Саммит ШОС в Астане. Детали в телеграм Конта

С.Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА. Сознание

0 52

Ночь. Чёрная река, длиной на века.

Смотри, как эта река широка.

Если берега принять за рассвет,

То будто дальнего берега нет.

И переправа непроста,

И нет ни брода, ни моста,

Лишь только лодка в два весла...31

§621. В утвердившемся в душе чувстве самого себя мы находим первый корень своего Я. Чувство самого себя, как мост, связывает наше идеальное Я с каждым органом нашего тела, с каждой его клеткой. Поэтому когда человек говорит о себе "Я", то при этом подразумевает, что он есть в этом мире. Употребляемое нами для обозначения самих себя местоимение "Я" представляет собой сокращённый вариант суждения "Я есть", в котором предикат "есть" является неотъемлемым свойством субъекта "Я". Когда я говорю о себе "Я", то это автоматически означает, что "Я есть" в этом мире.

§622. Выражение "Я есть" охватывает собой только то, что находится в пределах моего чувства самого себя. Таковым является моё тело. Всё остальное, что выходит за пределы моего чувства самого себя и, следовательно, за пределы моего тела, то уже не есть Я или, выражаясь иначе, есть не-Я. То, что не есть Я – это весь окружающий меня мир. Моё Я, следовательно, граничит в своём наличном бытии с тем, что есть не-Я, с окружающим миром. Поэтому, когда я говорю о себе "Я", то при этом подразумеваю сразу две вещи: во-первых, что "Я есть", а во-вторых, что "Я есть" по отношению к "не-Я", к окружающему меня миру.

Сознательное Я каждого человека представляет собой, следовательно, развёрнутое отношение внутри самого себя, переходящее в отношение к внешнему миру. Посредством чувства самого себя оно соединено с телом – "Я есть", а посредством своего тела оно соотносится с внешним миром – "Я есть по отношению к не-Я".

§623. Выходящее из чувства самого себя Я человека ещё не имеет в самом себе никакого собственного (сознательного) наполнения. Оно пусто. Поэтому на первых порах оно не способно утверждать себя положительным путём, т.е. путём опоры на своё собственное содержание, и вынуждено утверждать себя только отрицательным путём, т.е. путём противопоставления самого себя (Я) окружающему миру (не-Я). А это значит, что наше едва народившееся сознательное Я начинает свою активную деятельность с того, что разрывает присущую нашей душе непосредственную чувственную связь с внешним миром и вступает в отношение противоположности к нему. На одной стороне этой противоположности оказывается оно само (Я), на другой – окружающий нас мир (не-Я).

§624. В силу образовавшейся противоположности окружающий мир становится неким чуждым по отношению к нам объектом, а мы сами в лице своего идеального Я становимся столь же чуждыми по отношению к нему (к миру) субъектами. В результате окружающий нас мир оказывается расположенным как бы за пределами нашего зарождающегося сознательного Я, из-за чего у нас на первых порах даже возникает иллюзия, что мы и противостоящий нам мир чужды друг другу. Но именно образование данной противоположности является условием возникновения и развития нашего сознания.

§625. Чтобы преодолеть образовавшуюся противоположность с внешним миром, наше сознательное Я должно создать свою собственную связь с ним, отличную от той, которая присуща нашей душе. Сами по себе ощущения предметов внешнего мира как поступали, так и продолжают самотёком поступать в арсеналы нашей души, но для того чтобы теперь они стали также и достоянием нашего сознательного Я, оно само должно обработать их под себя. Ему требуется ввести их в свои собственные формы:

а) обратить на ощущаемый предмет своё внимание,
б) сохранить его образ в своём представлении,
в) присвоить ему имя и т.д.

Только действуя таким активным, созидательным образом, наше Я способно наполнить себя своим собственным содержанием – знаниями, и через это стать подлинным сознанием.

Такая созидательная деятельность нашего Я называется познанием. В ходе познания мы производим знания об окружающем мире, которыми наполняем самих себя, своё сознание. Знания становятся собственным содержанием нашего Я, благодаря которым оно делается сознательным. Познание, следовательно, – это способ существования нашего сознания. Вне, помимо деятельности познания сознания не существует. Сознание производит знания и состоит из них: со-знание, con-sciences.

