали под берёзой только девушки, - кумились с берёзой.

В челобитной нижегородских священников: "жены и девицы приносили в жертву берёзам пироги, каши и яичницы". Сейчас это можно назвать «завтрак на природе», все съедали сами. Если и оставлялось на земле, около берёзки, по случаю испечённые куличики, козули, другая ритуальная выпечка, в центре которой часто запекались яйца, иногда просто оставлялся кусок хлеба, крошки со скатерти стряхивали под берёзу, для «птах небесных», то это делалось ненавязчиво.

А дома? «Берёзку ставили в передний угол перед накрытым столом, на котором было расставлено угощение для нее - по кусочку от всех блюд, стакан пива или рюмка вина; девушка-хозяйка приглашала сначала берёзку, а потом и всех присутствующих попить-поесть, чем Бог послал. Оставляя берёзку на время одну в доме, перед ней снова ставили накрытый стол с кушаньями».

Надо понимать, что все это делалось не дереву, как таковому, а символу, который олицетворяла в день Троицы берёза.

Берёзку называли в течение праздника "кумой". Традиционно устраивались настоящие народные гуляния, вечером, во всех деревнях, начинали водить хороводы, петь песни плясать. Подробные забавы на Троицу, не теряют своей популярности до сих пор.

На Троицу есть повод показать свою удаль. В сёлах, ещё при Советской Власти, можно было стать свидетелем, или участником поединка. Дрались не доводя поединки до смертоубийства, а до первой крови. Победителя угощали испечёным по случаю Троицы караваем, ровно как и приглашенных гостей, которых наряжали венками из цветов.

Одаривать друг друга венками на Троицу имело несколько смыслов.

Так девушки одарив венками парней, потом водили хороводы, а парни выбирали будущих невест. В Троицын день, принято свататься. Считалось, если посвататься на Троицу, а свадьбу сыграть на Покров - день, когда, осень встречается с зимой, то счастливая совместная жизнь обеспечена.

Но были и другие мотивы в троицких песнях, о нежелании замужества: "Виси, венок, не развивайся, а моя девичья краса не кончайся". Получается женщины имели «право голоса».

Одевались в троицкую субботу в красные рубахи, в воскресенье - старинные белые, в понедельник - сшитые из фабричной ткани. И обязательно головы украшали венками. Только в северных районах, венки из свежей зелени, заменялись головными уборами, вышитыми золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не надевали на другие праздники.

Одна деталь!

Народное сознание в Троице видело и женский образ. БогоМатерь, Бог-Отец, Бог-Сын, - что расходится с церковным каноническим образом Троицы. «Образ Богородицы, отражен в троицких песнях: "Благослови, Троица! Богородица!"; "Алилей! Семик, Троица! Семик, Богородица!», пишет И.М. Денисова.

«Реже Троицу или часть ритуальных действий этого дня называли "бабьим" праздником».

https://gromada-ks.blogspot.com/2024/05/blog-post_22.html

Мечты сбываются или "великая победа" Украины

Мы рассуждаем о том каким образом, на каких рубежах и в какие сроки будет завершена СВО, что делать с постукраиной и её крайне разнообразным населением, а нам в пору завидовать украинца...