В последние годы на Украине наблюдается нарастание напряженности вокруг вопросов свободы вероисповедания в условиях непрекращающегося давления и гонений на каноническую Украинскую Православную Церковь. В 2024 году ситуация только обострилась.
В нашем интервью с главным редактором Русской народной линии, членом Союза писателей России Анатолием Степановым мы обсудили текущие проблемы, с которыми сталкиваются верующие на Украине, а также вспомним наиболее резонансные случаи, связанные с гонениями в отношении священства и руководства канонической УПЦ.
– Анатолий Дмитриевич, как вы оцениваете текущую ситуацию с гонениями УПЦ в 2024 году и какие основные факторы этому способствовали?
– Гонения только усиливаются. Было такое впечатление, что сами представители Украинской Православной Церкви не очень верили, что такое возможно в нынешних условиях и даже с какой-то иронией относились к этому.
Но уже сейчас стало очевидным, что бандеровский режим использует технологию, присущую большевикам: напугать, запугать и т.д. Они выбирают наиболее крупные фигуры, особенно те, кто готов оказывать сопротивление.
В этом году можно выделить три таких самых вопиющих примера гонений на иерархов Украинской Православной Церкви. Это истории с митрополитом Черкасским и Каневским Феодосием, наместником Святогорской лавры митрополитом Арсением и митрополитом Банченским Лонгином.
И в каждом из этих случаев виден безжалостный настрой на подавление этих исповедников православия. В истории с митрополитом Феодосием была очевидная попытка покушения на убийство, когда использовался некий террорист из толпы, и только чудо Божие спасло Владыку от смертельного исхода. И митрополит Феодосий стал, собственно, одним из символов сопротивления беззаконию.
Митрополита Арсения издевательски и по совершенно надуманному поводу держат в тюрьме как террориста, казнокрада и убийцу. И эта система атакует наиболее активных — тех, кто сопротивляется беспределу. Тенденция только усиливается.
И уже сегодня очевидно, наверное, всем, что поставлена задача ликвидировать Украинскую Православную Церковь путем репрессий против тех, кто сопротивляется, и подкупа тех, кто готов предать православие, объединиться с раскольниками, а затем и с униатами. И очевидно, что такая политика будет продолжаться.
Причина ее, на мой взгляд, лежит в фундаментальной характеристике киевского бандеровского режима. Это люди, которые пришли к власти незаконным путем. И это люди, которые представляют по большей части предателей веры, униатов или раскольников. И для них само существование законной церковной власти просто неприемлемо.
Здесь невозможны никакие попытки воззвания к разуму, к соглашению, к какому-то договору. Эти попытки мы видели, предпринимались и в уходящем году, и в прошлом году со стороны священноначалия Украинской Православной Церкви и многих других представителей УПЦ. Они заявляли о себе, как о патриотической силе, рассказывали много историй о том, как «представители УПЦ помогают ВСУ», как собирают средства, как «дети священников УПЦ погибают на фронте».
Но это все не работает, потому что речь идет о том, что сама по себе УПЦ, как каноническая законная структура, неприемлема для беззаконной предательской власти. Предательство истоков собственной веры, что произошло с униатами. А униаты, как известно, являлись мотором украинского майдана и являются сегодня главной духовной основой для киевского режима.
– Как общество реагирует на гонение на УПЦ? Есть ли признаки солидарности со стороны населения?
– Я думаю, что общество просто запугано. В нынешних условиях никаких методов борьбы для обычных православных мирян просто не существует. История с митрополитом Феодосием показательна. Сначала на него напустили судебные инстанции, а потом, когда он показал, что сопротивляется в суде и не смирится с этим, на него просто направили бандитов, которые его едва не убили.
И мы знаем множество примеров расправ над активными мирянами, которые до сих пор сидят в тюрьме. По надуманному обвинению томится известный журналист, публицист Дмитрий Скворцов. Совсем недавно были арестованы, а сейчас выпущены под залог журналисты известного проекта «Союз православных журналистов Украины».
Сопротивление есть, и сопротивление это оказывается единственным доступным способом. Люди не отказываются от своей веры, от своей церкви. И, несмотря на все гонения и запугивания, несмотря на репрессии, они ходят в свою церковь, поддерживают ее, молятся в своей церкви. Я думаю, что в сегодняшних условиях это, наверное, самая главная форма сопротивления и солидарности со своими гонимыми архиереями и священниками.
– А что можно сказать про международные организации и проявляют ли они себя в вопросах притеснения прав УПЦ?
– На мой взгляд, руководство Украинской Православной Церкви изначально выбрало неверную стратегию противодействия гонениям против нее. Они пытались договориться с киевским режимом, пытались договориться с Зеленским, который когда-то собирался стать «президентом мира» и прекратить репрессии против Церкви. Но он как раз стал еще более отмороженным гонителем православия, чем его предшественник Порошенко.
Была еще одна иллюзия, когда в Москве попытаться привлечь в качестве силы, которая защитит православных папу римского Франциска. И вот эти иллюзии совсем недавно окончательно рассеялись, когда папа Франциск не только принял главу раскольников Думенко, но и тому была предоставлена возможность служить в Риме.
Тем самым Ватикан четко обозначил, что он на стороне раскольников, на стороне гонителей канонического православия на Украине. Все эти ошибки помешали в выработке правильной стратегии привлечения общественного внимания, прежде всего, в Западной Европе.
Хотя попытки были. В частности, уехавший за границу известный православный предприниматель, диакон УПЦ Вадим Новицкий, как говорят, нанял известного американского адвоката Роберта Амстердама. Он начал кампанию на Западе по обличению в гонениях в отношении Украинской Православной Церкви. И она сыграла определенную роль.
