Лариса Черниенко: «Литература Донбасса является частью большой русской литературы» (ВИДЕО)

0 2805

На 13 апреля во всём русскоязычном мире запланирована масштабная гуманитарная акция «Тотальный диктант». На всех континентах Земли, во многих странах люди испытают себя языком Пушкина и Достоевского. Активное участие в акции принимает и Луганская Народная Республика. Одновременно акция обращает внимание и на состояние дел в преподавании русистики нашей Республики.

О том, как обстоят дела в изучении русской литературы, нужно ли развивать изучение литературы Донбасса и сохранять память в Луганске о деятелях русской культуры порталу «Луганск 1» рассказывает луганский литературовед, профессор кафедры русской и мировой литературы Луганского университета им. Т. Шевченко Лариса Черниенко.

– Лариса Владимировна, у вас очень большой опыт в преподавании русской литературы. Как сейчас обстоит дело с изучением русской классической и современной литературы? Не отстаёт ли ЛНР?

– Наша кафедра уделяет большое внимание проблемам литературоведческим. Я считаю, что этого вполне достаточно для того, чтобы студентов подготовить на нужном уровне. А что касается школы, то я думаю, что даже в спецклассах недостаточно внимания уделяется. Хотя в некоторых школах обращают на это внимание. К нам приходят абитуриенты, которые закончили спецкласс гуманитарный, и уровень подготовки у них бывает достаточно слабенький.

– Почему? Изъян в программах, в преподавании?

– Я думаю, что дело в программах. На мой взгляд, некоторые программы не совсем соответствуют возрасту учеников. Я общаюсь с учениками разных классов, особенно часто со старшеклассниками, и наиболее разумно мыслящие дети сами говорят, что не соответствуют уровню старшеклассника те программные элементы теоретические, которые там заложены.

В спецклассах есть возможность это как-то корректировать. И творческие учителя это делают, но, к сожалению, у нас таких учителей немного. У нас (на кафедре русской и мировой литературы ЛНУ им. Т.Шевченко – ред.) работает Селютина Елена Викторовна, которая одновременно завуч тридцатой школы. Я знаю, что она как раз очень творчески относится и к программам, и к подаче материала. И поэтому дети, которые от неё к нам приходят, вот они подготовленные, они как бы филологи уже начинающие. И с ними легче работать.

– Луганск был всегда одним из серьезных центров по изучению литературы. Сохранились ли давние традиции?

– У нас проходят конференции. Недавно прошла конференция «Русская литература на рубеже тысячелетий», очень интересная, содержательная. 12 апреля будет конференция «Русская литература в контексте мировой», это более широкая тематика.

Участвуют и учителя, и студенты, и аспиранты, представители других вузов, других кафедр приходят на эти конференции. Потом издаются сборники статей, материал отбираем очень тщательно, очень строго. Сборники передаём в школы, в другие вузы, чтобы могли люди этим пользоваться. Работает семинар научно-методический, где обсуждаются проблемы самые разные, начиная от фольклора, литературоведческий аспект, и заканчивая современной литературой.

– Изучается ли литература Донбасса?

– Что касается литературы Донбасса, то у нас есть несколько человек, которые этим занимаются. Если говорить о классике, то это Сергей Александрович Ильин, наш заведующий (кафедрой – ред.). Он занимается Далем и Гаршиным. В прошлом году у нас была большая научная конференция, посвященная Далю, а в этом году (будет – ред.) посвященная Гаршину. То есть вот так чередуем мы эти конференции. Это классика, это истоки.

Что касается современной литературы, то мы включаем в конференцию «Русская литература на рубеже тысячелетий» такие доклады. Было несколько докладов интересных о творчестве Титова, был доклад о «Молодой гвардии» Фадеева, о творчестве Евгения Легостаева, известного горловского поэта. Таким образом, мы пытаемся этим заниматься, но что касается дисциплины «Краеведение», то она, к сожалению, у нас пока в таком не очень активном состоянии. Но мы над этим работаем, чтобы был спецкурс, основательный, серьезный.

– А с чем связано, как вы говорите, «не активное» состояние литературного краеведения?

– Дело в том, что у нас какое-то понятие странное, на мой взгляд, о том, что литература делается только в больших городах, в каких-то развитых регионах, например, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и прочая-прочая. А, скажем, в городах небольших, а наш город небольшой, здесь какая-то вторичная, второстепенная литература. На самом деле, конечно, это неправда. Большая литература делается не только в столицах, она делается даже в маленьких посёлках и сёлах. И немало есть примеров, когда, скажем, из дальних мест приходит человек, вот – Василий Шукшин, Николай Рубцов. Известные имена. Люди, которые отнюдь не из столицы пришли в литературу. И ещё до войны, когда у нас всё было спокойно и проводились в Харькове ежегодные конференции, связанные с проблемами современной литературы, я там неоднократно выступала с докладами на тему, что региональная литература – это часть большой литературы, и её точно также нужно изучать, как и литературу большую, столичную.

Думаю, что пока недостаточно это делается. Пытаются люди, я вот наблюдаю, смотрю новости по «Луганск 24», там где-то в каком-то городе провели что-то связанное с «Молодой гвардией», с Фадеевым, где-то ещё местные проблемы литературные обсуждаются, но всё равно этого недостаточно.