§626. Поскольку деятельность познания осуществляется конкретными людьми (субъектами), постольку, принимая форму знаний, внешний мир субъективируется. Но, с другой стороны, поскольку сознание человека наполняется знаниями об окружающем мире (об объекте), постольку оно само объективируется. Благодаря такому вхождению друг в друга снимается изначально полагаемая противоположность сознания человека по отношению к внешнему миру и устанавливается их содержательное единство.

Познавательную деятельность нашего сознания можно сравнить с проявлением света. Когда потоки света попадают на тёмные предметы, тогда и только тогда данные предметы делаются видимыми. Но вместе с ними делается видимым также и сам свет. Освещая окружающие нас предметы, свет через это обнаруживает себя. Таково же действие и сознания человека. В нём, как в зеркале, отражаются предметы окружающего мира. Но в отличие от зеркал, которые отбрасывают от себя изображения предметов, создаваемые человеком знания о внешнем мире оседают в его сознании и становятся его собственным наполнением. (Светлая голова, беспросветный тупица, тёмный человек).

§627. Суть познаваемых нами предметов постигается только благодаря мышлению. Но для того, чтобы наше Я приобрело способность мыслить, оно должно научиться осознавать себя.

Самосознание представляет собой способ обслуживания нашим сознательным Я самого себя. Не бывает сознания без самосознания, и наоборот. Только осознавая себя, наше Я способно производить знания о мире и применять их в ходе своей деятельности.

§628. В своём единстве сознание и самосознание составляют разум человека. В качестве разума наше Я уже не просто осознаёт самоё себя, но и противопоставляет себе всё своё содержание – весь арсенал понятий и определений, посредством которых мы осмысливаем окружающий нас мир и общаемся между собой. Делая их своим предметом, оно (Я) приводит их в логически последовательный порядок.

§629. Таким образом, для того чтобы получить понятие сознания, нам требуется рассмотреть следующий ряд его определений:

сознание как таковое,
самосознание,
разум.

Соответственно, здесь в учении о сознании нам предстоит проследить:

как наше Я создаёт собственное содержание – знания,
как оно приходит к осознанию самого себя, к самосознанию,
как оно приводит своё содержание в порядок и через это становится разумом.

В ходе формирования сознания как такового мы имеем противоположность нашего Я внешнему миру: "Я – не-Я".

В ходе формирования самосознания мы имеем противоположность нашего Я самому себе: "Я – Я".

В ходе формирования разума мы имеем противоположность нашего Я своему собственному содержанию.

Сознание как таковое

§630. Сознание как таковое появляется у человека в ходе деятельности познания. Сам процесс познания включает в себя три последовательных этапа.

На первом этапе субъект только ощущает внешние предметы, что соответствует ступени чувствующего сознания.
На втором этапе он изучает их внутренне строение и их внешние связи друг с другом, что соответствует ступени воспринимающего сознания.
На третьем этапе он постигает законы строения данных предметов, что соответствует ступени рассуждающего сознания.

Чувствующее сознание

§631. Познавательная деятельность нашего Я также начинается с чувственных ощущений окружающих нас вещей. Если человек не обращает своего внимания на поступающие в него извне ощущения, то они проскакивают мимо его сознания и уходят в недра души. Но жизнь заставляет индивидов останавливать своё внимание, по крайней мере, на тех вещах природы, которые служат средством удовлетворения их физиологических потребностей. Обратив на них своё внимание, субъект тем самым делает их предметом своего сознания.

Такова суть ступени чувствующего сознания, где субъект только обращает своё внимание на непосредственно ощущаемую (созерцаемую) им вещь. По полноте и свежести ощущений она является самой богатой, но по степени их мыслительного оформления она является самой бедной. Акт непосредственного ощущения конкретной вещи позволяет нам утверждать лишь, что данная вещь: во-первых, есть; во-вторых, есть по отношению ко мне; в-третьих, есть ещё в виде смутного неразличимого образа.

