"Дорога на Берлин" -- камерное кино про войну

9 3174

Если взяться за перечисление всех по-настоящему хороших советских фильмов о Великой Отечественной Войне, то список получится довольно внушительным. Настолько, что будет включать в себя чуть ли не все жанры и направления: трогательная комедия "Максим Перепелица", тонкая психологическая драма с обилием батальных сцен -- "Они сражались за Родину" и даже эдакий напряженный, натянутый как струна арт-хаус, например, "Иваново детство" Андрея Тарковского.

Но потом, с крушением СССР, что-то щелкнуло, закоротило, и нормальное кино о войне снимать перестали. И ладно бы, если речь шла только 90-х: было не до кино, но ведь и сейчас -- что ни картина о войне -- то обязательно "Цитадель" или "Сталинград". При этом создается впечатление, что чем больше на фильм потрачено денег, тем он становится более голливудским, пресным, неинтересным. А что если быть скромнее? Как, скажем, Сергей Попов, снявший малобюджетную, но вполне добротную военную картину "Дорога на Берлин". 

Сериальный режиссер в пику кассовым, однако банальным "супергеройским шедеврам" создал действительно хорошую драму без пафосной вычурности, присущей последним отечественным фильмам по заданной теме. Тут, пожалуй, только "Брестская крепость" — доброе исключение.

Тихая, практически камерная атмосфера "Дороги на Берлин" сразу настраивает на нужный лад. Становится понятно, что ждать каких-то запредельных батальных сцен бессмысленно и что режиссер будет вытягивать фильм на сюжете.

Кстати, хорошо продуманные мелочи тоже практически сразу избавили от опасений, дескать, обязательно появятся идиотские ляпы вроде маникюра на пальцах полевой медсестрички.

В целом, фильм хоть и не шедевр, сейчас как мы уже говорили, шедевров не снимают, но это вполне человеческая история о странном путешествии двух солдат: казаха -конвоира и приговоренного к расстрелу дезертира. К слову, никаких кровавых политруков, "трупами завалили" и "кошмара большевистского ада" там тоже нет. Фильм снимали по повести Эммануила Казакевича "Двое в степи" и военным дневникам Константина Симонова. 

Напомню, что больших денег на кино не потратили. Это же не широко разрекламированные блокбастеры "народных" и просто модных режиссеров, которых засыпают золотом, а они выдают нам голливудскую чепуху, да еще и нередко с предательским душком. А ведь фильмы о Великой Отечественной Войне несут определенный посыл, это, в какой-то степени -- кузница смыслов. Хотите вы этого или нет, а правильное отношение к той войне, а через нее -- к народу, к его истории, сейчас формируется посредством вот таких фильмов. И если их снимать плохо, то и отношение будет соответствующим.

Так может быть, стоит избавить прославленных режиссеров от труда осваивать миллионы рублей и создавать очередную яркую, но бестолковую киноленту? Вместо этого -- дать дорогу молодым, талантливым и идейным ребятам (в некоторых случаях -- не испорченным ВГИКом). Денег они все равно много не попросят, но есть шанс, что принесут в новое отечественное кино хорошо забытое старое. То, что мы любили в советским фильмах. Простите за банальщину, но по-моему, здесь подходит слово "душевность".

«Я даже не знаю их имен»
  • Nikkuro
  • Сегодня 10:53
  • В топе

Сын композитора Таривердиева офицер спецназа ГРУ Карен Таривердиев    «Я был ранен в ногу. Снайпер стрелял точно, но хотел, чтобы меня взяли в плен. Он выстрелил и попал, лиши...

"50 лбов — и я, девочка": Лолите передали "горячий привет" с фронта. Чиновники слова о "москалях" забыли

Олег БеликовБойцы на передовой открыто обвиняют "властелинов коридоров власти" в предательстве. Очередным поводом для негодования героев стал концерт Лолиты Милявской в Ярославле. Парни в камуфляжах в...

Обсудить
  • Да, про Войну мало современного кино, можно сказать и нет совсем. Но и современность тоже отдавать голливуду не стоит. Да вот - из статей на контике хоть возьмите: http://cont.ws/post/86539 "Сейчас особое опасение вызывает регион Черного моря. Там могут устроить провокацию, к примеру, с румынским кораблем. Вашингтон скажет, что Россия его атаковала. Провокация может произойти с натовским самолетом в Прибалтике. Кто виноват, потом будут разбираться историки. Но как только провокация случится, главком сил НАТО в Европе отдаст приказ нанести удар по военным объектам в России. Естественно, нам придется отвечать. Американцы поддержат развитие конфликта." Вот из этого получится отличный сценарий для фильма. Если постараться можно сделать получше чем "007: Завтра не умрёт никогда". Почему мы не делаем такое кино?
  • Да, увы...