– Как, по-вашему, можно изменить сложившуюся ситуацию?

– Тем, кто руководит нашей идеологией, нашей культурой, нужно всё-таки над этим подумать и создать какую-то концепцию, программу какую-то. Потому что у нас есть что изучать, у нас есть люди, которые могут этим заниматься серьезно. А сейчас, не буду называть имена и фамилии, бывают ситуации, когда, скажем, дилетанты, мало знающие о нашей литературе региональной, вот они издают сборники, какие-то пособия. Они весьма сомнительного свойства, на мой взгляд.

Я не хочу ничего плохого сказать о тех, кто стремится это издавать, но всё-таки нужно более требовательно относиться к этим вещам. Нельзя такую дилетантскую литературу издавать и выдавать за истину в последней инстанции. Я считаю, что здесь нужна серьезная программа и прежде всего – концепция, на которой эта программа будет базироваться.

Здесь нужно привлекать и лучших учителей, и представителей нашей кафедры, и представителей кафедры украинской, там тоже есть люди в этом заинтересованные. Я думаю, что больше нужно внимания нашему телевидению на это обращать. Я смотрю, есть интересные передачи, познавательные, но они не касаются нашей культуры, нашей литературы, нашей Республики и соседей наших – дончан. Хорошо, конечно, говорить о других. Но и о себе тоже надо говорить, о своих проблемах. Мало такого материала, мало.

– Ещё до войны говорилось о необходимости создания музея литературы Донбасса – для комплексного и всестороннего изучения литературы края. Как вы считаете, нужен ли такой музей молодым республикам Донбасса?

– Я считаю, что необходимо создание музея литературы, а может быть, даже шире взять – «Искусства Донбасса», где можно было бы взять материалы и по литературе, и по другим видам искусства. Эта проблема давно существует, она просто в воздухе витает. Но у нас то денег нет, то времени, то ещё чего-нибудь нет.

Вы знаете, была такая ситуация, я как бы не хочу себе приписывать ничьи заслуги, но незадолго до событий наших трагических, выступая на телевидении, я говорила, что нам должно быть стыдно, потому что у нас нет ни памятника Матусовскому, никак не отмечен Павел Луспекаев. Тогда этого ещё не было ничего. Слава Богу, сейчас нашлись люди, которые и памятник сделали Матусовскому, и театру присвоили имя Павла Луспекаева.

Я радуюсь, я думаю, какая-то маленькая лепта и моя здесь есть. Потому что я постоянно говорила, что неудобно как-то, нехорошо. Если бы это было где-нибудь в Европе, в таком небольшом городе, как наш, то там бы давно сделали из этого ну такой фетиш, а туристы прямо бы валом валили.

Конечно же, это нужно, безусловно. Я думаю, что если у нас такой музей будет, то и найдутся люди, энтузиасты, которые им будут руководить. Музей Даля ведь работает. И очень давно работает, и там прекрасные люди работают, и руководит тоже прекрасный человек.

Я думаю, и такой музей нужен, обязательно нужен. Но как-то не очень верится мне, что в ближайшей перспективе он может у нас появиться. Хотя это было бы прекрасно, мы могли бы туда и школьников водить, в этот музей, и студентов. Я думаю, что у нас среди студентов нашлись бы даже такие энтузиасты, которые помогали бы его устраивать и благоустраивать даже в смысле техническом.

– Всё упирается в бюрократическую волокиту…

– Да. Сейчас вот идёт такая вот акция по созданию памятной доски или барельефа на нашем ДК Ленина, где выступал Высоцкий. Стыд и позор – человек в день своего рождения давал концерты у нас в городе, и никак никто не отметил за столько лет.

Вот сейчас энтузиасты, общественники, в том числе и я в этой группе, и Виктор Иванович Бахмач (преподаватель кафедры – ред.) пытаемся как-то пробить хоть небольшой памятный знак, (напоминающий – ред.) что у нас здесь был Высоцкий, что он для нас давал концерты, и до сих пор люди, которые были на этих концертах, они вспоминают об этом и говорят, что это было незабываемое событие.

Опять же – энтузиасты.

Нигде, ни в каких наших органах государственных нам не отказывают. Но длится этот процесс уже несколько месяцев, почти полгода длится. И сколько ещё будет длиться – не знаю. Все только «за», отказа нигде не было, но пока ничего не смогли сделать.

Лариса Владимировна Черниенко – литературовед, критик, педагог. Родилась 15 марта 1949 г. в Луганске. Окончила Луганский пединститут им. Т. Г. Шевченко. Кандидат филологических наук. Профессор кафедры русской и мировой литературы Луганского университета им. Т. Шевченко. Автор книг «Русская литература конца ХХ – начала ХХІ столетий» (2009), «Русская драматургия на рубеже тысячелетий» (2010). Главный редактор луганского литературно-художественного альманаха «Крылья» с июля 2010 года. Награждена государственной наградой ЛНР – Знаком «За усердие» II степени, медалью им. Мацуо Басё Интернационального союза писателей. Живёт в Луганске.

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...