§632. Душа впитывает в себя весь поток поступающих в неё извне ощущений, не различая их. Но нашему сознательному Я для того, чтобы сделать образ данной вещи своим, требуется не только обратить на неё внимание, но и предпринять действия к тому, чтобы прояснить её образ. Воспринять вещь в себя значит сделать её образ доступным для своего сознания, запоминаемым. Для этого следует, не мешкая, пользуясь тем, что мы продолжаем ещё непосредственно созерцать данную вещь, выявить в ней как можно больше тех её внешних и внутренних данных, которые характеризуют её собой: её цвета, её форму, её свойства, детали её строения и т.д. Для этого требуется подвергнуть её всестороннему исследованию. Выполнение этой операции выводит наше сознание на ступень восприятия. (Немецкое слово Wahrnehmung переводится не только как восприятие, но и как различение, наблюдение, исследование.)

Воспринимающее сознание

§633. Само выражение чувственное восприятие говорит о том, что тот материал ощущений, на который мы обратили своё внимание, с необходимостью становится предметом нашей познавательной деятельности. Если мы знаем о том, что в данный момент ощущаем какую-то определённую вещь, то тем самым мы уже оказываемся перед необходимостью восприятия её образа в своё сознание. Но для этого мы должны всесторонне исследовать её.

В дикой природе причина восхождения психики животных на ступень воспринимающей, исследовательской деятельности состоит в том, что им как существам потребляющим необходимо отличать съедобные растения от ядовитых, безопасных животных от хищников и т.д.

§634. Процедура всестороннего исследования вещи включает в себя: 

а) изучение её внешней формы, 
б) исследование её внутреннего строения, 
в) выявление её связей с другими предметами,
 г) переход к исследованию тех предметов, с которыми она связана.

 Например, если в поле нашего зрения попадает дерево, то, обратив на него своё внимание, мы начинаем исследовать его. В этих целях мы рассматриваем его внешний вид, затем выявляем элементы его строения: корень, ствол, ветви, листья. Далее находим, что его корни уходят в почву, а его листья, наоборот, тянутся к свету. Понаблюдав за ним более длительный период, мы обнаруживаем, что весной оно покрывается листвой и цветом, летом плодоносит и укрупняется в размерах, осенью сбрасывает листву, а зимой приостанавливает своё развитие. Выясняется также, что в кроне дерева живут птички, его цветы опыляют насекомые, его плоды потребляют некоторые животные и т.д.

§635. Данная ступень постижения предметов окружающего мира представляет собой то, что иначе называется эмпирическим методом познания. Благодаря наблюдению и более активным формам исследовательской деятельности (замерам, сравнениям, опытам, экспериментам) сознание человека создаёт первичную базу данных об исследуемых предметах. В неё входят сведения об их строении, об их свойствах, об их связях и т.д.

Наращивая объём знаний о внешнем мире, наше сознание в ходе этого расширяет и углубляет самое себя. Оно наполняет себя всеми теми сведениями о внешних предметах, которые само и добывает. Однако самому человеку, находящемуся на ступени воспринимающего сознания, ещё кажется, что его сознание представляет собой нечто отличное от окружающего мира, что, исследуя этот мир, он погружается в чуждый по отношению к нему материал.

§636. Прослеживая связи вещей друг с другом, мы в итоге приходим к выводу, что все они существуют не сами по себе, в своей единичности, а только в своём взаимосвязанном единстве. Их сущность заключена не в их изолированном существовании, а в той всеобщей системе, которую они образуют и которой они принадлежат. Соответственно, для того чтобы мы могли понять суть и значение каждой единичной вещи, мы должны познать ту всеобщую систему, которую они составляют: система небесных тел, система живых организмов биосферы, общество и т.д.

При такой постановке вопроса все эмпирически выявленные внутренние и внешние различия вещей теряют свою изначально полагаемую чувственным восприятием самостоятельность. Дело дальнейшего развития процесса познания заключается теперь не в том, чтобы продолжать на ощупь передвигаться от одной вещи к другой, а в том, чтобы посредством своего мышления связать все выявленные в них различия и благодаря этому понять суть образуемой ими системы в её всеобщности. А далее, отталкиваясь уже от полученного понятия данной системы (всеобщности), определить значение каждой из принадлежащих ей конкретных вещей. Дойдя до постановки таких задач, сознание человека восходит на ступень рассудка.