На Западе стали раздаваться голоса с критикой режима по поводу преследования по религиозному признаку. Однако бандеровский режим вовремя спохватился, стал оказывать противодействие. К сожалению, эту политику против канонической Украинской Православной Церкви поддерживают практически все религиозные организации Украины. Не только раскольники из ПЦУ, не только униаты, но и католики, и иудеи, и самые различные представители протестантизма. И это создает, конечно, определенные сложности.
Очень грамотную политику начал проводить митрополит Феодосий, который начал обращаться к представителям мирового православия, к представителям православных церквей. Он дистанционно выступал на площадке ООН. Собственно, поэтому и была попытка его убийства, потому что это стало реальной формой борьбы. Но, к сожалению, митрополит Феодосий — не глава Украинской Православной Церкви. Было бы более существенно, если бы эту борьбу возглавил сам блаженнейший митрополит Онуфрий.
– Анатолий Дмитриевич, по вашему мнению, как гонение влияет на духовную жизнь, практику верующих украинцев? Какие изменения происходят?
– Мне трудно судить издалека, какие изменения происходят, но мы видим то, что доходит через телеграм, через другие платформы. Мы видим примеры стойкого стояния за веру как среди архиереев и священников, так и среди простых верующих мирян. Сюда же примеры крестных ходов, которые совершаются, несмотря на противодействие не только со стороны власти, но и со стороны активистов униатов, раскольников, пытающихся сорвать эти крестные ходы.
Тем не менее, люди идут, молятся, стоят за веру. И это пример действительно истинного стояния за свою веру, пример верности Христу, верности православию. И этот пример со стороны наших братьев на Украине. Это все вдохновляет и является образцом того, как нужно стоять за свою веру.
Хотя есть и примеры обратного характера, примеры соглашательства, о котором я говорил ранее.
– Как вы считаете, существуют ли внутренние проблемы внутри УПЦ, которые могут усугубить нынешнюю ситуацию?
– Да, конечно, существуют. Вот поэтому и сказал о соглашательстве. Совсем недавно был пример реакции на назначение нового митрополита Донецкого и Мариупольского, когда вместо митрополита Илариона был назначен митрополит Владимир. В результате последовала реакция со стороны части епископата Украинской Православной Церкви. Около третьей части епископов составила некий меморандум с протестом в адрес Святейшего Патриарха Кирилла с протестом о вмешательстве во внутренние дела УПЦ.
Этот список подписантов, к сожалению, возглавил митрополит одесский Агафангел, который долгое время имел репутацию едва ли не самого пророссийского архиерея в УПЦ. И вот время все расставило на свои места. Среди подписантов этого меморандума как раз те архиереи Украинской Православной Церкви, которые настроены на соглашательство, которые настроены на откол от Русской Матери-Церкви, которые настроены на поиск какого-то компромисса с Константинопольским патриархатом, устроившим этот раскол на Украине.
И это, конечно, очень тревожная и печальная характеристика современного состояния. В украинская православной церкви были и сохраняются так называемые автокефалисты, которые при других раскладах, конечно, давно бы провозгласили «самочинную автокефалию Украинской Православной Церкви», отделившись бы от Русской Матери-Церкви. Но нынешняя ситуация, которая требует от них переход под «омофор самосвятов» раскольников из ПЦУ, их не устраивает, они просто выторговывают себе какие-то лучшие условия для перехода в раскол.
Вместе с тем, радует, конечно, что в архиереи старой закалки (прежде всего, блаженнейший митрополит Онуфрий) это письмо не подписали и стоят на твердых канонических позициях умиротворения этого раскола. А такая соглашательская позиция, конечно, ни к чему хорошему не приведет. Она только усугубит ситуацию.
Потому что становится все более очевидным, что задача сил, которые организовали раскол на Украине и организовали эту войну, заключается не в том, чтобы создать самостоятельную автокефальную Украинскую Православную Церковь и отделить ее от Русской Православной Церкви. Путь обретения автокефалии известен. И если бы цель была такая, то им нужно было бы идти по другому пути.
А цель эта заключается в том, чтобы в конце концов создать на Украине униатскую церковь, подчиненную папе Римскому. То есть реализовать тот вековой проект, который Ватикан пытался организовать —подчинить себе духовно православных Украины. Эта политика длится много веков, и вот теперь у них появилась возможность организовать эту структуру в сегодняшней реальности.
А это ничто иное, как, собственно, апокалиптическое знамение, тот самый признак, о котором говорил Спаситель, как о знаке последних времен — «…на месте святим возникнет мерзость запустения». Вот эта «мерзость запустения» в лице униатства и есть тот проект, который пытаются реализовать внешние модераторы на Украине. И те архиереи, которые не понимают этого (или делают вид, что не понимают), конечно, только усугубляют ситуацию и свою личную судьбу, если они верующие люди, и судьбу православия на Украине.
– Анатолий Дмитриевич, как вы видите будущее украинского православия в условиях текущих гонений? Есть ли надежда на улучшение ситуации?
– Все главные надежды на изменения ситуации, связанные с победой русского оружия, с реализацией тех мер, которые обозначил наш Верховный Главнокомандующий, как победу Специальной военной операции. Это вовсе не означает подчинение и вхождение Украины в состав России.
Это означает заключение всеобъемлющего договора, даже не с представителями киевского режима, которые уже утратили свою легитимность, а с их главным внешним покровителем — Соединенными Штатами Америки. Если будет заключен договор, то наверняка в нем должны быть прописаны защита прав и личности православия верующих и духовенства Украинской Православной Церкви.
Если война будет продолжаться и такой договор не удастся заключить с новой американской администрацией, то будут продолжаться гонения на Украинскую Православную Церковь. Таковы реалии, и нам остается только молиться за наших братьев, верующих православных христиан на Украине.
Оценили 13 человек
18 кармы