Рассуждающее сознание

§637. На ступени чувственного сознания мы имеем только смутные образы предметов. На ступени воспринимающего сознания мы подвергаем их расчленению, в ходе чего опытным путём выявляем их различные элементы и свойства. Следующая ступень познания заключается в том, чтобы свести все обнаруженные внутренние и внешние различия предметов к их единству и доказать необходимость этого единства.

Любая совокупность явлений, будь то единичный предмет в его внутреннем убранстве либо внешняя система, состоящая из множества предметов, постигается сознанием только таким двойным способом. Сначала мы выявляем их различия: стороны, свойства, части, элементы, связи, отношения и т.д., а затем сводим этот рефлективный материал к единству. И неважно, будем ли мы рассматривать предмет как сам по себе взятый (рефлексия вовнутрь) или как принадлежащий системе более высокого порядка (рефлексия вовне) – и в том, и в другом случае от нашего рассудка требуется привести к необходимому единству всё многообразие эмпирически выявленных в нём различий: сторон, свойств, частей и т.д. Найти такое единство значит установить закон. Так вот, на ступени рассудка наше сознание устанавливает законы.

§638. Общим знаменателем всех законов является то, что в них выявленные внутри какой-либо системы различия (элементы, стороны, свойства, части, силы) приводятся к своему единству. Иначе говоря, законом самих законов является установление единства выявленных различий.

Например. В ходе изучения дерева мы находим его различные части: корень, ствол, ветви, листья, плоды и т.д. Устанавливая своим рассудком необходимость их единства, мы благодаря этому постигаем закон строения дерева.

639. Но мало только сформулировать закон, его ещё требуется доказать. Необходимость единства выявленных в предмете различий (частей, сторон, свойств) должна иметь своё обоснование. В силу этого каждый закон содержит в себе своё доказательство. Если в законе утверждается, что в данной системе мы имеем такое-то соотношение её различающихся элементов, то необходимость данного соотношения должна иметь своё объяснение, или, говоря другими словами, должна быть доказана. Доказательство является неотъемлемым компонентом любого закона.

Не следует думать, что законами можно называть лишь только те, которые мы изучаем в школе либо в других учебных заведениях. Наше сознание хранит в себе тысячи законов и постоянно продолжает открывать новые. Например. Планировка данного дома – это его закон. То обстоятельство, что одна дверь открывается к себе, а другая от себя, – это их закон. Рецепт приготовления котлет "по-киевски" – закон. Схема переключения передач в автомобиле – закон. Такая немудреная истина, что если наступить на грабли, то можно получить черенком по лбу, – тоже закон! И так далее. Архимед, Коперник, Менделеев являются, конечно, хорошими примерами для демонстрации деятельности человеческого рассудка, открывающего законы, но созданные ими теории – дело их учёной профессии, которой заняты лишь немногие. В основной же своей массе люди постоянно открывают для себя самые простые, но необходимые им для жизни законы.

§640. Не суть важно, каковы масштабы постигаемых нами законов, насколько они локальны или глобальны и к какой области знания относятся. Не суть важно также, является ли тот или иной закон (научное положение, теория) истинным или ложным. Важно то, что они представляют собой самостоятельную работу нашего Я. Мифы, сказки, фантастические сюжеты имеют с научными положениями то общее, что в них также присутствует самостоятельная работа нашего сознания, такая же, как и при построении научных законов. Пусть ошибочная, но своя, т.е исходящая от самого сознания.

Так, например, в разработанной Клавдием Птолемеем во II веке н.э. системе мира Земля утверждалась центром Вселенной, а вокруг неё вращались Солнце, Луна, Марс и другие планеты. И хотя из всех её положений истинным было лишь то, что Луна вращается вокруг Земли, а все остальные требовали нагромождения замысловатых и, как мы теперь знаем, ошибочных объяснений, тем не менее его концепция строения мира также представляет собой пример самостоятельной работы сознания. Построенное им доказательство – это собственный продукт деятельности его Я.

§641. Закон и его доказательство – это явленность нашего сознания самому себе. На их материале наше Я находит себя в своей собственной, очищенной от чувственных восприятий деятельности. В лице открываемых нами формул, теорий, законов, обыденных истин наше Я имеет своим предметом самое себя.

Таков путь становления нашего сознания как такового.

На этапе чувственной достоверности мы только предъявляем себе предметы окружающего мира; это позволяет нам говорить о том, что:

данный единичный предмет есть,
есть по отношению ко мне,
есть ещё в виде смутного образа.

На этапе эмпирических исследований мы проясняем образ предмета, для чего:

выявляем различия внутри самого предмета (рефлексия вовнутрь),
прослеживаем его связи с другими предметами (рефлексия вовне),
переходим на точку зрения всеобщей природы выявленных различий.

На этапе теоретических рассуждений мы:

устанавливаем единство выявленных различий (частей, элементов, сторон предмета) – формулируем закон, научное положение, теорию;
строим доказательство данного единства (закона);
на материале такого доказательства находим своё Я как таковое в его самостоятельности.

Теоретические выкладки нашего рассудка (научные положения, законы, истины) представляют собственную деятельность нашего Я. Неслучайно поэтому что человек, объясняющий другим людям суть тех или иных явлений, испытывает от этого чувство удовлетворения. В процессе объяснения его сознание как бы разговаривает с самим собой, разъясняя и доказывая всё это в первую очередь самому себе. И хотя со стороны может казаться, что его Я занято каким-то внешним материалом, на деле всё обстоит наоборот: то объяснение, которое он излагает, является продуктом его деятельности. Объясняя кому-либо что-либо, сознание человека при этом занято самим собой.

§642. Если непосредственные чувственные ощущения и эмпирические исследования ещё удерживают внимание нашего Я на предметах окружающего мира, то на ступени теоретических построений (рассуждений) оно отвлекается от них и остаётся наедине с самим собой. И вот такое состояние уединённости нашего Я в самом себе, состояние его сосредоточенности на своей собственной деятельности позволяет ему сделать следующий шаг в своём развитии – противопоставить себя самому себе и через данную противоположность прийти к осознанию самого себя.

Необходимость осознания человеком самого себя содержится уже в том, что все мы являемся живыми существами, имеющими определённые потребности и совершающими практические действия в целях их удовлетворения. Соответственно, деятельность познания необходима нам не ради неё самой, а ради того, чтобы мы могли пользоваться её результатами в своих жизненных интересах. Но для того чтобы человек мог применять свои знания в ходе своей практической деятельности, ему необходимо осознавать самого себя. Сознание, следовательно, требует самосознания.

§643. Таким образом, на ступени рассуждающего сознания снимается противоположность между субъектом и объектом, между "Я" и "не-Я", и разворачивается другая противоположность – внутри самого сознания человека. Наше сознательное Я противопоставляет себя самому себе: "Я – Я". Через полагание данной противоположности человек приходит к осознанию самого себя, к самосознанию.

Хотя процесс становления самосознания человека существенным образом связан с процессом формирования его сознания как такового, тем не менее он подчинён собственной логике своего развития, к рассмотрению которой мы теперь и переходим.

С.Н. Труфанов. ГРАММАТИКА РАЗУМА. Самосознание https://gromada-ks.blogspot.co...

https://psylib.org.ua/books/trufa01/txt31.htm

Проблема разрешилась только после того, как к делу подключились сотрудники ФСБ

МОСКВА: приезжие до полусмерти избили бетонными камнями и кирпичами ветерана ФСБ. В Москве неадекватные мигранты избили ветерана ФСБ в подъезде собственного дома. Он и его супруга возвра...

Внутренний фронт битвы за Россию: Схлестнулись патриоты и этнические олигархи

Обозначен внутренний фронт битвы за Россию. Схлестнулись патриоты и этнические олигархи. Яблоком раздора послужила миграционная политика.На фоне яркого выступления главы СК Александра Б...

Основной финал такого нарратива: будет Крым, но потом

Хороший пост Андрея Медведева (https://t.me/MedvedevVesti/17947) о якобы мирных нарративах нелегитимного киевского руководства. Основной финал такого нарратива: будет Крым, но потом. На...